Мастер-класс
по математике 3 класс
"Умножение девяти на 9"
Цели: составить таблицу умножения девяти на 9, совершенствовать вычислительные навыки и умения сравнивать, развивать наблюдательность и умение рассуждать.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на таблицу умножения и разнообразии их методов, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.
Оборудование:
тексты для самостоятельной работы и самопроверки, таблицы для организации этапа рефлексии. Учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Для опытов: пальцы
Таблички для схемы
Словарь С.И.Ожегова.
1. Самоопределение к учебной деятельности:
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
- Что нового узнали на уроках математики?
- А как вы думаете, а все ли таблицу умножения знаете?
- Вы хотели бы узнать ещё что- то новое о таблице умножения?
- Сегодня вы более подробно познакомитесь с одним из таблиц умножения на 9.
- Скажите, а с чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)
- Верно! Скажите, а все ли знания о таблице знаете? (Нет только то, что нам необходимо)
- Молодцы. Тогда смелее в путь!
Стихотворение наизусть читает ученик.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2.Сообщение темы и целей урока.
- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке и докажите своё мнение.
Ученик читает загадку по карточке (2 раза):
Глядела цифра в зеркало
И о сестре мечтала.
Но только свойства одного
Его видать не знала.
И получила двойника.
Как капелька водицы
Сестра похожа на неё.
Да только вниз косица.
Учитель задаёт вопросы:
-Какая цифра?
Варианты ответов учащихся:
-Я думаю, что речь пойдёт о таблице умножения на 9.
- Возможно, на уроке мы будем говорить о таблице умножения девяти на девять.
- Как бы вы определили тему урока?
-Отгадали загадку.
-Сегодня мы будем изучать таблицу умножения девяти на девять. А как по другому выучить и составить таблицу умножения 9?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы превратимся в волшебников..
- Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии?
Варианты ответов учащихся:
-Он творит чудеса ,чтобы все на Земле жили дружно и весело.
- Это ваши предположения. Где можно точно узнать значение этого слова?
Варианты ответов учащихся:
- Можно использовать словарь.
- Давайте, посмотрим толкование этого слова в словаре
С.И. Ожегова
«Волшебник-Колдун, чародей. Человек, чем-нибудь очаровывающий, пленяющий других».
(из словаря С.И.Ожегова)
Опыт 1.
- Назовите предметы, стоящие на ваших партах. Предположите, какой вид работы будем выполнять.
Варианты ответов учащихся:
-Мы будем заполнять таблицу.
- Мы волшебники и будем творить чудеса с пальчиками.
- 9… продолжить.
Варианты ответов учащихся:
- 9 драгоценностей.
- 9 достопримечательностей.
-число 9 в нумерологии
-Наступило долгожданное мгновенье. Вы готовы к волшебству и превращениям.
-Положите обе ладони на стол и запомните номера ваших пальчиков.(На презентации)
-Сейчас ваши пальчики превратятся в «счетные машинки». Проверим?
-Чтобы умножить число на 9, вам достаточно что сделать?
Варианты ответов учащихся:
-Я бы положила 9 пальцев и по очереди посчитала бы пальцы.
Опыт.
-Чтобы умножить число на 9, вам достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него.
Число пальцев слева показывает первую цифру произведения(десятки), а число пальцев справа- вторую цифру(единицы)
Предлагаю 2*9=18
-сколько пальчиков слева от второго? Один это?(Десятки.) Сейчас найдем с единицы.
-Сосчитайте пальцы справа.(Восемь.)
-Получили число …(18.)
-Кто из вас волшебник? Заполняйте таблицу с пальчиками.
Аналогичная работа проводится для всех случаев в таблице.
Вывод учащихся:
- Достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать.
Учитель показывает таблицу на экране.
- Проверим наши таблицы.
- Играем в игру «Ночь». Закройте глаза.
Учитель использует освежитель пух и провести по пальцам учащихся.
- Что это?
Варианты ответов учащихся:
- Вы использовали вату.
Вывод учащихся:
- Пальцы нужны не только считать числа они еще служат для осязания.
- Человек использует пальцы и на других целях. Без рук и без пальцев мы не может работать и есть.
-Нужно беречь свои конечности и свой организм Здоровье – самая главная вещь на Земле..
4.Физкультминутка.
Приоткрыть окно.
- Сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух и вдохнуть его. Это наш воздух чистый, и пахнет приятно.
Взмахните левой рукой.
Взмахните правой рукой.
Наклонитесь вперёд.
Повороты туловища.
1 сообщение.
9 драгоценностей Новосибирска.
2сообщение.
9 достопримечательностей Новосибирска.
6.Самостоятельная работа.
- На парте у вас лежат таблицы . Вставьте пропущенные кружочки.
Таблица на доске закрывается.
- Я открываю таблицу на доске, вы проверяете работу у соседа..
- Кто всё сделал правильно, поднимите руку.
Поднимите сигнальную карточку, если у вас нет ошибок. Нарисуйте звёздочку.
- Кто ошибся? Исправьте ошибку зелёной ручкой.
(анализ допущенной ошибки)
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) формирование навыка самооценки;
3) обсудить домашнее задание.
- Какова была тема нашего урока?
- Какую цель вы ставили перед собой?
- Достигли ли вы цели урока?
- О какой цифре мы говорили?
- Что нового вы узнали?
- Выполнили мы план урока?
Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы
Фамилия Имя |
Утверждения | Поставь знак + или? |
Я понял тему урока | |
Я достиг цели урока | |
Я знаю, таблицу * на 9 | |
- У кого ещё остались вопросы?
- А как вы можете их устранить?
- А у кого вопросов нет?
- Можете ли вы помочь своим товарищам?
- Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке.
8.Домашнее задание.
-Придумать игры с пальцами.