СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ручному труду. Мастер-класс по лепке "Снежинка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует разные виды изобразительной деятельности - это рисование, лепка и аппликация, основное назначение которых образное отражение действительности. В процессе деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, восприятия искусства, эмоционально-положительного. 

Учебное занятие "Снежинка" – это знакомство обучающихся с нетрадиционной техникой прикладного творчества – пластилинографией. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по ручному труду. Мастер-класс по лепке "Снежинка"»

Мастер – класс. Лепка: «Снежинка».

Цель: научить изображать снежинку в технике пластилинография, строить узор из центра, симметрично располагая фрагменты на лучах;

- способствовать формированию эмоционально-эстетического восприятия природы;

- расширять знания о природных явлениях;

- развивать, внимание, восприятие;

-активизировать речь.


Задачи: -продолжать обучать работать с пластилином: отщипывать, скатывать жгутики, приплющивать; -объяснить откуда берутся снежинки, их состав, форма, размер; -активизировать и пополнить словарь детей на тему - зима.


Оборудование: прямоугольная заготовка из картона для снежинок, пластилин, доска для лепки, стеки, ноутбук, презентация «Снежинки».


Ход занятия:

Организационный момент.

- Ребята! Послушайте загадку, разгадав её, вы узнаете тему нашего урока.

Дом её на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

И зовут её ….(снежинка)

Основная часть. Беседа «Что такое снежинка?»

-Ребята, а вы знаете, откуда берутся снежинки? А хотите узнать?

Рассказ педагога о том, что снежинки - это капельки пара, которые живут в небе и при морозе превращаются в льдинки, собираются в тучу, растут и превращаются в снежинки.

-Ребята, а вы когда-нибудь видели снежинку близко-близко? Когда её можно так рассмотреть?

Ответы детей: - Когда снег идёт медленно и падает на одежду, варежку, шарфик.

-А вы заметили, какой формы, размера снежинка?

- Оказывается, если рассматривать снежинки под микроскопом, то можно увидеть, что все они разные, в природе не встретишь две абсолютно одинаковые снежинки. Но форма их всегда шестиконечная.

- Давайте полюбуемся на наши снежинки (показ презентации).

- А когда с неба падает много снежинок, как называется это природное явление? (снегопад)

-Скажите, а есть польза от снега? (защищает корни деревьев, растений от вымерзания, защита животных от мороза и хищников, в него очень интересно играть.)

Гимнастика для глаз «Тихо, тихо, тихо»

С неба падают снежинки (поднять руки вверх, шевелить пальцами и смотреть на них)

Тихо, тихо, тихо…

И под горку летят (опустить руки вниз, шевелить пальцами и смотреть на них)

Тихо, тихо, тихо…

А под горкой спит медведь, ёж и енот (руки под щёку, закрыть глаза)

Тише, тише, тише никого не разбудите. (приложить указательный палец к губам)

- Обычно, когда мы готовимся к встрече Нового года - вырезаем снежинки из бумаги или рисуем их. Сегодня я предлагаю сделать свою шестиконечную красавицу снежинку из пластилина. Этот материал подходит для лепки снежинки.

- Ребята, у вас у каждого на столе лежит пластилин - искусственный пластичный материал для лепки, удобен при формообразовании и изготовлении недолговечных изделий. Подумайте, само слово «пластилин» о чём нам говорит? Какой это материал? (Пластичный). Материал обладает свойствами пластичности, если он очень податливый, изменяется под действием нагрузок. Мы можем его размять и получить какое-то изделие. А раз он мягкий, податливый, значит, из него можно лепить, что-то вылепливать. Если можно лепить, как будет называться эта работа? (Лепка).

Лепка - один из видов изобразительного искусства. А когда мы что-то вылепливаем, мы образуем какую-то форму, т.е. внешний вид изделия.

А из чего делают пластилин? Его делают из белой природной глины с добавлением:

- воска (чтобы не затвердевал). У вас у каждого на столе лежит кусочек воска, возьмите его и посмотрите. Где вы уже встречались с воском? (свечки делают из воска). - глицерин (для пластичности). Подвиньте, аккуратно к себе колбы с жидкостью, понюхайте её. Какого она цвета? (бесцветная) Эта жидкость называется глицерин и её добавляют в пластилин для пластичности.

