СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей воспитания ребёнка – является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. Одной из универсальных технологий развития у детей математических способностей является технология бельгийского математика, учителя начальной школы Джорджа Кюизенера (1891-1976), который разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа» или палочки Кюизенера.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников»»

Слайд 1. Мастер – класс «Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников»


Цель: Повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения «цветных чисел» при формировании математических представлений дошкольников.


Задачи:

  1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании палочек Кюизенера.

  2. Знакомить с основными приемами применения палочек Кюизенера.

  3. Способствовать освоению педагогами технологией применения палочек Кюизенера в разных возрастных группах.

  4. Развивать конструктивные педагогические способности.


Оборудование и материалы: фотоматериалы, интерактивная доска, наборы цветных палочек, методическая литература, альбомы «Кростики», «На золотом крыльце сидели».


Девиз: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил бы ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Ян Амос Коменский.


1.Организационный момент.

Уважаемые коллеги!

«На своем мастер-классе я хочу познакомить вас с системой работы с цветными числами и продемонстрировать некоторые приемы применения палочек Кюизенера в работе с детьми, а также предоставлю вам возможность самостоятельно проиграть с этими пособиями.

Для того чтобы скорректировать нашу работу ответьте на вопросы:

В вашей группе есть наборы палочек Кюизенера, пособия к ним?

Используете на занятиях?

Используете при организации самостоятельной деятельности?

Существует ли система работы с палочками?

Существуют ли сложности в использовании палочек?

А. С. Макаренко говорил: «Какой ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных игр, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одними из эффективных развивающих игр, являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.


К сожалению, в дошкольных учреждениях это средство не находит заслуженного внимания. Как вы думаете почему? Какие ассоциации возникают, когда говорят – палочки Кюизенера?»

По кругу передается палочка и каждый участник высказывает свое мнение.


Слайд 2.

Важнейшей задачей воспитания ребёнка – является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое.

Одной из универсальных технологий развития у детей математических способностей является технология бельгийского математика, учителя начальной школы Джорджа Кюизенера (1891-1976), который разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа» или палочки Кюизенера.


СЛАЙД 3.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.


СЛАЙД 4. С математической точки зрения палочки это множество. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.

Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются в пред математической подготовке, но находят своё применения и в другом – экспериментировании (в качестве объекта экспериментирования или средства измерения), в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек), в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя).


Особенностями этого средства является то, что

1. Числа в цвете позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счета и измерения;

2. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.


П.К. обладают несколькими очень важными свойствами:

Универсальность

1.Используются в разных возрастных группах.

2. Решают основные задачи математического развития, с помощью цветных палочек детей легко подвести к пониманию соотношений «больше-меньше», «меньше на..», «больше на..» «левее – правее», «выше- ниже» познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты.

3. Соответствуют особенностям математических представлений ребенка.

4. Игры и упражнения с палочками носят комплексный характер, т.е. позволяют решать сразу несколько задач.


Эффективность

  1. При систематическом последовательном применении формируются математические представления, которыми ребенок может легко оперировать.

  2. Математические представления возникают как итог практической деятельности, что соответствует требованиям современного дошкольного образования.

  3. Палочки используются в индивидуально-коррекционной работе с отстающими детьми.


Автодидактизм - в играх дети самостоятельно могут знакомиться с особенностями «Цветных чисел».


Важнейшей задачей воспитания ребёнка – является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое.

Игровые задачи палочек:

  • Знакомство с понятием – цвет (различать цвет, классифицировать по цвету);

  • Знакомство с понятием – величина (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

  • Знакомство с последовательностью чисел натурального ряда;

  • Освоение прямого и обратного счёта;

  • Знакомство с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

  • Помощь в овладении арифметическими действиями сложения и вычитания;

  • Развивать умение делить целое на части и измерять объекты;

  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);

  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

  • Развивать логическое мышление. Внимание, память;

  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.


Что же представляют собой «цветные палочки»? Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.


Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.

Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью".

"Семейство желтых" составляют 5 и 10

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине.


Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум,

"семейство синих" состоит из чисел, кратных трем;

числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета.

Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.


В нашем учреждении в каждой группе есть палочки Кюизенера, но работа с ними не проводится.


