СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мастер-класса "Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности"»

20 марта 2023г.

Мастер-класс «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся»

Цель - рассмотреть особенности реализации проектно – исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. выделить наиболее эффективные приемы создания проекта

  2. выработать практический выход проекта

  3. рассмотреть структуру проектной деятельности



Сценарий мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Звучит заманчиво звонок.

Милые коллеги, всем внимание!

Начинаем методический урок!

Свой мастер-класс я бы хотела начать словами Томаса Алва Эдисона «Обменяемся яблоками – и у каждого останется по яблоку, обменяемся идеями – и у каждого будет по две идеи». Я надеюсь, что после сегодняшнего мероприятия мы обменяемся своими идеями, мыслями и знаниями и пополним свою методическую копилку.

Тема моего мастер-класса «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся». А что же это за вид деятельности? В теме «Проектно-исследовательская деятельность» скрываются два понятия "Проект" и "Исследование", которые тесно переплетаются друг с другом. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Исследование – это лишь этап проектной работы. 

. Предлагаю вам послушать притчу.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки..

Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как…

Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и радостно продолжает свой путь.

«Эврика» - сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему».

Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!

Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки!

Опираясь на данную историю, попробуем выделить этапы разработки проекта.

С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (с проблемой) с какой проблемой?

Что сделал мудрец, чтобы решить данную проблему? (подумал, составил план, нарисовал схему, произвёл необходимые расчёты)

Что делали его ученики?

Как быстро они переправились на другой берег?

А почему они быстро переправились? (каждый знал, что ему делать)

А что сделали ученики перед тем, как спустить лодку? (проверили)

Проблема была решена?

Как вы считаете, какова здесь роль учителя?

Та же деятельность всегда присутствует и в нашей работе. ну а сейчас я предлагаю вам распределить этапы работы над проектом или исследованием в необходимом порядке. Желающего прошу выйти к доске, остальные откройте конверты №1 и выполните задание на карточке.

  • Выбор темы.

  • Постановка цели, формулирование объекта, предмета, гипотезы исследования и задач.

  • Сбор материала.

  • Обработка и систематизация материала.

  • Написание работы.

  • Выводы учащегося.

Рассмотрим некоторые этапы подробнее.

Шаг 1 – выбор темы исследования. Выбор темы исследования – один из важных моментов, поскольку именно тема предопределяет все последующие шаги в исследовании. Для школы тема проектно-исследовательской работы не должна быть слишком объемной и широкой.

Откройте конверт №2. У вас имеются карточки с шаблонами. Приведем примеры некоторых шаблонных алгоритмов, которых, на мой взгляд, целесообразно придерживаться при формулировке темы проектно-исследовательской работы в школе:

№ п/п

Алгоритм (шаблон)

Пример формулирования темы

1

Изменение (__) у (_) в (__--то) условиях

«Изменение поведения птиц в условиях зимней бескормицы»

2

Условия изменений (_____) у (кого-то)

«Условия изменения окраски шерсти животных»

3

Это как (______)

«Переселенческий билет как свидетель истории семьи Любимых»

4.

«Что-то или кто-то» в «чем-то»

«Образ женщины в сказках Пушкина»

5.

Изучение «_____» через «_____»

«Изучение истории рудника «Холтосон» через статьи газеты «Знамя труда» (период).

6

Как получают (____)?

«Как изготавливают бумагу»?

7

Почему (_____) может что-то делать?

«Почему стреляет попкорн»?

«Почему от лука люди плачут?

8

В чем опасность (_______)?

«Чем опасна бытовая пыль»?

9.

В чем польза (_______)

«Чем полезно мороженое?»

Данные таблицы указывают на то, что тема должна содержать ключевые слова, отражающие объект и точно указывающие на предмет научно-исследовательской работы.

Шаг 2 – обоснование актуальности работы, формулировка цели.

Обосновать актуальность темы – это значит объяснить, в чем выражается необходимость, нужность исследования данного вопроса (темы, проблемы), указать причины, по которым возникла данная необходимость. Актуальность может выводиться из потребности в получении новых данных, в проверке уже известных или абсолютно новых методов и приемов т.п.

