Мастер-класс
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! (слайд 1)
Я бы хотела начать сегодняшнее занятие с игры «Три вопроса» (слайд 2). Я попрошу вас работать как одна группа и хором, не думая, отвечать на мои вопросы. Готовы?
Какого цвета чистый лист бумаги?
Какого цвета снег?
Что пьёт корова?
Почему некоторые из вас ответили «молоко»? (по ассоциации, молоко белого цвета) (слайд 3)
Теперь я уверена, что у вас с образным мышлением всё в порядке, и мы можем продолжать.
Скажите, что общего у всех этих изображений? Что их связывает? (слайд 4)
Правильно, все эти слова объединяет общий корень «кросс».
История возникновения (слайд 5)
Кроссенс разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом
Впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.
Кроссенс развивает умение определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, устанавливать причинно‐следственные связи (слад 6)
Как работает кроссенс? (слайд 7)
Для учителя
проверка домашнего задания (рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать);
раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);
обобщение материала, закрепление (состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
организация групповой работы (составление на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);
творческое домашнее задание (составление на заданную тему, по исторической личности или эпохе);
построение структуры урока (9 элементов могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине) и т.д.
для ученика
отражение глубины понимания учеником заданной темы;
развитие логического и образного мышления;
повышение мотивации;
повышение уровня собственной эрудиции;
поиск интересного дополнительного материала
Как разгадать кроссенс (слайд 8, 9)
Теперь я вашему вниманию представляю первый кроссенс. (слайд 10) Ваша задача разгадать его за 2 минуты и выстроить ассоциативный ряд.
Вы молодцы! Отлично справились с заданием. И стоит отметить, что ассоциативные ряды у всех индивидуальны, а это значит, что в ходе обсуждения на уроке, мы можем услышать различные точки зрения, версии, предположения, что положительно скажется для усвоения материала.
Стоит отметить, что современные школьники значительно отличаются от предыдущих поколений. С появлением различных гаджетов и интернета интерес учеников к школьным предметам, к самостоятельному поиску информации снизился.
Мы часто вспоминает классическую советскую школу, где нам давали образование на всю жизнь. Но сейчас перед учителем стоят несколько другие задачи: мы должны научить ребёнка получать образование на протяжении всей жизни. (слайд 11) А этого невозможно достичь, не используя технологии критического и образного мышления.
Хочется вспомнить слова Л.Н.Толстого: « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»
Не допустить это подражания поможет технология кроссенс.
Теперь посмотрим, каким образом действует технология кроссенс на уроках русского языка и литературы. Попробуйте определить тему урока. (Пушкин) (слайд 12)Таким образом, с помощью данного кроссенса дети самостоятельно формулируют тему урока.
Слайд 13-14
Таким же образом можно создать кроссенс для урока русского языка. Кроссенс (фразеологизмы) (слайд 15)
Сейчас мы с вами рассмотрели примеры определения темы урока.
Кроссенс также можно применять на этапе закрепления или повторения.
В 5 классе после рассмотрения темы «Лексика. Культура речи», где изучаются такие понятия как синонимы, антонимы, омонимы. В качестве проверки знания у детей можно применить следующий кроссенс: Кроссенс (антонимы) (слайд 16). Кроссенс поможет и в проведении викторин, например, можно загадать слово или понятие (слайд 18)
Плюсы и минусы методики
+ | - |
- Быстрое и образное рассмотрение больших по объему тем; - Развитие метапредметных компетенций; - Соответствие ФГОС последнего поколения; - Интерес учащихся. | -Долгая и объемная предварительная подготовка; - Подразумевает хорошее владение материалом учащихся; - Может занять гораздо больше времени, чем запланировано. |
Слайд 19
Диапазон применения кроссенса велик – от повторения изученного материала до увлекательной игры во время перемен. (слайд 20)
Рефлексия
Я начала занятие с игры «Три вопроса», хочу закончить его тоже с числом «три». Я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями от данной технологии, но при этом использовали либо три существительных, либо три прилагательных, либо три наречия, либо три глагола. Спасибо!