Таня Мастер - класс: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитие ребенка»
Пояснительная записка
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Цель:
Показать педагогам какую роль имеет экспериментирование в познавательном развитие ребенка.
Задачи:
- Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
- Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
-С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
Прогнозируемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.
Методы и приемы:
Репродуктивный, практический
Оборудование:
Пищевые красители, посуда для проведения опытов, бумажные цветы, пенка для бритья, масло подсолнечное, сахар, шпажки, шприц, цветные льдинки, вода, витамины, салфетки, краски
Предварительная работа:
Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее и более похож на инсценировку сказки, подобрать соответствующую музыку.
Ход
I часть
В.: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться.
Добрый день тем, кто любит часто гулять на свежем воздухе!
Добрый день тем, кому нравиться журчание ручья!
Добрый день всем, кто находится в этом зале!
В: Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые.
Как вы считаете, почему?
Да потому, что дети – прирождённые исследователи, и подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».
Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
В.: Тема моего мастер-класса «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка».
Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.
Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна.
Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы: «почему», «как», «бывает - не бывает».
Мы с вами знаем, что дети задают очень много вопросов.
В.: Как вы считаете хорошо это, или плохо?
В.: Давайте задумаемся, на все ли вопросы нужно отвечать сразу? А может быть ответы на какие-то из них разумнее и интереснее получить опытным путем?
В.: Для этого и существует детское экспериментирование.
Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к познанию окружающего мира, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
В.: Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе экспериментирования знания детей об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Путешествие Алисы в мир чудес».
II Практическая часть.
Воспитатель: Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Ей всегда было интересно, а что же творится вокруг. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за забор, она увидела на небе большую радугу, которая переливалась разноцветными красками и Алиса поспешила к ней.
Предлагаю вашему вниманию наш первый опыт
Опыт №1 «Радуга»
Поставить 7 стаканов в ряд, В первый, в третий, в пятый и седьмой наливается вода. Красной гуашью подкрасить первый и седьмой стакан, третий стакан – желтой гуашью, пятый –синей гуашью. Сверните 6 салфеток и опустите один край в пустой стакан второй с водой.
Наблюдайте, как покрашенная вода будет набираться в пустой стакан и смешиваться.
Вода впитывается волокнами салфетки и поэтому поднимается. Под действием силы тяжести вода опускается в пустой стакан.
Воспитатель: Алиса прошла дальше и увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и она увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 2 «Цветы лотоса»
Бумажные цветы, таз с водой
Бумажные цветы (лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тарелку с водой.
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Воспитатель: Алиса продолжала свое путешествие и на лесной полянке увидела как капельки росы под утренним солнцем переливаются всеми цветами радуги
Опыт №3 «Цветной лед»
Цветные кубики льда, стакан, растительное масло
Нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.
Воспитатель: Алиса любовалась волшебными росинками, но тут подул ветер, появились тучи и пошел дождь.
Опыт №4 «Дождевая туча»
Сначала обсуждаем, откуда идет дождь( с неба → из тучи). Затем разбираемся, чем отличается облако от тучи (цветом , - белое облако, но серая туча). Делаем предположения, отчего туча серая ( из-за того, что в ней много воды). Предлагаем понаблюдать за нашей тучкой в банке.
Наполняем стакан водой.
Сверху наносим пену для бритья - это будет облако.
Начинаем капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя медленно просачиваются сквозь облако-тучу и начинают падать на дно банки.
Делаем вывод, что когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. Так облако превращается в тучу. В итоге капли достигнут такого веса, что больше не могут оставаться в воздухе и начинают падать на землю - так появляется дождь.
Данный эксперимент
наглядно показывает механизм протекания природного явления типа «облако – туча – дождь»
дает возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира (облаком, насыщаемым влагой),
Воспитатель: Алиса от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, появилось солнце. Алиса решила идти дальше. Тут она снова увидела радугу
Опыт № 5 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Воспитатель: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Воспитатель: Алиса услышала громкие звуки и поняла, что был праздничный салют. Ей очень хотелось увидеть салют, но она могла только слышать. И тогда она решила устроить у себя маленький разноцветный салют.
Опыт № 6. «Салют»
Берем бутылку и наполняем ее маслом немного больше половины.
Затем долейте до края водой. Подождите, пока масло и вода разделятся - вода будет внизу.
Далее возьмите краситель (если нужно, то разведите его снова водой) и накапайте в бутылку капель 10.
А теперь берем таблетку, ломаем ее на 4 части и по одной бросаем в бутылку. Не кидайте сразу всю таблетку, а то пузырей будет слишком много, они будут мелкие и не красивые.
Смотрим и радуемся.
Обсуждение экспериментов с воспитателями.
Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Китайская мудрость гласит:
«Скажи, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.»
В.: Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за прекрасную работу.
В.: Творите, экспериментируйте, помогайте детям познавать этот удивительный мир.
Используемая литература:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.
Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.