Несомненно, ярким показателем актуальности исследования является наличие какого-либо противоречия или проблемы, которые необходимо разрешить в результате исследования.

Любая исследовательская работа всегда проводится с определенной целью, которую принято формулировать во введении.

Цель исследования - это тот планируемый результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Цель формулируется согласно теме научно-исследовательской работы.

Целью любой научно-исследовательской работы является изучение воздействия /влияния предмета исследования на объект исследования, которое осуществляется с помощью определенных средств достижения цели (методов).

Условная структура цели проектно-исследовательской работы приведена в таблице: Данная таблица также имеется в ваших конвертах №2.

Действие

Предмет

Объект

Изучить …

причины изменения поведения.…

птиц в условиях зимовки

Определить..

факторы, позволяющие свести к минимуму наличие.…

бытовой пыли в доме

Выявить …

полезные или вредные свойства …

попкорна

Проанализировать .. .

возможности изготовления

бумаги в домашних условиях

Раскрыть …

новые возможности

компьютерных технологий для публичных выступлений

Исследовать …

значение

пластиковых бутылок в жизни человека и природы

Доказать …

горожанам необходимость решения проблемы существования

бездомных животных в городе

Узнать …

почему именно орел

изображен на гербе России

Следует обратить внимание на выделенные в таблице слова: в последней колонке – объект исследования, а в средней – предмет исследования. Объект всегда шире, чем предмет. Предмет исследования – что-то конкретное, четкое, выделенное из объекта.

Шаг 3 – выведение гипотезы, формулировка задач, определение этапов исследования.

Что следует за формулированием цели исследования? Исследователь приступает к выдвижению гипотезы. С древнегреческого языка понятие ‘гипотеза’ переводится как «основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений».

Гипотеза должна отвечать ряду требований:

  • быть проверяемой;

  • содержать предположение;

  • соответствовать фактам.

Гипотеза формулируется в виде сложноподчинѐнного предложения: «Если..., то...»;

«Так..., как ...»; «При условии, что...», т.е. строится таким образом, что направляет внимание исследователя на раскрытие сути исследуемого явления, установление причинно-следственных связей.

В ходе исследовательской работы гипотеза либо развивается, находит свое подтверждение, либо отвергается – делается вывод о ложности выдвинутой гипотезы. Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап организации проектно-исследовательской работы в школе – определение ее задач.

Задачи исследования рекомендую формулировать так, чтобы описание их решения в дальнейшем стало содержанием параграфов (этапов).

Задачами любой проектно- исследовательской работы являются:

  • Анализ информации (литературных источников по проблеме исследования);

  • Теоретическое обоснование выбора методов исследования и экспериментальное подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы;

  • Обобщение полученных результатов, оценка их практического значения.

Иными словами, задачи исследовательской работы – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося от её начала и до конца, это выбор путей и средств, необходимых для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Таким образом, чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно (пошагово) отвечать себе на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования и разрешить ее гипотезу?», при этом ответы лучше всего формулировать в виде утверждений (из которых можно легко вывести этапы исследования).

Разберем следующую таблицу Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяемых для их формулирования:

Вид задачи и её отличительные особенности

Глаголы, с которых целесообразно начинать формулирование задачи

Примеры задач из научно-исследовательских работ учеников

Задачи, связанные с изучением теории вопроса

Изучить (литературные источники, основные теоретические подходы по теме исследования), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность, основные черты), обобщить, проанализировать,

выявить, описать и т. п.

Узнать, кто такие переселенцы.

Изучить историю происхождения термина «вторсырьё».

Задачи, связанные с изучением предмета исследования

Изучить (методы), установить, ознакомиться, выделить,

вскрыть (состояние, проблему),

оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт, характерные черты. свойства), определить (роль, вид, структуру) и т.п.

Установить, что такое переселенческий билет, кому и при каких обстоятельствах он выдавался;

Определить состав и источники пыли.

