Бояркина Лилия Александровна (воспитатель школы полного дня).
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования (пластилиновая графика, восковая графика) со слепыми и слабовидящими воспитанниками ( 6 - А класс).
Тема: «Рисуем без кисточки и карандаша».
Цель: Развитие художественно-творческих способностей воспитанников через ознакомление с нетрадиционной техникой рисования (пластилиновая графика, восковая графика).
Задачи: - Вовлечь воспитанников в обследование видов техник нетрадиционного рисования (пластилиновая графика, восковая графика), на основе использования всех сохранённых анализаторов и их компенсаторных возможностей.
-Организовать деятельность воспитанников по выполнению работ по восковой графики.
-Развивать креативность, любознательность, интерес.
Оборудование: Белый картон А4, пластилин, восковая свеча, мука или зубной порошок, гуашь чёрного цвета, деревянные палочки с заточенными концами или зубочистки.
1.Организационный момент: - На аудио записи слышатся звуки: шуршание бумаги, фольги; звон колокольчика, игра на маракасах, на металлофоне, на дудочке, на гармошке.
-Ребята что вы слышите?
(Звуки разных инструментов, но они играют непонятную мелодию).
-Правильно ребята инструменты не звучат в унисон, нет последовательности в их звучании нет дирижёра который распределит звучание каждого инструмента. А давайте мы с вами попробуем как дирижёры наладить звучание наших инструментов.
(Раздаются инструменты, распределяется последовательное звучание каждого инструмента).
-Тема нашего занятия также необычна: «Рисуем без кисточки и карандаша»
-Неужели рисунок может получится без карандаша и кисточки? –А представьте себе может. Здесь я буду для вас художественным дирижёром и у нас с вами всё получится. Но прежде хочу пригласить вас на выставку работ, приготовленную для нас учащимися 9В класса выполненную в технике нетрадиционного рисования; пластилиновая графика, восковая графика. Именно этот вид техники рисования мы с вами будем осваивать
(Воспитанники рассматривают, тактильно обследуют работы, дают свою оценку). Предлагаю воспитанникам определить виды техник нетрадиционного рисования.
Практическая часть: -Ребята проходите в нашу художественную мастерскую где я буду дирижировать нашей художественной деятельностью. (Воспитанники занимают места, где разложен необходимый художественный материал).
-Пожалуйста рассмотрите свой художественный материал, расскажите о нём.
-Что необычного в этих инструментах? (Рассказы воспитанников сопровождаю объяснениями и пояснениями).
1 этап работы: -А сейчас ребята наступила моя очередь художественного дирижёра. Послушайте как последовательно и правильно создать свои творческие работы.
-Возьмите лист картона, у кого восковая свеча-натирает лист воском (слабовидящие), у кого пластилин-размазывает по листу пластилин (тотально слепые).
2 этап работы: -Теперь нам надо обезжирить воск и пластилин для этого берём муку и посыпаем, как солим, поверхность листа. Затем берём кисть, баночку с гуашью и начинаем
3 этап работы: - А сейчас ребята основной и самый главный этап нашей работы, вы должны продумать образ, который вы будете создавать, а создав в воображении этот образ вы воплотите его на листе, используя для этого заострённые деревянные палочки и зубочистки, процарапывая рисунок.
(В процессе рисования идёт постоянная индивидуальная работа).
Подведение итогов:
Выставка работ воспитанников.
-А сейчас ваши работы зазвучат вместе с нашими инструментами. Возьмите каждый по инструменту, а я возьму дирижёрскую палочку и ею буду указывать на какой-либо инструмент, он будет звучать, а вы будете рассказывать о своей работе.
-Вы увидели и почувствовали, что когда в работе есть понимание, слаженность, интерес, доброе отношение к друг другу, всё получается и всё сбывается.
***Необычные картины получилось нам создать,
Они загадочны, красивы.
Хочешь знать, как их назвать?
Вот из воска образ создан,
Вот из пластилина,
Всё созвучно,
Всё красиво
В нашем мире «Детство».