Работу можно вести во всех возрастных группах. Последовательность в применении чисел очень важна. Освоение младшими детьми понимания эквивалентности цвет - длина, цвет - длина- число дает возможность в старшем возрасте свободно оперировать числами, не задумываясь: красная полоска — это какое число? Образ числа формируется уже в среднем возрасте, это позволяет в старшем возрасте формировать понятие о составе чисел, знакомить с действиями сложения и вычитания, четными и нечетными числами. Применение чисел удобно и для педагога: материал всегда под рукой, не требуется длительного подбора оборудования и раскладывания его, также важна эмоциональная составляющая – чувство удовлетворения при успешной деятельности.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Работу с палочками рекомендуется проводить индивидуально или подгруппами, но возможна и фронтальная форма. Упражнения проводятся в игровой форме, это основной метод обучения.


По уровню сложности упражнения с палочками Кюизенера нужно разделить на два этапа.


На I этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.


На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше - меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Начинают практически выполнять действия сложения и вычитания. Осваивают пространственные отношения, («слева - направо», «слева», «справа», «выше, чем..», «перед», «после» и др.)

При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.


Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними.

Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные

узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с

палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно

сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много,

они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по

длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую же длину,

как длина оранжевой палочки подобное.

 Постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на

Формирование представлений различных параметрах величины можно предлагать

детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления.




Практическая работа или давайте поиграем

А теперь давайте «попробуем» на практике ценность наших игр.


Сейчас мы рассмотрим какие игры и упражнения, в каком возрасте можно применять и некоторые упражнения проделаем вместе».


«В младшем возрасте на первом этапе палочки используются как игровой материал, в игре дети открывают характеристики материала: цвет, размер и некоторые отношения одинаковость длины, цвета. В процессе выполнения задания используется инструкция, в младшем возрасте расчлененная, также используется такой прием как словесный отчет, которому начинаем учить уже в младшей группе. Игровые элементы вводятся в форме игровой мотивации».

Предложить разделиться на пары и выполнить несколько упражнений.

1.Игра «Найди такую же».

Цель: Знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.


2. Игра «Строим дорожки»

Цель: Развивать умение группировать предметы по цвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек

красного цвета. Постройте дорожку из палочек

голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая

короче? Постройте дорожку самостоятельно

любого цвета.


3. Игра «Коврик для кошечки».

Цель: Закрепить знания о цвете и длине.

Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получится маленький коврик для кошечки.


4. Игра «Поезд»

Цель: Закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Палочки это вагоны. Возьмите полочки голубого, красного и жёлтого цветов и присоедините их друг к другу как вагончики.


  1. Игра «Измерение с помощью палочки-мерки».

Цель: Развивать умение измерять объекты. Познакомить с условными мерками.


СЛАЙД 5

Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.

Назовите все числа, стоящие после 2.

Назовите число, стоящее перед числом 5. Назовите число, которое стоит между числами 2 и 4.


СЛАЙД 6

-Постройте небольшой поезд из цветных палочек. Поезд состоит из трех вагонов – палочек: желтой, розовой и голубой.

-Желтый вагончик стоит внутри, а розовый - не является первым.

-В какой последовательности стоят вагоны? Сколько мест в каждом вагончике?


СЛАЙД 7

Построить две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум или соответствовать розовой палочке.


СЛАЙД 8

Постройте красивый коврик из палочек. Ширина коврика 6 см (8 см). Каждый следующий ряд коврика нужно выстраивать, используя только 2 палочки. Старайтесь, чтобы коврик был разноцветным.


СЛАЙД 9

Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.


Палочки легко вписываются сейчас в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Раннее интеллектуальное развитие – залог успеха в жизни. Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая его, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.


Для успешной работы с палочками Кюизенера необходимо выполнять некоторые заповеди:

поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

Сравнивать результаты работы

ребёнка только с его же

собственными достижениями.




Рефлексия

«Наша встреча подошла к концу. Чтобы я смогла оценить свой труд предлагаю наладить обратную связь. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Как изменились ваши первоначальные знания?

Что полезного было? Что нового вы узнали? Пригодится ли вам в работе? Вам это было знакомо? Соответствуют первоначальные знания новым? Какое впечатление вы получили на мастер-классе? Будете ли использовать в работе? Что осталось непонятным? Что реально можно применить?»


Благодарю за внимание!




Литература:


1. Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизенера? М. «Издательство «Гном и Д», 2006.

2. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение. 1991.

3. Математика от трёх до шести: учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов/Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе.- СПб.: «Акцидент», 1996.

4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи

задачи для дошкольников. – М.: Просвещение,

1990.

5. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – форма –

количество. – М.: Просвещение, 1984.

6. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. Математика

до школы. – Н. Новгород: Нижненовгородский

гуманитарный центр, 1996.