Задачи, связанные с

формулировкой новых

идей, преобразованием предмета исследования

Классифицировать, выдвинуть сформулировать, обобщить, систематизировать, разработать, выявить, подготовить, создать,

предложить, выработать и т.п.

Разработать новые рецепты приготовления попкорна.


Задачи, связанные с

проведением эксперимента и доказательством гипотезы

Проверить (в условиях эксперимента),

установить (закономерности, условия, причины), выполнить

(проверку), проверить (опытно-

экспериментальным путем), изучить (экспериментально)

Опытным путем проверить возможность получения попкорна из других зерновых культур (риса, пшеницы, гречки).

Задачи, связанные с

разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования

Разработать (план, программу), составить (памятку, алгоритм, рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п.

Сформулировать правила борьбы с бытовой пылью.

Составить памятку по изготовлению бумаги в домашних условиях.



После этого происходит этап сбора информации, её обработка и систематизация, проведение эксперимента, если это необходимо и оформление выводов.

Давайте вместе попробуем проработать эти моменты.

Посмотрим видео. (просмотр видео)

Как вы считаете, над какой проблемой мы сейчас будем работать? Совершенно верно, об опасностях сети интернет. Откройте конверт №3 и достаньте рабочие листы. Определим тему исследования, опираясь на наши памятки. (например, Чем опасен интернет, Что скрывает в себе Интернет). Впишите тему в свои рабочие листы.

Определились с темой, следующий этап: формулирование цели и задач исследования.

Одним из заданий по постановке цели предлагаю упражнение «закончи предложение».

Цель проекта – исследовать …

Например, Цель проекта - Исследовать проблему опасностей сети Интернет. Впишите цель в свои рабочие листы.

Задачи:

Изучить….. (Изучить проблему опасностей сети Интернет)

Рассмотреть… (Рассмотреть правила поведения в сети Интернет)

Создать... (памятку правил безопасности в сети интернет)

Впишите свои задачи в рабочие листы.

Как вы считаете, что является объектом исследования? Не забывайте, что объект всегда шире, чем предмет.

Объект – сеть Интернет

Предмет – опасности в сети.

Впишите объект и предмет в свои рабочие листы.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения.

Предлагаю вам выдвинуть гипотезу. Посмотрите на Слайд и сформулируйте.

Гипотеза: если....... , то.................


Гипотеза: если люди будут больше знать об опасностях сети Интернет, то защищённость пользователей увеличится.

На следующем этапе происходит сбор, обработка и систематизация информации. Предлагаю вам поработать с текстом, имеющимся в ваших рабочих листах. Ваша задача: прочитать текст, подчеркнуть проблемы, определить главную мысль.

Таким образом, мы пришли к выводу, что действительно в сети Интернет есть огромное количество опасностей и людям необходимо знать, как их обойти стороной. Именно поэтому я предлагаю вам сейчас сделать памятку по безопасному поведению в сети Интернет. В ваших рабочих листах имеются заготовки. Оформите их.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Наверняка вы заметили, что я вас разделила на 3 команды, это не случайно. Сейчас я предлагаю поработать вам в группах. Каждой группе предлагаю создать по образцу свою работу и представить её коллегам. Возьмите листы для работы, на листах указана тема, по которой вам необходимо работать и тексты, в которых также необходимо выделить основное. Удачи!

Давайте посмотрим, что получилось у каждой группы.

Уважаемые коллеги, вы все большие молодцы и справились со всеми заданиями. А сейчас откройте конверт №4. В ваших конвертах 3 ключа разного цвета. Зелёный ключ показывает, что вам всё было понятно и интересно на семинаре, голубой – что у вас возникли трудности, красный – вы многое не поняли и у вас остались вопросы. Поднимите ключ, подходящий именно вам. Спасибо!

Мы с вами замечательно потрудились. Давайте вернёмся к словам, с которых я начинала сегодняшнее мероприятие. Я считаю, что наша встреча прошла не зря и мы действительно обменялись идеями и ушли с пополненной методической копилкой. Всем большое спасибо! До новых встреч!

