Мастер-класс по географии
«Байкал - Жемчужина России»
Учителю необходимо постоянно учиться,
Учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого
должен стать взаимообмен
профессиональным
опытом
Леонид Боровиков
Форма мастер-класса: семинар-практикум
Тема мастер-класса: Приемы актуализации знаний в рамках системно-деятельностного подхода в обучении географии.
Время проведения: 15 минут
Цель:
Обучение использованию приемов актуализации знаний в рамках системно-деятельностного подхода в обучении географии.
Задачи:
Сформировать представление о возможностях применения приемов при организации образовательного процесса
Обучить приемам актуализации знаний.
Вызвать у участников мастер-класса интерес и желание развивать свой творческий потенциал.
Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Основные принципы: самостоятельность, самооценка, совместная работа и обмен в открытой среде, участие в дискуссиях
Добрый день, уважаемые педагоги!
Я рада приветствовать вас на мастер – классе « Байкал – Жемчужина России». География – это наука открытий, и на своих уроках я открываю с ребятами новые географические широты.
Это можно сделать с помощью различных приемов актуализации знаний, с которыми сегодня я хочу вас познакомить.
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал.
Стоишь, не зная горести и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Играют над тобой Сарма, Култук,
А то и Баргузин задует вдруг
И как с цепей сорвавшись, Верховик
Мчит над тобой, ловя прекрасный миг.
-На территории России существует сотни озёр, но самое уникальное – это озеро Байкал. В стихотворении прозвучали слова относящиеся только к этому озеру, какие это слова? Что они означают?
-У каждого из вас на столе лежит текст о Байкале, прочитайте и запишите по 4 ключевых выражения, связанных с озером.
1. Прием «Корзина идей, понятий, имён.. ( Для развития умения воспринимать информацию в ходе работы обучающихся с текстом.)
Первая группа.
Текст «Геология и геоморфология Байкала»
Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера 15-20 миллионов лет (другие озёра обычно имеют возраст 5-15 тысяч лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое строение. Очертания озера – продолговатые. Длина озера 620 км, а ширина – от 24 до 79 км. Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620 м, средняя – уровня Мирового океана, а уровень зеркала воды на 453 м выше. Причина большой глубины озера в его происхождении (тектонический разлом). Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. На Байкале 27 островов, самый большой остров Ольхон (73 км в длину и 11 ум в ширину).
Вторая группа
Текст «Климат Байкала»
Климат Прибайкалья умеренный резко-континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января - 24ºС. Лето на берегах озера прохладное, средняя температура июля +15ºС. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры:
- сарма – ураганный ветер, поднимающий штормовые волны на Байкале, - верховик – спокойный ветер, без резких порывов. У берега волнений почти нет, но в открытой части озера вода быстро темнеет и покрывается белой пеной, -------------------------------------------------------------------------------------------- баргузин - могучий ветер, дует главным образом в центральной части озера из Баргузинской долины поперек и вдоль Байкала. Этот ветер дует ровно, с постепенно нарастающей мощью, -------------------------------------------- култук - ветер, дующий от южной оконечности Байкала вдоль озера. Култук несет с собой жестокие штормы и дождливую погоду. Чаще и сильнее култук бывает осенью.
Третья группа
Текст «Органический мир Байкала»
Уникален органический мир Байкала. В озере встречаются около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть растений – водоросли. 70% обитателей озера – эндемики, т.е организмы, не встречающиеся нигде более, только на Байкале. К таким видам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Она розовато-белая, полупрозрачная, состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мёртвая она не тонет, т.к жир легче воды) и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения или в лечебных целях. ----------------------------------------------------------------------------------- Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг, байкальский омуль. Омуль невелик по размерам: длина рыбы – 30-40 см, а вес – 2-4 кг. ---- Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Она в точь-в-точь похожа на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – загадка для зоологов.
Выпишите по 4 слова или выражения, связанных с предложенным понятием «Озеро Байкал».
№ п/п | Особенности природы | | | | |
1 | Геология и геоморфология | | | | |
2 | Климат | | | | |
3 | Органический мир | | | | |
Это позволяет сформулировать кластер (пучок) и выяснить первоначальные представления обучающихся о Байкале, как о жемчужине России.
- Выполнив данную работу, мы можем сформулировать первоначальные представления об озере.
2. Приём пучок-кластер.
Байкал
Геология Климат Органический мир
Возраст(15-25 млн. лет) Температура Эндемики
Происхождение
(тектоническое) Ветер Животные
АД Растения
Мы составили с вами пучок-кластер на котором можно четко увидеть все особенности изучаемого географического объекта.
- А действительно ли озеро Байкал так интересно и уникально?
Давайте сравним его с еще одним крупным озером России.
3. Третий приём. Концептуальная таблица ( оказание помощи ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями и фактами). Работа у доски
Байкал | Линии сравнения | Ладожское |
юг Восточной Сибири | 1.В какой части страны находится озеро? | Северо-Запад восточно-европейской равнины |
через Ангару | 2. Выход к морю. | Через реку Неву в Балтийское море |
1642м | 3. Глубина.( я говорю) | До 230м |
До 40м | 4.Прозрачность.( я говорю) | До 4,5м |
Самое чистое и пресноводное | 5.Ценность для страны. | Проходят транспортные пути |
буряты | 6.Народности. | карелы |
4. приём « Что это?» ( для развития памяти)
1. Это субъект Российской Федерации.
2. Он расположен на юге Восточной Сибири.
3. Это центр области, находящийся вблизи объекта Всемирного наследия.
4. Он входит в десятку наиболее посещаемых мест России.
5. Его основной этнос- буряты.
6. В нем находится крупный ЦБК.
(Иркутск)
5. Приём «Воображаемое путешествие»
Мы с Вами увидели, что данный природный объект уникален, удивителен и таит ещё много загадок, которые предстоит Вам решить. Давайте совершим воображаемое путешествие на Байкал. Но прежде задайте себе вопросы
- в какое время года вы хотите там побывать?
- что бы вы хотели увидеть?
- какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Байкал?
Закройте глаза и перенеситесь мысленно на тысячи километров.
Байкал служит источником вдохновения и восхищения. Это святыня для всех людей, проживающих на его берегах.
(видеоролик)
6. Приём-рефлексия.
Мы слаженно сегодня трудились. У вас на столах лежат карточки с недописанными предложениями. Выберите для себя - то предложение, которое вам хочется прочитать и продолжить вслух.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Творческих Вам успехов!