Мастер-класс по программе:
«Разговор о правильном питании»
Тема: «Витамины»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 13»
Копейского городского округа
Вдовина Ирина Юрьевна
2019 г.
Мастер-класс по программе «Разговор о правильном питании»
Тема: «Витамины» (слайд № 1)
Перед началом работы разделить участников на три группы (вытягивают листочки с номером группы).
Психологический настрой (слайд №2)
Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнётесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей!
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. В нашем современном мире образованные, грамотные люди часто обращаются к высказываниям, мыслям великих людей: философов, учёных мудрецов. Потому что они действительно подмечали то важное и ценное, что есть в жизни каждого человека и вообще на земле. И не важно, жил этот мудрец 100 или 200 лет назад.
Послушайте, пожалуйста, высказывание Оноре де Бальзака (слайд №3)
Великие люди всегда были воздержаны в ….
- Догадайтесь, о чём говорил мудрец, что он имел в виду?
(появляется на экране) …. еде.
- А почему он так думал? Выразите своё мнение.
Действительно, вопросы о здоровом, правильном питании волновали умы великих людей и 200 лет назад. И в наше время эта тема не потеряла своей актуальности, т.к. по данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11-12% детей. Специалисты считают, что от 20% до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. По данным Института возрастной физиологии РАО за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.
С этим и связан мой выбор и актуальность использования программы в начальной школе «Разговор о правильном питании».
- Но чтобы начать нашу работу, надо поприветствовать друг друга, поздороваться.
- Здравствуйте…
- А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья. Почему?
-Скажите, пожалуйста, какого человека вы считаете здоровым?
- А вы умеете беречь здоровье?
- Что вы делаете, чтобы быть здоровыми? Как заботитесь о нём?
- Я рада, что вы умеете заботиться о своём здоровье. Поэтому, я взяла тему для проведения мастер-класса «Витамины» (слайд № 4), где хочу поделиться с вами опытом своей работы в этом направлении.
3. Посмотрите на экран и прочитайте внимательно текст, который там видите (слайд № 5)
Жирорастворимые и водорастворимые витамины
В связи с различием механизма всасывания в желудочно-кишечном тракте человека витамины разделяют на водо- и жирорастворимые. К жирорастворимым витаминам относятся четыре витамина, обозначаемых латинскими буквами А, D, Е и К. Остальные входят в группу водорастворимых. Это разделение лежит в основе целого ряда важных биологических различий. Во-первых, это способность к накоплению.
Жирорастворимые витамины могут депонироваться в организме, в основном в жировой ткани и печени. Поэтому их можно принять в избыточном количестве и запастись впрок, хотя и не на длительный период. Однако при приеме в слишком большом количестве проявляются симптомы передозировки.
Водорастворимые витамины в существенных количествах не запасаются и поэтому должны поступать извне практически ежедневно, а при избытке они достаточно быстро выводятся с мочой. Со способностью быстрого выведения связано второе различие: более частое развитие гиповитаминозов для водорастворимых витаминов, а гипервитаминозов - для жирорастворимых витаминов.
Слайд № 6. (Текст закрывается)
- А теперь посмотрите на конверт с заданием № 1, который находится у вас на столе. Выполните.
Основные виды витаминов Жирорастворимые Водорастворимые |
Выберите карточку с нужной буквой и расположите по группам: А, D, Е, К, P,C,B1,B9,H. |
Проверка.
-Кто прочитает группу жирорастворимых витаминов? (A D E K)
- Водорастворимых? (Р, С, В1, В9, Н)
4. Задание № 2
- Расположите наиболее богатые витамином С следующие ягоды и фрукты в порядке убывания.
- Давайте посмотрим, в том ли порядке, вы расположили ягоды и фрукты (слайд № 7).
5. А сейчас немного поиграем. Игра называется «Витаминный мешочек».
(Слайд № 8).
- Для каждой группы будет свой витаминный мешочек с заданиями:
1 группа. Вы достаёте по одному из мешочка фрукты и называете какие витамины там присутствуют.
Ответ: Яблоко – A, E, P, C, группы В.
Киви – С, Е, В9, В6, А.
Груша – В, С, Е, Н, РР.
Мандарин – А, С, В1, Р, К.
Лимон – С, В, РР.
2 группа: Вы достаёте по одному из мешочка овощи и называете какие витамины там присутствуют.
Ответ: Картофель – В, РР, Е, К.
Чеснок – С, D, В.
Лук – А, В, С.
Свёкла – С, А, В, РР.
Морковь – А, В, С, Е, Н, К, РР.
3 группа: - А вам достаётся волшебное яблочко для здоровья. Кто его части соберёт, все его мудрости поймёт, тот здоровье сбережёт. (В конверте разрезанная на 4 части картинка яблока).
- Достаём по частям, объясняя смысл пословиц:
1. Лук от семи недуг.
2. За ягодами пойдёшь – здоровье найдёшь.
3. Яблоко на ужин – и врач не нужен.
4. Здоровье дороже богатства.
6. «Витаминный калейдоскоп»
Чтобы выполнить следующее задание, вы попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь.
Это изобретение было ещё известно с давних времён. Древние египтяне с восхищением наблюдали за симметричными фигурами, возникающими во время движения танцоров между расставленными вкруговую отшлифованными плитами.
- Что это? Кто догадался?...Тогда послушайте дальше.
У нас в России он появился в 186 и изобрёл его великий учёный М.В. Ломоносов, который восхищался красотой стекла и изучал различные способы его применения.
В России его прозвали трубкой, показывающей красивые виды. Название своё получил от греческого: kalos – красивый, eidos – вид, skopeo – смотрю, наблюдаю.
- Что это? (Калейдоскоп).
- А мы сейчас создадим свой калейдоскоп из витаминов или «Витаминный калейдоскоп».
- Каждой группе я даю три текста-описания. Вы должны догадаться, о каком витамине идёт речь, и найти пару-картинку.
Составление «Витаминного калейдоскопа»
- Молодцы! Спасибо всем за работу! Слайд № 9)
Свой мастер-класс хочу закончить таким пожеланием:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!