Приложения

Тема проекта:_________________________________________________

__________________________________________________________________



Цель проектаисследовать _________________________________

__________________________________________________________________



Задачи:

  1. Изучить________________________________________

_______________________________________________

  1. Рассмотреть___________________________________________________________________________________

  2. Создать_______________________________________________________________________________________



Объект ____________________________________________



Предмет____________________________________________


Гипотеза: если_______________________________________________, то__________________________________________________






Оглянемся вокруг: телефоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры, Интернет. Все развивается с огромной скоростью. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг, открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз, который таит в себе много опасностей.

Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Предоставляя множество новых возможностей, глобальная сеть несет большие риски.

В сети Интернет, как и в обычной жизни, встречаются злые и невоспитанные люди. Ради собственного развлечения они могут обидеть тебя, устроить травлю. Такие люди могут встретиться на форумах и чатах. Сложное слово кибербуллинг в современном мире как раз и означает преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание.

Воровать — нехорошо. Этому нас учат дома, в школе, пишут в книгах, в гражданском и даже в уголовном кодексе. Любой материал, выставленный в сети Интернет: фото, видео, музыка, картинки и тексты, – имеет своего автора, а значит – охраняется законом.

Волку дверь не открывайте! У интернет-мошенников ничего не получится, если только мы сами не откроем им дверь – не сообщим им наши пароли, не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям.

Загружаемые из сети Интернет файлы могут быть носителями вредоносных программ, которые могут нанести вред тебе или другим пользователям сети Интернет через твой компьютер. Это так называемые вирусы, черви, программы-шпионы – небольшие программы, которые распространяются с компьютера на компьютер и вмешиваются в работу операционной системы, и могут даже уничтожить все, что находится на жестком диске.

Легче всего вирусы распространяются во вложениях сообщений электронной почты и мгновенных сообщений. Поэтому очень важно – никогда не открывать вложения, если ты не ожидал их получить или не знаешь, кто их отправил.

Нежелательная почта (спам) – получение абсолютно не нужных сообщений или мошеннических предложений, рассылаемых с помощью специальных программ-роботов. Не попадайся на предложение «отписаться» от рассылки, нажав на предложенную ссылку! Игнорируй его! Иначе впоследствии тебя завалят спамом, так работают мошенники.

Окружи себя реальными друзьями! Научись использовать Интернет с пользой для учебы, самообразования и любимых увлечений. Тот, у кого много друзей, у кого есть любимое занятие, вряд ли окажется в онлайн-западне.



Главная мысль:_______________________________________________________________






Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.

Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократило время на подготовку домашних заданий.

Почти каждый ребенок в возрасте от 10 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.

В качестве наиболее распространенных: игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр; логические игры, являются наименее распространенными. Тревожным сигналом, является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм.

Распространение тех или иных компьютерных игр тесно связано с их предпочтением подростками. Наивысший рейтинг имеют игры, требующие ловкости, и спортивные; затем идут "боевые" игры, а также игры с элементами насилия.

С начала 80-х гг. компьютерные игры становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев - прямое осуждение. В средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков.

Компьютерные игры помогают ребенку привыкнуть к управлению компьютером, что благоприятно сказывается в дальнейшем, когда дело доходит до более серьезной работы. Самая простая компьютерная игра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость.

Игра за компьютером - это сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь ребенку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.

В чём же вред компьютерных игр? Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором.

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • воздействие электромагнитного излучения монитора;

  • нагрузка на зрение;

  • перегрузка суставов кистей рук;

  • психическая нагрузка и стресс при потере информации;

  • компьютерная зависимость.


Главным в компьютере является системный блок, включающий в себя процессор, память, накопители на гибких и жестких магнитных дисках, блок питания и др.

Процессор предназначен для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера.

В ПЗУ хранятся инструкции и правила, которые определяют порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.

Вся информация, необходимая для работы компьютера, помещается в ОЗУ (оперативную память). Процессор может мгновенно обращаться к содержимому оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация хранится в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.

Рассмотрим все устройства компьютера:

Устройства компьютера можно разделить условно на две части: основные и дополнительные.

К основным можно отнести: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.

