СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс по инклюзивному образованию в ДОУ «Они хотят, чтобы их понимали»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по инклюзивному образованию в ДОУ «Они хотят, чтобы их понимали»»

Мастер-класс по инклюзивному образованию в ДОУ

«Они хотят, чтобы их понимали»


Оборудование:

1. Магнитная доска с магнитами;

2. Плакат с изображением планеты Земля;

3. Пряжа, клей и ножницы по количеству участников;

4. Столы и стулья по количеству участников;

5. Сертификаты участников мастер класса.



Ход мастер класса.


Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моем мастер классе. Проблема, которую хотелось бы обсудить, весьма актуальна – «Они хотят, чтобы их понимали». Необходимость её решения продиктована тем, что мы – взрослые должны выводить в большую жизнь толерантного, чуткого и не безразличного человека. Это во многом определит успешность жизненного пути наших детей и нашу с вами профессиональную компетентность.

К сожалению, современные дети не умеют правильно реагировать и общаться с особенным ребенком. Моей целью является показать значимость правильного воспитания наших детей, которое обязательно должно поддерживаться взаимодействием двумя сторон семьей и ОУ.


Приветствие со свечой (создать положительный настрой, атмосферу психологической комфортности, настрой педагогов на сотрудничество).


Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад (а) тебя видеть! Мне дорого твое общение! Мне приятно с тобой работать»


Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.

Каждый из нас использует множество форм работы в данном направлении. Презентуя данный педагогический опыт, основываясь на своем жизненном опыте, я хочу поделиться с вами одним из наиболее выгодных вариантов работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами.

I блок.

На нашей планете Земля живёт много семей. Все семьи разные. Но где-то на Урале есть семья, которая заселила целую деревню. В этой семье были молодые и зрелые, богатые и не очень, здоровые и инвалиды. Но никто и никогда не слышал, что бы в этой семье были ссоры, драки, обиды друг на друга. Жители соседних деревень не понимали, почему в этой семье нет раздора. С этим вопросом они обратились к старейшине семьи. На что он ответил: «В нашей семье главное –это любовь, уважение, доброта и взаимопонимание. Мы всё делаем вместе. И девиз нашей семьи«Мы вместе!»


Детский сад- это тоже одна большая семья. И в нашей многодетной семье много разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить детей уважению, взаимопониманию, добру, любви ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой… Что бы мы всегда могли сказать «Мы вместе! Мы счастливы!»

II блок.

Давайте сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию –я прошу выйти коллег, которым предстоит помочь мне в дальнейшей работы.

(Из числа присутствующих приглашаются 5-6 человек)

Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите шаблоны человечков, я попрошу вас взять себе один и дорисовать, так чтобы у вас получился человек, ребенок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.

Ведущий объясняет принцип изготовления куклы, вместе с участниками делает свою куклу. Во время изготовления кукол ведущий читает стихотворение В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь…»

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых мохеровых ниток.

Я свяжу тебе жизнь,

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы —

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой меланжевой пряжи.

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь:

Чтоб связать тебе жизнь

Я тайком распускаю свою…

Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы, ради детей.

Придумайте характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте.

- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.

Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание:

- Мой человечек появился на свет из ниток синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…

Конечно, мы заранее придумали эту ситуацию. Но именно через неё, мы хотели показать, что дети с ОВЗ также, как и взрослые сильны духом, хотят счастливой жизни, хотят быть с нами вместе!

На доске находится плакат с изображением нашей планеты, все мы, ее жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть толерантность – гармония в многообразии…

Пожалуйста, возьмите своих человечков и прикрепите их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом, символизировали согласие и единение.

Участники мастер класса приклеивают своих человечков к плакату.


Работая с особенными детьми, я пользовалась такими методами, коррекционного воздействия:

1. Игротерапия

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Процесс игротерапии рекомендуется проводить в сенсорном уголке, либо, если речь идет о групповой терапии в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры«Жмурки»«Полоса препятствий»«Краски», и др., игры помогающие в коррекции агрессии«Сражение»«Обзывание овощами, фруктами, ягодами»«Злые- добрые кошки» и др., игры направленные на снятия напряжения, расслабляющие«Снеговик»«Буратино»«Тряпичная кукла»«Насос и мяч»«Цветные ладошки» и другие.

2. Психогимнастика.

Это курс специальных занятий (этюдов, упражнении, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.

Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии.

- Игра «Кляксы» (дутье из соломинки, «Монотип», эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение.

- Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком). Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используются изготовление совместных работ на большом листке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.

3. Сказкотерапия, куклотерапия.

Еще русский философ И. А. Ильин сказал«Сказка – это сон, приснившийся нации». Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» - это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой. Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работу со сказкой я разнообразила дидактическими играми:

- развитие внимания«Найди отличия»«Помоги герою сказки пройти через лабиринт»«Где спрятались герои сказки» и др. ,

- развитие памяти«Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. ,

- развитие мышления«Собери башенку для Маши»«Разложи сказки по картинкам» и др. ,

-развитие мелкой моторики«Собери бусы для Аленушки»«Одень медвежонка» и др. ,

- развитие крупной моторики«Покажи движение каждого героя»«Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка».

Методы и приемы работы со сказкой разнообразны, и это прекрасноработая всего лишь с одной из сказок, малыш учится очень многому – процессу социализации и индивидуального роста.

3. Коррекционная работа в сенсорной комнате.

Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.


III блок.

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с инвалидностью. Дети с инвалидностью оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами, бесконечной любовью «вылечить» наше уставшее общество и посеять росточки добра в сердцах наших воспитанников.

Заключительный этап.

И в конце я хочу рассказать вам притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!