СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по развитию диалогической речи с использованием мнемотаблиц

Нажмите, чтобы узнать подробности

У многих детей дошкольного возраста наблюдаются трудности в усвоении диалогической стороны речи, что затрудняет общение дошкольников со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по развитию диалогической речи с использованием мнемотаблиц»

Мастер –класс по развитию диалогической речи. Учитель-логопед ГБОУ ООШ №15 с/п «Детский сад «Чебурашка» Волкова Евгения Вадимовна

Мастер –класс по развитию диалогической речи.

Учитель-логопед

ГБОУ ООШ №15 с/п «Детский сад «Чебурашка»

Волкова Евгения Вадимовна

У многих детей дошкольного возраста наблюдаются трудности в усвоении диалогической стороны речи, что затрудняет общение дошкольников со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога

У многих детей дошкольного возраста наблюдаются трудности в усвоении диалогической стороны речи, что затрудняет общение дошкольников со сверстниками и взрослыми, мешает реализации развивающей функции диалога

Особенно недостатки в формировании диалогической речи наблюдаются у дошкольников с ОВЗ, которые проявляются в нарушении средств общения, что приводит к нарушению деятельности общения. Большинство детей с ОВЗ стесняются качества своей речи, что также мешает полноценному овладению диалогической речью.

Особенно недостатки в формировании диалогической речи наблюдаются у дошкольников с ОВЗ, которые проявляются в нарушении средств общения, что приводит к нарушению деятельности общения. Большинство детей с ОВЗ стесняются качества своей речи, что также мешает полноценному овладению диалогической речью.

Для всестороннего развития ребенка важна сюжетно-ролевая игра. Но для того, что бы игра была полноценна, и ребенок мог проигрывать в ней множество ролей, нужен диалог. Именно поэтому в нашей группе проводится предварительная работа по развитию диалогической речи.

Для всестороннего развития ребенка важна сюжетно-ролевая игра. Но для того, что бы игра была полноценна, и ребенок мог проигрывать в ней множество ролей, нужен диалог. Именно поэтому в нашей группе проводится предварительная работа по развитию диалогической речи.

Существует много методов для развития диалогической стороны речи. В нашей группе работа строится с использованием мнемотаблиц, в которых зрительные образы помогают детям задать вопрос и сформулировать верный ответ. Удобство этого метода заключается в том, что таблицу можно адаптировать под любую сюжетно-ролевую игру. Используемые картинки-символы подбираются таким образом, что бы у ребенка имелась возможность выбора, тем самым развивается самостоятельность и воображение.

Существует много методов для развития диалогической стороны речи. В нашей группе работа строится с использованием мнемотаблиц, в которых зрительные образы помогают детям задать вопрос и сформулировать верный ответ. Удобство этого метода заключается в том, что таблицу можно адаптировать под любую сюжетно-ролевую игру. Используемые картинки-символы подбираются таким образом, что бы у ребенка имелась возможность выбора, тем самым развивается самостоятельность и воображение.

Работа по развитию диалогической речи для дальнейшего ее использования в сюжетно-ролевой игре проводится совместно с воспитателем и проходит в 3 этапа.   1 этап На данном этапе воспитатель совместно с логопедом планируют сюжетно-ролевые игры, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты. Логопед формулирует предполагаемый диалог в игре и составляет мнемотаблицы. Затем логопед объясняет детям значения символов в таблице и с каждым ребенком индивидуально проигрывает роли, выступая в качестве организатора игры.

Работа по развитию диалогической речи для дальнейшего ее использования в сюжетно-ролевой игре проводится совместно с воспитателем и проходит в 3 этапа.

  • 1 этап

На данном этапе воспитатель совместно с логопедом планируют сюжетно-ролевые игры, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты. Логопед формулирует предполагаемый диалог в игре и составляет мнемотаблицы. Затем логопед объясняет детям значения символов в таблице и с каждым ребенком индивидуально проигрывает роли, выступая в качестве организатора игры.

2 этап Воспитатель в вечернее время, используя эти же мнемотаблицы, проигрывает роли совместно с детьми. Так же как и логопед, выступая в качестве организатора. При этом воспитатель, как и логопед на своих занятиях, добивается от детей полного и грамматически верного ответа.
  • 2 этап

Воспитатель в вечернее время, используя эти же мнемотаблицы, проигрывает роли совместно с детьми. Так же как и логопед, выступая в качестве организатора. При этом воспитатель, как и логопед на своих занятиях, добивается от детей полного и грамматически верного ответа.

3 этап Дети в паре (под контролем воспитателя или логопеда), самостоятельно ведут диалог во время игры (по возможности без опоры на мнемотаблицы).
  • 3 этап

Дети в паре (под контролем воспитателя или логопеда), самостоятельно ведут диалог во время игры (по возможности без опоры на мнемотаблицы).

Мнемотаблицы, используемые в сюжетно – ролевой игре «магазин». покупатель покупатель -здравствуйте продавец -подскажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб? -здравствуйте - дайте, пожалуйста, 2 буханки хлеба - хлеб стоит 5 рублей - возьмите, пожалуйста, деньги. - с вас 10 рублей -возьмите, пожалуйста, ваш чек, сдачу и 2 буханки хлеба. -спасибо, до свидания. - спасибо за покупку, до свидания. ? продавец На данных таблицах представлены роли: продавец и покупатель.

Мнемотаблицы, используемые в сюжетно – ролевой игре «магазин».