К дополнительным: джойстик, акустические колонки, веб-камера, микрофон, гарнитура, принтер, сканер, графический планшет и т.д.

Все устройства, которые мы рассмотрели, называют аппаратным обеспечением компьютера. В аппаратном обеспечении различают устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации.

Компьютер состоит из системного блока и периферийных устройств (монитор, мышь, клавиатура). В системном блоке расположены: БП (блок питания), HDD (жесткий диск), материнская плата, ОЗУ, процессор, звуковая карта, видео карта, сетевая карта, дисковод и другие комплектующие, которые необходимы для расширения возможностей. Давайте теперь некоторые устройства рассмотрим подробнее и узнаем, какие функции оно выполняет.

Практически все провода, что есть в компьютере идут из блока питания. Он обеспечивает каждое устройство в системном блоке электроэнергией, без которой ничего не будет работать. БП весит около килограмма, и имеет размер приблизительно как неттоп.

Блок питания выдает: 3.3v, 5v и 12v. Для каждого устройства отдельный вольтаж. Так же, чтоб блок питания не перегревался, он оснащён радиатором и вентилятором охлаждения. Отсюда и издаться звук рабочего компьютера.

Основная задача материнской платы объединить ВСЕ устройства компьютера. Она в прямом смысле объединят всё: мышь, клавиатуру, монитор, USB накопители, HDD, процессор, видеокарту и все остальное.

Интернет с полной уверенностью можно назвать одним из самых значительных изобретений человека. И, как и все глобальные открытия, он способен оказывать существенное влияние на развитие общества, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние.

Итак, рассмотрим вопросы, как интернет влияет на человека, почему глобальная Сеть сегодня так популярна и возможно ли представить сегодня жизнь без нее.

1. Интернет и деньги теперь заодно.

Появилась возможность зарабатывать деньги, не покидая пределы своей квартиры. Еще 50 лет назад такое было возможно только благодаря ручному прикладному труду. Сейчас, как показывает практика, многие программисты, дизайнеры, специалисты других сфер, зарабатывают большие суммы денег через интернет, используя свои умственные способности и навыки, которые натренировали, опять же, благодаря Интернету. Некоторые ведут совершенно легальный и доходный бизнес исключительно онлайн. Но, если нет желания сидеть дома в одиночестве, то в сети можно отыскать огромное количество сайтов с выгодными предложениями работы в офисах разных городов и стран. Сегодня влияние интернета на человека практически не ограничено.

2. Возможность покупки товаров или услуг по всему миру.

Современные люди, в отличие от предыдущих поколений, могут позволить себе купить практически любую вещь, даже если она не продается в том городе, где они проживают. Комиссионки и продажа из-под прилавка давно канули в лету. Сейчас купить в интернете можно абсолютно все, начиная от канцелярских скрепок поштучно, заканчивая крупной техникой или необитаемыми островами.

3. Интернет расширяет круг общения.

Интернет предлагает пользователям возможность показать себя и свои таланты всему миру. Газеты и доски объявлений на остановках теперь сменили соцсети, форумы, обсуждения и комментарии под актуальными новостями. Так Интернет влияет на человека: упрощает все процессы, вплоть до поиска компании на вечер, друзей по узким интересам или партнера на всю жизнь. Это отличный способ поиска новых знакомых и выгодных контактов.

4. Быть в курсе последних новостей.

В сети Интернет всегда публикуются самые свежие новости со всего мира. Сегодня пользователи могут не только узнавать о событиях и происшествиях мирового масштаба, но и просматривать температуру воздуха за окном в своем городе или уточнять состояние трафика на дорогах.

Преимуществ у Интернета, как ни крути, множество, иначе бы он не завоевал такую популярность. К сожалению, помимо преимуществ, Интернет принес в жизнь современных людей и много отрицательных моментов.

1. Самый главный недостаток Интернета – создание иллюзии.

Сущность людей в сети очень часто выходит наружу. Поэтому в Интернете можно без труда отыскать анонимные клубы самоубийц, наркоманов и других неблагополучных личностей. В таких клубах можно научиться принимать наркотики или создавать оружие. И, к сожалению, участникам ничего за это не будет. Такое общение через интернет принесет только проблемы и разочарование.

