СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс открытого учебного занятия-проекта по Доноведению «Проблема загрязнения воздуха в родном крае»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка занятия предназначена для распространения и передачи педагогического опыта  по формированию экологической культуры школьников.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс открытого учебного занятия-проекта по Доноведению «Проблема загрязнения воздуха в родном крае»»

МБОУ Николаевская СОШ





Мастер-класс

открытого учебного занятия-проекта по Доноведению

«Проблема загрязнения воздуха в родном крае»



Учитель Пугачева Е.Г.





2021г.



Конспект мастер-класса открытого учебного занятия-проекта «Проблема загрязнения воздуха в родном крае»


Цель: Распространение и передача педагогического опыта по

формированию экологической культуры школьников.

Задачи:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности учителей в вопросах формирования экологической культуры детей.

  • Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на практическое использование полученных знаний в организации работы с детьми.








Ход занятия


Организационный момент

- Добрый день, коллеги! Предлагаю Вам сегодня побыть в роли учащихся и принять участие в мастер-классе занятия по внеурочной деятельности по курсу Доноведение. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость от общения друг с другом.

Пусть сегодня для нас всех,

На занятие придёт успех!

Актуализация знаний

- Наше занятие я хочу начать словами поэта Роберта Рождественского, которые встревожили меня и заставили задуматься (слайд 1):



Богаты мы,

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят,

Донской камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы плавают в реке.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы.



- Коллеги, кто может объяснить, что беспокоит автора? (слайд 2) (ответы )



  1. Постановка проблемы. (Мотивационная основа)

- Автор говорит о проблемах окружающей среды, в результате чего исчезают многие виды растений и животных, ухудшается здоровье людей.



Давайте вспомним, как называется наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой?  Правильно, ЭКОЛОГИЯ.



- Теперь внимание на экран (слайд 3) Определите по фотографиям проблему, которая станет темой нашего занятия .



(на экране появляются фото: дым от пожара, из труб завода, из выхлопной трубы, от сигареты, от вулкана, лесные пожары). (ответы детей).

- Тема нашего занятия «Проблема загрязнения воздуха в родном крае». Т.к. курс Доноведение, значит в Ростовской области.



(вывесить ватман с названием темы, на нем же фиксируется дальнейшая работа по группам).



- Известно, что человек без пищи может прожить несколько десятков суток, без воды – несколько суток, а без воздуха – не более нескольких минут! Давайте проверим.

Опыт. На счет 3 закрываем нос, смотрим на циферблат часов и считаем, кто сколько секунд сможет продержаться без воздуха (ответы детей).

-Вот видите , как жизненно необходим воздух всему живому.



Коллеги, ответы на трудные вопросы искать интереснее с друзьями или поодиночке?



- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах, чтобы изучить материалы проекта «Проблема загрязнения воздуха в родном крае» и донести сведения до других коллег и учащихся.

Я попрошу вас подойти к столу, выбрать кружок любого цвета и занять свое место за столом в соответствии с цветом кружка и флажка.



По группам мы определились.

А теперь давайте познакомимся с этапами работы над проектом.



2.Планирование работы (алгоритм последовательности действий в группах). (слайд 4):



  1. логическая цепочка источников загрязнения воздуха в родном крае и их последствия составляет 1 группа «Экологи-аналитики»;



  1. график «Степень загрязнённости воздуха в городах Ростовской области» строит 2 группа «Экологи-математики»;



  1. экологические знаки, привлекающие внимание и призывающие людей задуматься о проблеме загрязнения воздуха, рисует 3 группа «Экологи-художники».



(Каждая группа получает пакет соответствующих заданий)



3. Практическая работа в группах с информацией по поставленной проблеме (Время-7мин)



(По ходу работы учитель координирует действия в группах)



4. Презентация готового продукта проекта и публичное представление.



- Давайте посмотрим, что получилось у каждой группы.



(На ватмане с названием темы фиксируется дальнейшая работа по группам).



1 группа. Отчет



(комментарий учителя )



- А вы знаете, что такое кислотные дожди? Кислотные дожди содержат растворы серной и азотной кислоты. А появляются эти кислоты при сжигании любого полезного ископаемого, топлива. Миллионы тонн веществ серы выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислот.

- 60% населения области проживает в городах с высоким загрязнением атмосферы. Многие люди страдают из-за этого заболеваниями глаз, слизистых оболочек носа, горла, обостряется астма, повышается заболеваемость раком лёгких.



