СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по изготовлению народной игрушки "Солнечные кони"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по изготовлению народной игрушки "Солнечные кони"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по изготовлению народной игрушки "Солнечные кони"»

Управление образования администрации Муромского района МБОУ «Молотицкая СОШ» Мастер-класс по изготовлению игрушки из природного материала «Солнечный конь» Подготовила: Рябова Н.В. учитель технологии 2019 г. солнечный конь Мастер-класс по изготовлению игрушки из природного материала

Тип работы: изготовление игрушки

Событие: «Широкая ярмарка»

Техника: изготовление оберега

Материал: лыко, нитки, ткань


Уровень образования школьников: 6-7 классы.

В последние годы изучаются и возрождаются угасающие виды народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов - лозы, бересты, соломки, лыка. Научить детей работать с природным материалом - это значит приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и сегодня переживает второе рождение. В своей творческой мастерской на семинаре я предлагаю свой мастер - класс «Солнечный конь», посвященный изготовлению коня из лыка.

Технология изготовления несложная, доступная ученикам 5-7-х классов. Вместе с девочками мы проводили мастер-классы в начальной школе. Ученики 3-4-х классов хорошо справлялись. Детям нравится делать своими руками подарки, сувениры из лыка. Игрушка – конь используется на наших праздниках в игре и пользуется успехом. В процессе работы с природным материалом у детей развиваются чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер. Воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира. Формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и способов его применения, бережное отношение к природе. Предлагаемый мастер-класс могут использовать в своей работе учителя технологии, дополнительного образования, учителя начальной школы.

   Предлагаемый мастер-класс содержит:

•  технологию изготовления коня из лыка (приложение №1);

•  исторические сведения, которые были собраны в процессе исследовательской деятельности учащихся по изучению народных ремесел родного края;

•    картины русских художников (приложение №2);

•    пословицы, которые сопровождают процесс изготовления коня (приложение №3).

 

 Цели:  

- способствовать повышению эффективности обучения детей в образовательном процессе  по изучению народных ремесел России через мастер-класс по изготовлению изделий из лыка;

- создание условий для творческого развития детей и их самореализации средствами декоративно-прикладного искусства

Из истории


Назначение многих символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое. Но символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов. Сегодня символ коня ассоциируется, с одной стороны, с силой, благородством и стремительностью с другой стороны - с преданностью и верностью.

У многих народов мира конь был символом добра и счастья. Он всегда был связан с культом поклонения Солнцу, дающему тепло и свет всему живому. Может быть, поэтому в оформлении русских изб так часто использовали солнечные знаки, так называемый циркулярный орнамент, состоящий из кружочков с точкой в центре.

Многие божества неразрывно связаны с конями. По поверьям древних славян, главным солнечным божеством был Даждь-бог. Предполагается, что его имя образовано от слов «дать» и «Бог». Он каждый день объезжал небо на солнечной колеснице, запряженной белыми конями. Его появлению на небе предшествовало появление его сестры – Утренней Зари, которая выводила на небосклон его белых коней. Другая сестра Даждьбога – Вечерняя Заря – заводила коней на конюшню после того, как Даждьбог заканчивал свой объезд.

Покровителем коней считался бог труда - Овсень, который ежегодно возжигал солнечное колесо, даруя новый свет миру.

У славянского бога огня Семаргла был златогривый конь с серебряной шерстью.

Перун – бог грозы (грома) проносился по небосклону в колеснице, запряженной черными крылатыми конями.

Сохранились сведения, что волхвы северных народов перед походом боевой дружины гадали с помощью коней. Для этого белого скакуна понуждали переступать через копья. Если конь ступал сначала правой, а не левой ногой, то верили, что это к удаче.

По другим свидетельствам, вороного коня понуждали пройти через препятствия из девяти склоненных копий. Если конь ни разу не касался ногами копий, ожидали удачу в ратных делах.

На протяжении веков конь был первым помощником и первым слугой человека. Хозяйственная роль коня в крестьянской жизни вытесняла из обрядов древние верования и символы. Но на протяжении многих веков сохранилась традиция изображать коней в русском народном искусстве: в вышивке, резьбе, росписи и скульптуре.

В некоторых сохранившихся обычаях и традиционных празднованиях используется символика коня. Известна игровая традиция вождения коня во время рождественских и масленичных гуляний. Для этого лошадиную голову, сделанную из соломы, насаживали на шест. Один из участников этой игры нес этот шест, укрывшись с головой рогожей. Второй шел за ним, спрятавшись под рогожу. Третий – хозяин вел по улицам деревни коня под уздцы. Парни и девушки встретившись с этой процессией присоединялись к игре. Для этого они заскакивали под рогожу между идущими или за последним идущим.

Так выстраивалась длинная вереница играющих. Когда места под рогожей не осталось, другие играющие стремились втиснуться между играющими. Замыкающему шествие не оставалось места под рогожей. Чтобы вновь присоединиться к игре, он вытеснял из-под рогожи других игроков. Часто игроки сбивались с ноги, падали в снег. Игра проходила весело и шумно.