2. Безнаказанность.

По мнению психотерапевтов, люди, которые проводят в Интернете большую часть суток, в жизни испытывают трудности с общением. Они обладают низкой самооценкой и очень застенчивы, плохо адаптируются в обществе. Такие люди в Интернете чувствуют себя в полной безопасности. Они знают, что им не будет никакого наказания за необдуманные комментарии или за нецензурное общение с оппонентами. В результате подобных действий происходит негативное влияние интернета на общество в целом.

4. Здоровье.

Перечисляя отрицательные стороны влияния Интернета на человека, не следует забывать и о здоровье. Зрение, слух, сердечно сосудистая система у постоянных пользователей глобальной Сети всегда страдают. Виртуальное общение, игры и просмотры развлекательных роликов оказывают негативное влияние Интернета на общество. Особенно, если речь идет о детях.

5. Интернет-зависимость.

И еще, Интернет ”затягивает”. Некоторые люди теряют интерес к жизни, если у них отсутствует соединение с Интернетом. Появляется ощущение пустоты, раздражительность и депрессия. Возникает зависимость. Люди, которые проводят много времени в сети Интернет, могут начать лгать членам своей семьи, коллегам или друзьям. Чувство эйфории и удовольствия они ощущают только тогда, когда открывают свои любимые сайты или запускают игры.

В заключение стоит отметить, что влияние сети Интернет на современное общество, нельзя оценить однозначно. Каждый человек несет ответственность за свою жизнь, поэтому должен самостоятельно контролировать поведение и в случае негативных симптомов обратить внимание на это влияние.





Шаблон формулирования темы работы.

№ п/п

Алгоритм (шаблон)

Пример формулирования темы

1

Изменение (__) у (_) в (__--то) условиях

«Изменение поведения птиц в условиях зимней бескормицы»

2

Условия изменений (_____) у (кого-то)

«Условия изменения окраски шерсти животных»

3

Это как (______)

«Переселенческий билет как свидетель истории семьи Любимых»

4.

«Что-то или кто-то» в «чем-то»

«Образ женщины в сказках Пушкина»

5.

Изучение «_____» через «_____»

«Изучение истории рудника «Холтосон» через статьи газеты «Знамя труда» (период).

6

Как получают (____)?

«Как изготавливают бумагу»?

7

Почему (_____) может что-то делать?

«Почему стреляет попкорн»?

«Почему от лука люди плачут?

8

В чем опасность (_______)?

«Чем опасна бытовая пыль»?

9.

В чем польза (_______)

«Чем полезно мороженое?»





Шаблон формулирования темы работы.

№ п/п

Алгоритм (шаблон)

Пример формулирования темы

1

Изменение (__) у (_) в (__--то) условиях

«Изменение поведения птиц в условиях зимней бескормицы»

2

Условия изменений (_____) у (кого-то)

«Условия изменения окраски шерсти животных»

3

Это как (______)

«Переселенческий билет как свидетель истории семьи Любимых»

4.

«Что-то или кто-то» в «чем-то»

«Образ женщины в сказках Пушкина»

5.

Изучение «_____» через «_____»

«Изучение истории рудника «Холтосон» через статьи газеты «Знамя труда» (период).

6

Как получают (____)?

«Как изготавливают бумагу»?

7

Почему (_____) может что-то делать?

«Почему стреляет попкорн»?

«Почему от лука люди плачут?

8

В чем опасность (_______)?

«Чем опасна бытовая пыль»?

9.

В чем польза (_______)

«Чем полезно мороженое?»



Структура цели проектно-исследовательской работы

Действие

Предмет

Объект

Изучить …

причины изменения поведения.…

птиц в условиях зимовки

Определить..

факторы, позволяющие свести к минимуму наличие.…

бытовой пыли в доме

Выявить …

полезные или вредные свойства …

попкорна

Проанализировать .. .

