СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер -класс по использованию технологии интеллект-карт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс по использованию технологии интеллект-карт»

Денисова М.В

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 8»

Г Рославля Смоленской области



Мастер – класс по теме «Формирование РУУД у младших школьников через использование технологии интеллект –карт на уроках литературного чтения»

Цель: адаптирование и применение в работе технологии интеллект-карт как способа формирования РУУД у младших школьников на уроках литературного чтения.

Слайд 1

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер – класса посвящена способам формирования РУУД через применение интеллект – карт на уроках литературного чтения в начальной школе.

Слайд 2

- Посмотрите , пожалуйста, на экран. Подумайте, что объединяет этих людей?

Видео

- Вы правы. Демонстрация фрагмента мультфильма.

Слайд 3

- Вы уже догадались, что сегодня мы попробуем составить интеллект – карту для характеристики героев произведения Алана Милна “Винни Пух и все, все, все”.

Слайд 4

- Хочу напомнить, что интеллект-карта  – это инструмент, позволяющий , как структурировать, так и визуализировать информацию, организовывать ее в виде понятных рисунков и символов, что способствует формированию ассоциативных связей, позволяет мыслить, используя весь творческий и интеллектуальный потенциал.

Слайд 5

- Работа по созданию карт может быть парной, групповой и индивидуальной, в зависимости от подготовленности класса. Т. к мы сегодня будем знакомиться с составлением интеллект – карт, предлагаю работу в паре.

Слайд 6

- Предлагаю еще раз познакомиться с законами построения интеллект – карт.

Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4. Лист необходимо расположить горизонтально. В центре рисуется основная идея.

Слайд 7

От центрального образа рисуются ветки первого уровня, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, центральной идеи. Под- идеи

Слайд 8

К веткам первого уровня при необходимости добавляются ветки 2 го уровня раскрывающие идеи веток 1-го уровня. При построении карты используется максимальное количество цветов, отображающих разнообразие идей.

Слайд 9

По возможности, можно добавлять рисунки, символы, смайлы, ассоциирующиеся со словами на ветках. Это мнемонический приём, связывающий пару – слово-образ. Таким образом, интеллект-карта  подразумевает  формирование  такого  общеучебного  навыка  как  знаково-символическое  моделирование.

Слайд 10

С помощью стрелок, соединяющих понятия на разных ветках, устанавливаются причинно-следственные связи

Слайд 11

Иерархия мыслей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляется за счёт введения цветных ореолов.

Слайд 12

- Учитывая возрастные особенности младших школьников, считаю, что данный алгоритм сложен для них, поэтому я адаптировала его под возможности детей своего класса.

Он включает:

1.Извлечение информации из текста или видео.

2.Составление плана работы или списка понятий, которые будут нанесены на карту,

3.Выделение ассоциаций первого порядка

4.Определение того, к какой ассоциации первого порядка относятся понятия (классификация)

5.Создание карты: добавление иллюстраций, по возможности символов.

6.Нанесение на карту связей между понятиями

- Давайте попробуем составить интеллект – карту по данному алгоритму.

- Итак, у вас в конвертах лежат изображения героев сказки Алана Милна “Винни Пух и все, все все…”. Это и будет основной идеей вашей интеллект – карты. Приклейте картинку в центр листа. Подпишите имя. Не забывайте, что чем ярче карта , тем лучше.

Слайд 13

- Далее, чтобы интеллект - карты имели приблизительно одну структуру, необходимо набросать план, по которому мы будем работать. Давайте подумаем, по каким критериям мы можем охарактеризовать героев. Выделите главное.

План на доске.

/ внешность, поведение, характер, события, друзья, дом и семья/

- При отборе понятий первого порядка обучающиеся проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Также на данном этапе при составлении плана формируются навыки планирования, коррекции .

Слайд

14

- Вернемся к алгоритму составления интеллект – карты

Теперь , выделив понятия первого порядка, рисуем разноцветные стрелки от центрального образа и на концах стрелок записываем эти понятия.

- Далее необходимо наполнить эти понятия признаками. Для этого возьмите из конвертов “разноцветные страницы”. На них дана информация сразу по всем героям. Вам нужно выбрать и записать информацию, относящуюся к вашему герою.

- На данном этапе происходит отбор и коррекция признаков, а также умение действовать по плану.

- Каждое готовое понятие обведите в ореол- островок определенного цвета и раскрасьте. Здесь же можно придумать и добавить рисунки- ассоциации или рисунки-символы для каждого понятия.

- На данном этапе работы я формирую общеучебное умение - знако -символическое моделирование.

- Затем проведите стрелки, показывающие взаимосвязи между признаками и понятиями.

В ходе работы дети учатся контролировать и корректировать свои действия.

- У всех ли все получилось? Готовы ли вы представить интеллект- карты.

- Считаю, что на литературном чтении интеллект- карты помогают охарактеризовать героев, их поступки, высказать свое отношение к ним. Также могут служить опорой при пересказе, а в дальнейшем могут быть использованы для подготовки к творческим работам и сочинениям.

Слайд 15

- Существуют критерии оценивания интеллект –карт.

При анализе интеллект-карт оценивается :

  • яркий, объемный центральный образ;

  • чёткая разветвлённая структура;

  • наличие рисунков-символов , рисунков -ассоциаций, смайлы, побуждающих ассоциирование;

  • блоков / “островков”/ , подчёркивающих структуру;

  • связей между элементами структуры.

красочность содержания интеллект-карты.

- Считаю, что приведенные выше критерии могут использоваться как для оценки, так и самооценки интеллект –карты.

Слайд 16

Попрошу вас оценить свою работу, воспользовавшись символами на слайде.

Слайд 17

- Для меня, как учителя начальных классов данная технология является ценной находкой, т. к интеллектуальное развитие обучающегося с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, что способствует осознанному приращению знаний .

Рисование интеллект- карт - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Его характеризует наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству. Также эта технология позволяет развивать регулятивные УУД : планирование, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, контроль, коррекцию, оценку и самооценку.