СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по развитию речи в урочное и внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема мастер-класса «Развитие речи в урочное и внеурочное время»

Цель: создать экспресс-методичку по развитию речи для учителей начальных классов

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по развитию речи в урочное и внеурочное время»



Тема мастер-класса «Развитие речи в урочное и внеурочное время»

Цель: создать экспресс-методичку по развитию речи для учителей начальных классов



О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Выработанные в этот период, умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в средних и старших классах.
Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа.

Этому способствует использование инновационных технологий речевого развития:

  1. Проблемное обучение

  2. Игровые технологии

  3. Компьютерные технологии

  4. Речетворчество


 

Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей.в решении речевых ситуаций. Для этого можно использовать словесные дидактические игры (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, палагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания:

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Составь рассказ от имени другого персонажа»

«Составь рассказ, используя данную концовку»

«Сколько значений у предмета»

«Назови как можно больше признаков предмета» и др.

При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.


Игровые технологии.

На уроках для развития речи можно применить игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию, с их помощью ребенок учится устанавливать контакты.

На уроках я учителя широко используют разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию.


Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества:

- предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.



 Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ

  • Составление предложений из слов, по картинке,по схеме, по опорным словам;

  • Составление текста, рассказа по вопросам;

  • Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.

  • Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.


Речетворчество

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. 

На уроке решаются следующие речетворческие задачи:

–  учить видеть, слышать и чувствовать текст;

–  пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

–  развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

Прием свободных ассоциаций

а) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);

б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации)

в) «Фантастический банан»

г) «Сочини сказку»


Работа в группах. Каждая группа работает над созданием отдельной страницы методички. Приемы записывают на отдельных полосках и вклеиваются на лист. Затем страницы соединить в брошюру.

1 группа

Разработка алгоритма работы над изложением.

2 группа

Разработка алгоритма работы над сочинением.

3 группа

Приемы работы по развитию речи во внеурочной деятельности и внеклассной работе (из опыта работы).

4 группа

Приемы работы по развитию речи на уроках литературного чтения и окружающего мира (из опыта работы).

5 группа

ИКТ-технологии, способствующие развитию речи.

Указать учебные платформы. Привести примеры.

В итоге каждая группа представляет материал по заданному вопросу.

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.



Приложение1

Этапы работы над изложением



Знакомство с текстом.


Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.


Повторное прочтение текста.


Составление плана текста.


Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.

Устный пересказ текста.


Анализ устного пересказа и его совершенствование.


Самостоятельное написание изложения.


Самопроверка и совершенствование текста учащимися.

Проверка изложения учителем.


Работа над ошибками.




Приложение 2

Этапы работы над сочинением

Сообщение темы и задач предстоящего сочинения.


Беседа с целью упорядочения или накопления материала.


Составление плана или его уточнение.


Речевая подготовка текста.

Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста.

Орфографическая подготовка.

Самостоятельное написание сочинения.

Самопроверка.

Проверка сочинений учителем.

Работа над ошибками.