- жирные вещества (чтобы не высыхал). Ребята, а теперь возьмите листки на которых прикреплен пластилин, отлепите пластилин аккуратно, а я посмотрю какой ряд тише и быстрее всех это сделает. Что вы видите на бумаге в том месте, где был пластилин? (пятно, жирное пятно). Так вот, в пластилин добавляют жирные вещества, чтобы он не высыхал.

- красители (для цвета). Почему пластилин цветной? (В него добавляют красители для цвета, чтобы пластилин был разноцветным и красивым).


-Ребята, подскажите мне чего боится пластилин? (Тепла, прямых солнечных лучей) А почему? Что произойдет если наше изделие из пластилина попадет под жаркие солнечные лучи? (Может поплыть, растаять, потерять форму - внешний вид изделия).


Практическая часть: «Изготовление снежинки».

Перед тем как начать работу с пластилином мы должны вспомнить некоторые правила:

1. Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус.

2. Лепку пластилином выполнять только на дощечке или клеенке.

3. Нельзя класть пластилин на стол.

4. Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Отделите маленькую часть, разомните, потом прибавьте еще и т. д.

5. Не бросайте остатки пластилина на пол.

6. Не размахивайте стеком.

7. После работы протирайте руки салфеткой.

8. Когда закончите работу, уберите рабочее место, протрите стол.

9. Стеки и клеенку нужно хорошо протереть салфеткой.

10. Салфетку (бумажную) использовать один раз.

Но чтобы нам сделать какое-то изделие, необходимо знать основные приемы лепки из пластилина. Сейчас мы с вами поупражняемся. Я буду вам показывать, а вы повторять все приемы лепки за мной.

А) Чтобы отделить кусочек пластилина от одного брусочка можно его:

- открутить;

- отщипнуть;

- отделить нитью;

- воспользоваться стекой.

Б) Возьмите пластилин в ладошки и мы погреем его. Пластилин - большой выдумщик и фантазер. Из него можно сделать что угодно. Но он очень упрямый. Когда упрямства в нем собирается много, он становится твердым, непослушными и ничего делать не соглашается. Чтобы выгнать из него упрямство его нужно как следует поразминать. Тогда он станет мягким и поможет нам. Мы уже разогрели пластилин а теперь разомнем его руками.

В) Существуют приемы, которые помогут придать форму пластилину:

- скатывание

- раскатывание

- сплющивание

- вытягивание

- вдавливание

- сгибание

- прищипывание

- оттягивание

Г) Как нам соединить детали?

- прижать

- примазать.


- Итак, для изготовления снежинки, мы возьмём картонную заготовку, на ней прорисовываем простым карандашом саму снежинку, потом на неё будем лепить жгутики из пластилина. Пластилин обязательно должен быть мягким.

- Посмотрите, какого цвета вы выбрали себе заготовку? Нужно взять белый пластилин.

1. Отрезаем кусочки пластилина, разминаем в пальцах; скатываем несколько шариков одинакового размера и раскатываем их в тоненькие длинные жгутики;

2. Теперь составим из пересекающихся в центре жгутиков снежинку и украсим ее короткими жгутиками или другим способом.

3. Растягиваем пальцем кончики жгутиков;

4. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, делаем украшения снежинки.


- Чтобы у вас получились правильные и красивые снежинки, работу выполняйте аккуратно, используйте приёмы лепки, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

Дети приступают к работе.

Проверка. Оценка и анализ работы учащихся.

- Правильность выполнения изделия;

- Соблюдение пропорций;

- Правильность выполнения операций соединения.

Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались? Что такое лепка? С какими приёмами лепки познакомились? Какой приём вам больше всего понравился? Какай способ лепки мы использовали, когда лепили снежинки?

А теперь давайте составим все наши снежинки на лужайку (под музыкальное сопровождение).

- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.