возможности изготовления

бумаги в домашних условиях

Раскрыть …

новые возможности

компьютерных технологий для публичных выступлений

Исследовать …

значение

пластиковых бутылок в жизни человека и природы

Доказать …

горожанам необходимость решения проблемы существования

бездомных животных в городе

Узнать …

почему именно орел

изображен на гербе России

Следует обратить внимание на выделенные в таблице слова: в последней колонке – объект исследования, а в средней – предмет исследования. Объект всегда шире, чем предмет. Предмет исследования – что-то конкретное, четкое, выделенное из объекта.



Гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: «Если..., то...»; «Так..., как ...»; «При условии, что...», т.е. строится таким образом, что направляет внимание исследователя на раскрытие сути исследуемого явления, установление причинно-следственных связей.




Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяемых для их формулирования:

Вид задачи и её отличительные особенности

Глаголы, с которых целесообразно начинать формулирование задачи

Примеры задач из научно-исследовательских работ учеников

Задачи, связанные с изучением теории вопроса

Изучить (литературные источники, основные теоретические подходы по теме исследования), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность, основные черты), обобщить, проанализировать,

выявить, описать и т. п.

Узнать, кто такие переселенцы.

Изучить историю происхождения термина «вторсырьё».

Задачи, связанные с изучением предмета исследования

Изучить (методы), установить, ознакомиться, выделить,

вскрыть (состояние, проблему),

оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт, характерные черты. свойства), определить (роль, вид, структуру) и т.п.

Установить, что такое переселенческий билет, кому и при каких обстоятельствах он выдавался;

Определить состав и источники пыли.

Задачи, связанные с

формулировкой новых

идей, преобразованием предмета исследования

Классифицировать, выдвинуть сформулировать, обобщить, систематизировать, разработать, выявить, подготовить, создать,

предложить, выработать и т.п.

Разработать новые рецепты приготовления попкорна.


Задачи, связанные с

проведением эксперимента и доказательством гипотезы

Проверить (в условиях эксперимента),

установить (закономерности, условия, причины), выполнить

(проверку), проверить (опытно-

экспериментальным путем), изучить (экспериментально)

Опытным путем проверить возможность получения попкорна из других зерновых культур (риса, пшеницы, гречки).

Задачи, связанные с

разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования

Разработать (план, программу), составить (памятку, алгоритм, рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п.

Сформулировать правила борьбы с бытовой пылью.

Составить памятку по изготовлению бумаги в домашних условиях.






Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяемых для их формулирования:

Вид задачи и её отличительные особенности

Глаголы, с которых целесообразно начинать формулирование задачи

Примеры задач из научно-исследовательских работ учеников

Задачи, связанные с изучением теории вопроса

Изучить (литературные источники, основные теоретические подходы по теме исследования), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность, основные черты), обобщить, проанализировать,

выявить, описать и т. п.

Узнать, кто такие переселенцы.

Изучить историю происхождения термина «вторсырьё».

Задачи, связанные с изучением предмета исследования

Изучить (методы), установить, ознакомиться, выделить,

вскрыть (состояние, проблему),

оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт, характерные черты. свойства), определить (роль, вид, структуру) и т.п.

Установить, что такое переселенческий билет, кому и при каких обстоятельствах он выдавался;

Определить состав и источники пыли.

Задачи, связанные с

формулировкой новых

идей, преобразованием предмета исследования

Классифицировать, выдвинуть сформулировать, обобщить, систематизировать, разработать, выявить, подготовить, создать,

предложить, выработать и т.п.

Разработать новые рецепты приготовления попкорна.


Задачи, связанные с

проведением эксперимента и доказательством гипотезы

Проверить (в условиях эксперимента),

установить (закономерности, условия, причины), выполнить

(проверку), проверить (опытно-

экспериментальным путем), изучить (экспериментально)

Опытным путем проверить возможность получения попкорна из других зерновых культур (риса, пшеницы, гречки).

Задачи, связанные с

разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования

Разработать (план, программу), составить (памятку, алгоритм, рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п.

Сформулировать правила борьбы с бытовой пылью.

Составить памятку по изготовлению бумаги в домашних условиях.