Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по формированию читательской грамотности»
Мастер-класс по формированию читательской грамотности
Подготовило методическое объединение учителей русского языка и литературы
МБОУ СОШ №15
им. А.З. Потапова ст. Лысогорской
Чтение – не простое перевертывание страниц.
Это раздумья над написанным, пометки на полях, мысленные сопоставления с другими книгами,
поиски новых идей и образов.
Чтение – это упражнение для вашего ума,
гимнастика для мысли, развивающая воображение.
Ноам Хомский
Функциональная грамотность
– использование приобретенных знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий, входящих в содержание функциональной грамотности, занимает чтение и работа с информацией.
Работа с текстом Основные виды чтения
- Ознакомительное – «Бегло просмотрите текст и определите, в каких абзацах содержится новая для вас информация», «Посмотрите текст и объясните, почему он состоит из 3 частей»
- Поисковое – «В схеме на форзаце учебника (в тексте упражнения) найдите те орфограммы, которые уже были изучены (изучали последние 2 урока)
- Изучающее – «Вдумчиво прочитайте текст, разделяя его на абзацы», «Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы»
Приёмы работы с текстом , способствующие формированию читательской грамотности
- Экскурсии (очные и заочные)
- «Словарики»
- «Опорный конспект»
Приёмы работы с текстом , способствующие формированию читательской грамотности
- Творческие работы
- Работы по развитию речи
- Проектные работы
Приёмы работы с текстом , способствующие формированию читательской грамотности
Приёмы работы с текстом , способствующие формированию читательской грамотности
- «Тонкие и толстые вопросы»
- «Письмо с пробелами»
- «Мозаика»
- «Чтение с остановками»
- «Ключевые слова»
Приёмы работы с текстом «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто…?
Почему герой…?
Что…?
Почему вы считаете …?
Когда…?
Объясните, почему…
Как звали…?
В чем различие…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Приёмы работы с текстом «Письмо с пробелами»
- Имя существительное обозначает … . Отвечает на вопросы … . Начальная форма имени существительного - … падеж … числа. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …, … или … . Относятся к …, или …, или … роду, к …, или …, или … склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: … . Существительные изменяются по … и … . В предложении имя существительное может быть как …, …, …, …, … .
Приёмы работы с текстом «Мозаика»
- Восстанови деформированный текст. Поставь предложения в правильном порядке.
- Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
- Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
- Любе подарили котёнка.
- На стуле лежала шляпа.
- Видны только белые лапки.
- Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
- Вот какой шалунишка!
Приёмы работы с текстом «Чтение с остановками»
- Работа с названием повествовательного текста.
- Чтение по частям, абзацам.
- Возможное развитие сюжета
Приёмы работы с текстом «Ключевые слова»
- В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака . Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество . Или попросту побудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, - силы любви ко всему живому. Может быть в жизни человека собака обиженная, побитая .
Развитие читательской грамотности
даст возможность формировать
функциональную грамотность
в целом, а это одно из главных условий
становления динамичной, творческой и конкурентоспособной
личности .