Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Академия чудес»
Цель: Знакомство с водой, ее агрегатными состояниями и свойствами.
Задачи: - познакомить детей со свойствами воды и ее особенностями;
- научить проводить опыты с водой и делать выводы из наблюдений;
- воспитать чувство бережного отношения к особому веществу – воде, как основе всего живого на земле;
Все друг другу улыбнемся,
Все в сборе-дети,
Мы можем начинать
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса.
Не будем терять время, начнем! Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся с этим необыкновенным веществом. (мультфильм)
А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
Ход эксперимента.
Опыт № 1.
Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга.
Опыт № 2.
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Внимание, внимание!А теперь наступает время волшебства! Вы любите волшебство (Достает мыльные пузыри и пускает их)
Ой, какие пузыри
Прилетели к нам,
Смотри!
Легкие, воздушные,
Ветерку послушные!
А теперь давайте создадим сами пузыри. Скажите, а что же еще нужно, чтобы создать мыльные пузыри? Ответы детей
Для этого возьмите жидкое средство для мытья посуды ,смешайте с водой в пропорции 1:10 и добавьте 50-100 мл глицерина. Раствор готов! Пускать пузыри можно через обычные коктейльные трубочки или согнутую проволочную петлю (диаметр на ваше усмотрение). И можно приступать к игре.
Ребята, наша работа в лаборатории подошла к концу. Мы с вами провели ряд экспериментов. Какой из экспериментов вам понравился больше всего?