2 группа. (комментарий учителя ) - Серьёзную опасность для человека в нашей Ростовской области представляет не нехватка воздуха как такового, а его прогрессирующее загрязнение. Ростовская область относится к районам с достаточно высокой степенью загрязнения воздушного пространства.

Отчет 2 группы

- В каком же городе Ростовской области самый чистый, самый грязный воздух?



Комментарий учителя. Среди станционных загрязнителей атмосферного воздуха основными являются тепловые электростанции: Новочеркасская ГРЭС, Волгодонская ТЭЦ-2, Каменская ТЭЦ, Ростовская ТЭЦ-2. Металлургические заводы: Новочеркасский электродный завод, Таганрогский металлургический завод, Сулинский металлургический завод, Волгодонский химзавод. Три объединения угледобычи «Ростовуголь», «Гуковуголь», «Шахтуголь». Более чем 69% от общего объема составляют выбросы от автотранспорта. (Самый грязный Новочеркасск, т.к. основными источниками загрязнения города являются Новочеркасская ГРЭС – гос. районная электростанция и Новочеркасский электродный завод)



3 группа.

- Прокомментируйте нарисованные вами экологические знаки.



У нас еще остались «Меры по предотвращению и уменьшению выбросов загрязняющих веществ в воздух».





5. Имитация деловой игры «Депутаты»



- Обязанность защищать окружающую среду закреплена в Конституции РФ. В соответствии с законом «Об охране атмосферного воздуха» за состояние воздуха в России, в том числе и Ростовской области, несут ответственность органы государственной власти.

Я предлагаю Вам ролевую игру «Депутаты». Давайте выберем своих собственных депутатов и разработаем свою систему мер по предотвращению и уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.



(приглашаются от каждой группы по 1 представителю, им раздается и надевается реквизит для вхождения в образ: галстук, усы, а затем предлагается ответить на вопросы по очереди)



- ______________________, (слайд 5)

  • Какие меры Вы предпримите, чтобы снизить количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу промышленными предприятиями Ростовской области?

(……………………. сама читает варианты мер и выбирает 1или несколько вариантов ответа)

  • Установка очистных фильтров на предприятиях;

  • Переход на использование новых экологически безопасных источников энергии;

  • Закрыть все предприятия, а рабочих отправить домой читать учебники по экологии.

- ___________________________, (слайд 6)

  • Какие мероприятия Вы осуществите, если появится угроза для здоровья людей при загрязнении воздуха в Вашем регионе?



(…………………… сам читает варианты мер и выбирает 1или несколько вариантов ответа)



  • Выдача путёвок в лечебно-профилактические учреждения;

  • Установка на улицах населённого пункта кабинок, где можно подышать чистым воздухом гор Кавказа;

  • Запрет жителям покидать свои дома до тех пор, пока воздух сам по себе не очистится.



- ___________________, (слайд 7)



  • Как можно сохранить воздух чистым в Вашем родном крае?

(…………………. сам читает варианты мер и выбирает 1или несколько вариантов ответа)



  • Ежедневная трёхразовая очистка воздуха пылесосом;

  • Высадка деревьев и кустарников на территории населённых пунктов;

  • Размещение на улицах населённого пункта рекламных стендов, напоминающих о проблемах загрязнения воздуха.



- Спасибо нашим депутатам за разработанную систему мер. Вернитесь на свои места.



6.Заключительный этап. Подведение итогов занятия.



- Давайте посмотрим на результат наших стараний и подведем итог нашей работы.



Над каким проектом мы работали?

Какие этапы работы над проектом мы выполняли ?



С какой целью мы выполняли проект «Проблема загрязнения воздуха в родном крае» ? (рассказать друзьям, родителям, учителям, поместить информацию в СМИ, на сайте школы)



- А я предлагаю разместить наш проект на информационной доске нашей школы сразу же после занятия.

-Спасибо, коллеги, за плодотворную работу. Прошу вас выйти всех к доске для вручения медалей «Защитнику природы».



Используемая литература:

Доноведение : Рабочая тетрадь (4 класс) –Ростов –на-Дону: «Изд. БАРА», 2018 г.

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе. Ростов –на-Дону: «Изд. БАРО-пресс», 2006 г.

Доноведение. Методические разработки уроков и праздничных мероприятий 4 класс. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю. и др. . Ростов –на-Дону: «Изд. БАРО-пресс», 2010 г.Небратенко В.Б., Яцык В.Д. Край родной. Хрестоматия для чтения. Ростов –на-Дону: «Изд. БАРО-пресс», 2003 г.





















9