Мастер-класс (текст статьи и презентация)
«Открытия на уроках в технологии ТРКМ по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Дик Ирина Германовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ№36, г. Сыктывкар
2020г
Предыстория. Подготовка к уроку «Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и поэма «Божественная комедия» Данте». Обоснование перераспределения материала уроков.
Материал уроков как пазлы, которые надо сложить в единую картину, и каждый раз, казалось бы, из одного и того же материала, картины получаются разные. Зависит от настроя учителя и учеников, от интереса учеников, который должен стать движущей силой изучения сложнейшего текста поэмы. Учителю предстоит найти в, казалось бы, известном и изученном то, что станет ключиком к открытию произведения учениками.
В начале каждого урока слушаю вопросы, возникшие у юных читателей. Можно ли эти вопросы использовать для постановки цели урока?
Конечно. Именно от вопросов читателя и надо идти к анализу текста. Выбираем те вопросы (или один вопрос), которые подходят к теме изучения по логике развития мысли класса.
Система уроков по творчеству Н.В. Гоголя в рабочей программе такова:
1. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы. Отражение в поэме научной картины мира, характерной для эпохи Данте.
2. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: специфика жанра.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос
Определяем место урока о Данте в планировании
В планировании уроков литературы в 9 классе по УМК Коровиной В.Я. предполагается в связи с изучением поэмы Н. В. Гоголя знакомство с творчеством Данте и его поэмой «Божественная комедия». Когда провести такой урок? Перед изучением поэмы «Мёртвые души» , в процессе изучения или после изучения поэмы?
Урок о поэме «Божественная комедия» , о самом Данте, о 13 веке после изучения романа М.Ю. Лермонтова кажется внезапным и никак не обоснованным. Поэтому определяем место этого урока в плане.
Было решено обратиться к поэме Данте либо по мере возникновения интереса у учеников к поэме, либо после изучения образов помещиков. Материал был распределён следующим образом:
План уроков по творчеству Гоголя Н.В. в 9 классе
(УМК под ред. Коровиной В.Я. (8 часов)
1. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. «Мертвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. Специфика жанра.
2. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Манилов. Коробочка.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образы помещиков. Собакевич. Плюшкин.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ города.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ Чичикова. 11 глава
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: образ России, народа, автора в поэме.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»: классное сочинение или письменный ответ на проблемный вопрос.
Какие моменты уроков стали «точкой опоры»?
Пробуждение интереса учеников.
Момент 1 Выявление проблемы
При рассмотрении образа Собакевича ученик задал вопрос:
«А что здесь плохого, если помещик хочет выгодно продать и получить при этом выгоду?»
Этот вопрос даёт возможность обратиться к рассмотрению нравственных норм, пониманию понятий грех, нравственность , безнравственность. Можно затронуть и вопрос о том, почему Данте в 13 веке обращается к описанию грехов человеческого рода и почему Гоголь Н.В. заинтересовался идеей воплощения своих размышлений о греховности человека.
Пробуждение интереса учеников.
Момент 2 Удивление
На уроке по образу Собакевича было прочитано лирическое отступление в конце главы 5:
« Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли».
Определите, откуда (с какой точки?) Гоголь смотрит на Россию?
Как можно одновременно увидеть «несметное множество церквей»? Почему они кажутся «рассыпанными»? Что рассыпается обычно? Что-то мелкое: бусины, крупа. Только с большой высоты можно увидеть многочисленные церкви в виде бусин-точек. А если мы вдумаемся в следующий текст: «несметное множество племён, поколений …мечется», то что мы увидим? Мы видим , как на большой скорости словно прокручивается плёнка - словно движется ВРЕМЯ.
Вглядевшись, вдумавшись, ученики сами пришли к этому решению, а , поняв, удивились. Это очень важный момент урока – момент открытия.
Пробуждение интереса учеников
Момент 3 Парадокс
Изучая образы помещиков, познакомились с таким наблюдением:
«Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия — май.
Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре.
У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима.
Чичиков приезжает к Коробочке, когда на дворе вьюга, а свинья на дворе ест арбузные корки».
Случайно ли это? Обратив внимание на течение времени в поэме, поняли, что надо не просто знакомиться с персонажами, а раскрыть замысел писателя, то есть понять, почему произошли эти перестановки.
Таким образом возникла необходимость разобраться в замысле Гоголя, что позволило обратиться к знакомству с поэмой «Божественная комедия».
Поэма «Мёртвые души», по задумке Гоголя , должна была состоять из 3 частей, как у Данте.
Чтобы ответить на трудные вопросы поэмы, понять замысел Гоголя, обратимся к поэме Данте и его «Божественной комедии» сразу после изучения первых шести глав.
Важно: обращение к поэме Данте было понятно ученикам, а некоторые, как оказалось, читают эту поэму самостоятельно.
Две ученицы занялись подготовкой сообщения о Данте и презентации по композиции его поэмы. Остальные ученики получили задание к уроку повторить характеристики помещиков.
Список литературы
Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева,О. А. Ерёмина. — 2_е изд.— M. : Просвещение, 2011.
Белый А. Мастерство Гоголя.Исследование. - ОГИЗ ГИХЛ – Ленинград- 1934.
Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Эксимо, 2014 – 864 с.
История всемирной литературы. В 9 томах./отв.Редактор И.А.Бернштейн: Том 3 – М.: Наука, 2004 г. – 830 с.
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. –Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях.Ч.2 – М.:Просвещение, 2018.
Фефилова, Галина Евгеньевна. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое
пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.