покупатель

покупатель

-здравствуйте

продавец

-подскажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?

-здравствуйте

- дайте, пожалуйста, 2 буханки хлеба

- хлеб стоит 5 рублей

- возьмите, пожалуйста, деньги.

- с вас 10 рублей

-возьмите, пожалуйста, ваш чек, сдачу и 2 буханки хлеба.

-спасибо, до свидания.

- спасибо за покупку, до свидания.

?

продавец

На данных таблицах представлены роли: продавец и покупатель.

На примере сюжетно-ролевой игры «Магазин» при помощи мнемотаблиц можно проиграть роли: директор магазина и поставщик. В данном случае диалог будет проходить по телефону, без видимого собеседника и с ограниченным количеством действий. Такой вид диалога является более сложным для детей. Если диалог «продавец-покупатель» дети слышали в быту, при походе в магазин, то диалог «директор магазина и поставщик» таким преимуществом не обладает. Перед проведением игры с детьми проводится предварительная работа по закреплению лексической темы «Продукты».

На примере сюжетно-ролевой игры «Магазин» при помощи мнемотаблиц можно проиграть роли: директор магазина и поставщик. В данном случае диалог будет проходить по телефону, без видимого собеседника и с ограниченным количеством действий. Такой вид диалога является более сложным для детей. Если диалог «продавец-покупатель» дети слышали в быту, при походе в магазин, то диалог «директор магазина и поставщик» таким преимуществом не обладает. Перед проведением игры с детьми проводится предварительная работа по закреплению лексической темы «Продукты».

использования мнемотаблиц при реализации сюжетно-ролевой игры «Мастерская дизайнера по ткани «Творцы-молодцы» Покупатель - здравствуйте, я хочу заказать у вас ткань Дизайнер по ткани. -здравствуйте, для чего вам нужна ткань? - мне нужна ткань для штор -какую ткань вы хотите? Искусственную или натуральную? -мне нравится натуральная ткань -мне нра вится ткань лен - у нас есть лен, хлопок и шерсть -выберите, пожалуйста, в нашем журнале рисунок, который вам нравится -я выбираю рисунок солнышко -сколько такая ткань стоит? -ткань с таким рисунком будет готова через 2 дня - 4 рубля -возьмите, пожалуйста, деньги - возьмите, пожалуйста, сдачу и ваш чек -спасибо, до свидания. - до свидания. покупатель ? дизайнер ? ? ?

использования мнемотаблиц при реализации сюжетно-ролевой игры «Мастерская дизайнера по ткани «Творцы-молодцы»

Покупатель

- здравствуйте, я хочу заказать у вас ткань

Дизайнер по ткани.

-здравствуйте, для чего вам нужна ткань?

- мне нужна ткань для штор

-какую ткань вы хотите? Искусственную или натуральную?

-мне нравится натуральная ткань

-мне нра вится ткань лен

- у нас есть лен, хлопок и шерсть

-выберите, пожалуйста, в нашем журнале рисунок, который вам нравится

-я выбираю рисунок солнышко

-сколько такая ткань стоит?

-ткань с таким рисунком будет готова через 2 дня

- 4 рубля

-возьмите, пожалуйста, деньги

- возьмите, пожалуйста, сдачу и ваш чек

-спасибо, до свидания.

- до свидания.

покупатель

?

дизайнер

?

?

?

В данной сюжетной игре покупатель приходит к дизайнеру по ткани и заказывает у него ткань с индивидуальным рисунком. При этом картинки к схемам подбираются также с учетом самостоятельности детей. В этом случае покупатель выбирает для чего ему нужна ткань (для обивки дивана, пошива одежды, штор, салфеток, скатерти и т.д.), какую он хочет ткань (искусственную или натуральную), вид ткани (хлопок, шерсть, шелк, лен), используемый рисунок на ткани (дизайнер предлагает каталог рисунков). В этом случае также проводится предварительная работа по расширению и обогащению словаря детей по теме «Ткани. Профессия дизайнер по ткани».

В данной сюжетной игре покупатель приходит к дизайнеру по ткани и заказывает у него ткань с индивидуальным рисунком. При этом картинки к схемам подбираются также с учетом самостоятельности детей. В этом случае покупатель выбирает для чего ему нужна ткань (для обивки дивана, пошива одежды, штор, салфеток, скатерти и т.д.), какую он хочет ткань (искусственную или натуральную), вид ткани (хлопок, шерсть, шелк, лен), используемый рисунок на ткани (дизайнер предлагает каталог рисунков). В этом случае также проводится предварительная работа по расширению и обогащению словаря детей по теме «Ткани. Профессия дизайнер по ткани».

Таким образом, в результате проведенной работы мы обратили внимание, что дети увереннее себя чувствуют при построение диалога как друг с другом, так и с воспитателем, с удовольствием задают вопросы и охотнее идут на контакт.

Таким образом, в результате проведенной работы мы обратили внимание, что дети увереннее себя чувствуют при построение диалога как друг с другом, так и с воспитателем, с удовольствием задают вопросы и охотнее идут на контакт.

Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам воспользоваться нашими мнемотаблицами для построения диалога и, разделившись на пары, попробовать самим составить диалог. Желающие могут выйти и продемонстрировать нам всем полученный результат.

Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам воспользоваться нашими мнемотаблицами для построения диалога и, разделившись на пары, попробовать самим составить диалог. Желающие могут выйти и продемонстрировать нам всем полученный результат.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!