Мастер –класс по развитию диалогической речи.
Учитель-логопед
ГБОУ ООШ №15 с/п «Детский сад «Чебурашка»
Волкова Евгения Вадимовна
У многих детей дошкольного возраста наблюдаются трудности в усвоении диалогической стороны речи, что затрудняет общение дошкольников со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога
Особенно недостатки в формировании диалогической речи наблюдаются у дошкольников с ОВЗ, которые проявляются в нарушении средств общения, что приводит к нарушению деятельности общения. Большинство детей с ОВЗ стесняются качества своей речи, что также мешает полноценному овладению диалогической речью.
Для всестороннего развития ребенка важна сюжетно-ролевая игра. Но для того, что бы игра была полноценна, и ребенок мог проигрывать в ней множество ролей, нужен диалог. Именно поэтому в нашей группе проводится предварительная работа по развитию диалогической речи.
Существует много методов для развития диалогической стороны речи. В нашей группе работа строится с использованием мнемотаблиц, в которых зрительные образы помогают детям задать вопрос и сформулировать верный ответ. Удобство этого метода заключается в том, что таблицу можно адаптировать под любую сюжетно-ролевую игру. Используемые картинки-символы подбираются таким образом, что бы у ребенка имелась возможность выбора, тем самым развивается самостоятельность и воображение.
Работа по развитию диалогической речи для дальнейшего ее использования в сюжетно-ролевой игре проводится совместно с воспитателем и проходит в 3 этапа.
На данном этапе воспитатель совместно с логопедом планируют сюжетно-ролевые игры, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты. Логопед формулирует предполагаемый диалог в игре и составляет мнемотаблицы. Затем логопед объясняет детям значения символов в таблице и с каждым ребенком индивидуально проигрывает роли, выступая в качестве организатора игры.
Воспитатель в вечернее время, используя эти же мнемотаблицы, проигрывает роли совместно с детьми. Так же как и логопед, выступая в качестве организатора. При этом воспитатель, как и логопед на своих занятиях, добивается от детей полного и грамматически верного ответа.
Дети в паре (под контролем воспитателя или логопеда), самостоятельно ведут диалог во время игры (по возможности без опоры на мнемотаблицы).
Мнемотаблицы, используемые в сюжетно – ролевой игре «магазин».
покупатель
покупатель
-здравствуйте
продавец
-подскажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?
-здравствуйте
- дайте, пожалуйста, 2 буханки хлеба
- хлеб стоит 5 рублей
- возьмите, пожалуйста, деньги.
- с вас 10 рублей
-возьмите, пожалуйста, ваш чек, сдачу и 2 буханки хлеба.
-спасибо, до свидания.
- спасибо за покупку, до свидания.
?
продавец
На данных таблицах представлены роли: продавец и покупатель.
На примере сюжетно-ролевой игры «Магазин» при помощи мнемотаблиц можно проиграть роли: директор магазина и поставщик. В данном случае диалог будет проходить по телефону, без видимого собеседника и с ограниченным количеством действий. Такой вид диалога является более сложным для детей. Если диалог «продавец-покупатель» дети слышали в быту, при походе в магазин, то диалог «директор магазина и поставщик» таким преимуществом не обладает. Перед проведением игры с детьми проводится предварительная работа по закреплению лексической темы «Продукты».
использования мнемотаблиц при реализации сюжетно-ролевой игры «Мастерская дизайнера по ткани «Творцы-молодцы»
Покупатель
- здравствуйте, я хочу заказать у вас ткань
Дизайнер по ткани.
-здравствуйте, для чего вам нужна ткань?
- мне нужна ткань для штор
-какую ткань вы хотите? Искусственную или натуральную?
-мне нравится натуральная ткань
-мне нра вится ткань лен
- у нас есть лен, хлопок и шерсть
-выберите, пожалуйста, в нашем журнале рисунок, который вам нравится
-я выбираю рисунок солнышко
-сколько такая ткань стоит?
-ткань с таким рисунком будет готова через 2 дня
- 4 рубля
-возьмите, пожалуйста, деньги
- возьмите, пожалуйста, сдачу и ваш чек
-спасибо, до свидания.
- до свидания.
покупатель
?
дизайнер
?
?
?
В данной сюжетной игре покупатель приходит к дизайнеру по ткани и заказывает у него ткань с индивидуальным рисунком. При этом картинки к схемам подбираются также с учетом самостоятельности детей. В этом случае покупатель выбирает для чего ему нужна ткань (для обивки дивана, пошива одежды, штор, салфеток, скатерти и т.д.), какую он хочет ткань (искусственную или натуральную), вид ткани (хлопок, шерсть, шелк, лен), используемый рисунок на ткани (дизайнер предлагает каталог рисунков). В этом случае также проводится предварительная работа по расширению и обогащению словаря детей по теме «Ткани. Профессия дизайнер по ткани».
Таким образом, в результате проведенной работы мы обратили внимание, что дети увереннее себя чувствуют при построение диалога как друг с другом, так и с воспитателем, с удовольствием задают вопросы и охотнее идут на контакт.
Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам воспользоваться нашими мнемотаблицами для построения диалога и, разделившись на пары, попробовать самим составить диалог. Желающие могут выйти и продемонстрировать нам всем полученный результат.
Спасибо за внимание!