Лошади ценились очень высоко. Например, по законодательству Ярослава Мудрова (XIвек) виновный в убийстве чужого коня должен был уплатить в казну 12 гривен и 1 гривну потерпевшему, а за убийство свободного крестьянина – всего 3 гривны.

В XIII веке на Руси появились святые покровители лошадей и военного дела: Фрол и Лавр, которых управлять лошадьми научил якобы сам архангел Михаил. Иконописцы изображали их верхом на конях. В день Фрола и Лавра (31 августа) лошадей не использовали для самой необходимой работы, и на скачках, которые проводились в этот день, седлать лошадей было не принято. Рано утром их кормили в «полную сыть» свежим сеном и овсом и совершали особый обряд – купание. Хозяева надевали нарядную одежду, украшали лошадей и на поводке вели их в воду, а сами шли по берегу.

После лошадям расчесывали гривы и хвосты, вплетали в них яркие ленточки или пестрые лоскутки. Коней собирали вместе со всех окрестных деревень и пригоняли к церковной ограде, где после обедни и молебны Фролу и Лавру совершалась «конная мольба»: священники выходили из церкви и окропляли лошадей священной водой.

В некоторых деревнях средней полосы России существовала традиция делать соломенных коней на первые заклички весны. Их прикрепляли под коньками крыш. Поделку коня вязали в основном из ржаной соломы, потому что рожь была основной сельскохозяйственной культурой. Но использовали также и пшеничную солому, камыш, мочало.











Лошадь - очень умное и красивое животное!




Ресурсы:

http://www.gogol.ru/izo/raboty_polzovatelei/_kuklaobereg

http://kizhi.karelia.ru/culture/crafts/bast/

http://propets.4bb.ru/viewtopic.php?id=58

http://www.arhpress.ru/pinega/2005/3/10/15.shtml

http://creativchik.blogspot.com/2010/02/blog-post_14.html



Приложение № 1


Технологическая карта «Изготовление коня из лыка»


- берем пучок лыка длиной 24см, складываем пополам. Длина в сложенном виде должна быть около12 см. Вверху пучок туго перетягиваем красной или желтой нитью, отступив от края верха примерно 1-1,5см;


- берем второй пучок лыка длиной 20см, складываем пополам. Длина в сложенном виде должна быть равна 10см. Вверху пучок туго перетягиваем нитью, отступив от края примерно 1-1,5см;


- далее первый пучок раскладываем на 2 части и между ними помещаем второй пучок (голова коня). Под вложенной деталью пучок плотно перетягиваем. Перевязываем нитью также 2 нижние части первого пучка, отступив от низа 2см (передние ноги конька);


- берем еще один пучок (третий) по длине равной первому (24см). Обхватываем им второй пучок примерно посередине, перевязываем туго нитью (туловище конька);


- следующий пучок (четвертый) по длине равный второму (20см), перегибаем пополам и огибаем туловище конька сзади. Перевязываем крест-накрест нитью место соединения. Перевязываем также и каждую часть ноги снизу, отступив 1см (задние ноги);


- скрепив детали конька, набрасываем на него «попону» из лоскута цветной ткани.






Приложение № 2





Пегас (Мифический герой)





Беллерофонт на Пегасе убивает Химеру




















Прощание Олега с конем



 Кавалерист



А. И Шарлемань. Портрет юнкера лейб-гвардии Конного полка А.А. Вонлярлярского. 1852 г.




К. П. Брюллов «Всадница» (1932 г.)




Френц Рудольф Федорович Егерь с тремя борзыми

Едешь на злом, сильном и приземистом "киргизе", крепко сдерживая его поводьями, и чувствуешь себя слитым с ним почти воедино. Он фыркает, просится на рысь, шумно шуршит копытами по глубоким и легким коврам черной осыпавшейся листвы, и каждый звук гулко раздается в пустом, сыром и свежем лесу. Тявкнула где-то вдалеке собака, ей страстно и жалобно ответила другая, третья - и вдруг весь лес загремел, точно он весь стеклянный, от бурного лая и крика. Крепко грянул среди этого гама выстрел - и все "заварилось" и покатилось куда-то вдаль.




Иван Бунин "Антоновские яблоки"


За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков - охота.
Я сейчас еще чувствую, как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня под вечер, когда, бывало, едешь с шумной ватагой Арсения Семеныча, возбужденный музыкальным гамом собак, брошенных в чернолесье, в какой-нибудь Красный Бугор или Гремячий Остров, уже одним своим названием волнующий охотника















«Купание красного коня» 1912

Автор: Кузьма Петров Водкин












Приложение №3


Без спотычки и конь не пробежит.


Был конь, да изъездился.


Выше меры и конь не скачет.


Конь о четырех ногах да спотыкается.


Кто в кони пошел, тот и воду вози.


Куда конь с копытом, туда и рак с клешней.


Старый конь борозды не испортит.


Конь – не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.


Сытому коню и овраг нипочем, и гора – ровная дорога.