СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по формированию читательской грамотности»

Мастер-класс  по формированию читательской грамотности Подготовило методическое объединение учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 им. А.З. Потапова ст. Лысогорской

Мастер-класс по формированию читательской грамотности

Подготовило методическое объединение учителей русского языка и литературы

МБОУ СОШ №15

им. А.З. Потапова ст. Лысогорской

Чтение – не простое перевертывание страниц. Это раздумья над написанным, пометки на полях, мысленные сопоставления с другими книгами, поиски новых идей и образов. Чтение – это упражнение для вашего ума, гимнастика для мысли, развивающая воображение. Ноам Хомский

Чтение – не простое перевертывание страниц.

Это раздумья над написанным, пометки на полях, мысленные сопоставления с другими книгами,

поиски новых идей и образов.

Чтение – это упражнение для вашего ума,

гимнастика для мысли, развивающая воображение.

Ноам Хомский

Функциональная грамотность – использование приобретенных знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий, входящих в содержание функциональной грамотности, занимает чтение и работа с информацией.

Функциональная грамотность

– использование приобретенных знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий, входящих в содержание функциональной грамотности, занимает чтение и работа с информацией.

Работа с текстом    Основные виды чтения Ознакомительное – «Бегло просмотрите текст и определите, в каких абзацах содержится новая для вас информация», «Посмотрите текст и объясните, почему он состоит из 3 частей» Поисковое – «В схеме на форзаце учебника (в тексте упражнения) найдите те орфограммы, которые уже были изучены (изучали последние 2 урока) Изучающее – «Вдумчиво прочитайте текст, разделяя его на абзацы», «Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы»

Работа с текстом Основные виды чтения

  • Ознакомительное – «Бегло просмотрите текст и определите, в каких абзацах содержится новая для вас информация», «Посмотрите текст и объясните, почему он состоит из 3 частей»
  • Поисковое – «В схеме на форзаце учебника (в тексте упражнения) найдите те орфограммы, которые уже были изучены (изучали последние 2 урока)
  • Изучающее – «Вдумчиво прочитайте текст, разделяя его на абзацы», «Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы»
Приёмы работы с текстом ,  способствующие формированию  читательской грамотности Экскурсии (очные и заочные) «Словарики» «Опорный конспект»

Приёмы работы с текстом , способствующие формированию читательской грамотности

  • Экскурсии (очные и заочные)
  • «Словарики»
  • «Опорный конспект»
Приёмы работы с текстом ,  способствующие формированию  читательской грамотности Творческие работы Работы по развитию речи Проектные работы

Приёмы работы с текстом , способствующие формированию читательской грамотности

  • Творческие работы
  • Работы по развитию речи
  • Проектные работы
Приёмы работы с текстом ,  способствующие формированию  читательской грамотности

Приёмы работы с текстом , способствующие формированию читательской грамотности

Приёмы работы с текстом ,  способствующие формированию  читательской грамотности «Тонкие и толстые вопросы» «Письмо с пробелами» «Мозаика» «Чтение с остановками» «Ключевые слова»

Приёмы работы с текстом , способствующие формированию читательской грамотности

  • «Тонкие и толстые вопросы»
  • «Письмо с пробелами»
  • «Мозаика»
  • «Чтение с остановками»
  • «Ключевые слова»
Приёмы работы с текстом    «Тонкие и толстые вопросы» Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто…? Почему герой…? Что…? Почему вы считаете …? Когда…? Объясните, почему… Как звали…? В чем различие…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Приёмы работы с текстом «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто…?

Почему герой…?

Что…?

Почему вы считаете …?

Когда…?

Объясните, почему…

Как звали…?

В чем различие…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Приёмы работы с текстом    «Письмо с пробелами» Имя существительное обозначает … . Отвечает на вопросы … . Начальная форма имени существительного - … падеж … числа. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …, … или … . Относятся к …, или …, или … роду, к …, или …, или … склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: … . Существительные изменяются по … и … . В предложении имя существительное может быть как …, …, …, …, … .

Приёмы работы с текстом «Письмо с пробелами»

  • Имя существительное обозначает … . Отвечает на вопросы … . Начальная форма имени существительного - … падеж … числа. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …, … или … . Относятся к …, или …, или … роду, к …, или …, или … склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки: … . Существительные изменяются по … и … . В предложении имя существительное может быть как …, …, …, …, … .
Приёмы работы с текстом    «Мозаика» Восстанови деформированный текст. Поставь предложения в правильном порядке. Вдруг пролетела муха и села на шляпу. Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком. Любе подарили котёнка. На стуле лежала шляпа. Видны только белые лапки. Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку. Вот какой шалунишка!

Приёмы работы с текстом «Мозаика»

  • Восстанови деформированный текст. Поставь предложения в правильном порядке.
  • Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
  • Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
  • Любе подарили котёнка.
  • На стуле лежала шляпа.
  • Видны только белые лапки.
  • Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
  • Вот какой шалунишка!
Приёмы работы с текстом    «Чтение с остановками» Работа с названием повествовательного текста. Чтение по частям, абзацам. Возможное развитие сюжета

Приёмы работы с текстом «Чтение с остановками»

  • Работа с названием повествовательного текста.
  • Чтение по частям, абзацам.
  • Возможное развитие сюжета
Приёмы работы с текстом    «Ключевые слова» В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака . Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество . Или попросту побудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, - силы любви ко всему живому. Может быть в жизни человека собака обиженная, побитая .

Приёмы работы с текстом «Ключевые слова»

  • В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака . Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество . Или попросту побудила к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб, - силы любви ко всему живому. Может быть в жизни человека собака обиженная, побитая .
Развитие  читательской грамотности даст возможность формировать  функциональную грамотность в целом, а это одно из главных условий  становления динамичной, творческой и конкурентоспособной личности .

Развитие читательской грамотности

даст возможность формировать

функциональную грамотность

в целом, а это одно из главных условий

становления динамичной, творческой и конкурентоспособной

личности .