СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Открытия на уроках по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект является описанием  важных моментов на уроках по изучению поэмы Гоголя. Это моменты развития интереса юных читателей, пробуждения интереса к исследованию текста.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Открытия на уроках по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"»

Мастер-класс (текст статьи и презентация)

«Открытия на уроках в технологии ТРКМ по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Дик Ирина Германовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ№36, г. Сыктывкар

2020г

Предыстория. Подготовка к уроку «Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и поэма «Божественная комедия» Данте». Обоснование перераспределения материала уроков.


Материал уроков как пазлы, которые надо сложить в единую картину, и каждый раз, казалось бы, из одного и того же материала, картины получаются разные. Зависит от настроя учителя и учеников, от интереса учеников, который должен стать движущей силой изучения сложнейшего текста поэмы. Учителю предстоит найти в, казалось бы, известном и изученном то, что станет ключиком к открытию произведения учениками.

В начале каждого урока слушаю вопросы, возникшие у юных читателей. Можно ли эти вопросы использовать для постановки цели урока?

Конечно. Именно от вопросов читателя и надо идти к анализу текста. Выбираем те вопросы (или один вопрос), которые подходят к теме изучения по логике развития мысли класса.

Система уроков по творчеству Н.В. Гоголя в рабочей программе такова:

1. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте.

2. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы.

  1. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков

  2. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.

  3. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова.

  4. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.

  5. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: специфика жанра.

  6. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос


Определяем место урока о Данте в планировании

В планировании уроков литературы в 9 классе по УМК Коровиной В.Я. предполагается в связи с изучением поэмы Н. В. Гоголя знакомство с творчеством Данте и его поэмой «Божественная комедия». Когда провести такой урок? Перед изучением поэмы «Мёртвые души» , в процессе изучения или после изучения поэмы?

Урок о поэме «Божественная комедия» , о самом Данте, о 13 веке после изучения романа М.Ю. Лермонтова кажется внезапным и никак не обоснованным. Поэтому определяем место этого урока в плане.



Было решено обратиться к поэме Данте либо по мере возникновения интереса у учеников к поэме, либо после изучения образов помещиков. Материал был распределён следующим образом:

План уроков по творчеству Гоголя Н.В. в 9 классе

(УМК под ред. Коровиной В.Я. (8 часов)

1. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Специфика жанра.

2. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Манилов. Коробочка.

  1. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Собакевич. Плюшкин.

  2. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.

  3. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова. 11 глава

  4. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.

  1. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос.


Какие моменты уроков стали «точкой опоры»?

Пробуждение интереса учеников.

Момент 1 Выявление проблемы

При рассмотрении образа Собакевича ученик задал вопрос:

«А что здесь плохого, если помещик хочет выгодно продать и получить при этом выгоду?»

Этот вопрос даёт возможность обратиться к рассмотрению нравственных норм, пониманию понятий грех, нравственность , безнравственность. Можно затронуть и вопрос о том, почему Данте в 13 веке обращается к описанию грехов человеческого рода и почему Гоголь Н.В. заинтересовался идеей воплощения своих размышлений о греховности человека.

Пробуждение интереса учеников.
Момент 2 Удивление

На уроке по образу Собакевича было прочитано лирическое отступление в конце главы 5:

« Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли».

Определите, откуда (с какой точки?) Гоголь смотрит на Россию?

Как можно одновременно увидеть «несметное множество церквей»? Почему они кажутся «рассыпанными»? Что рассыпается обычно? Что-то мелкое: бусины, крупа. Только с большой высоты можно увидеть многочисленные церкви в виде бусин-точек. А если мы вдумаемся в следующий текст: «несметное множество племён, поколений …мечется», то что мы увидим? Мы видим , как на большой скорости словно прокручивается плёнка - словно движется ВРЕМЯ.

Вглядевшись, вдумавшись, ученики сами пришли к этому решению, а , поняв, удивились. Это очень важный момент урока – момент открытия.



Пробуждение интереса учеников

Момент 3 Парадокс

Изучая образы помещиков, познакомились с таким наблюдением:

«Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия — май.

Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре.

У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима.

Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки».

Случайно ли это? Обратив внимание на течение времени в поэме, поняли, что надо не просто знакомиться с персонажами, а раскрыть замысел писателя, то есть понять, почему произошли эти перестановки.

Таким образом возникла необходимость разобраться в замысле Гоголя, что позволило обратиться к знакомству с поэмой «Божественная комедия».

Поэма «Мёртвые души», по задумке Гоголя , должна была состоять из 3 частей, как у Данте.


Чтобы ответить на трудные вопросы поэмы, понять замысел Гоголя, обратимся к поэме Данте и его «Божественной комедии» сразу после изучения первых шести глав.

Важно: обращение к поэме Данте было понятно ученикам, а некоторые, как оказалось, читают эту поэму самостоятельно.

Две ученицы занялись подготовкой сообщения о Данте и презентации по композиции его поэмы. Остальные ученики получили задание к уроку повторить характеристики помещиков.



Список литературы

  1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева,О. А. Ерёмина. — 2_е изд.— M. : Просвещение, 2011.

  2. Белый А. Мастерство Гоголя.Исследование. - ОГИЗ ГИХЛ – Ленинград- 1934.

  3. Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Эксимо, 2014 – 864 с.

  4. История всемирной литературы. В 9 томах./отв.Редактор И.А.Бернштейн: Том 3 – М.: Наука, 2004 г. – 830 с.

  5. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. –Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях.Ч.2 – М.:Просвещение, 2018.

  6. Фефилова, Галина Евгеньевна. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое

пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.