Тема мастер-класса «Развитие речи в урочное и внеурочное время»
Цель: создать экспресс-методичку по развитию речи для учителей начальных классов
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Выработанные в этот период, умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в средних и старших классах.
Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.
Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа.
Этому способствует использование инновационных технологий речевого развития:
Проблемное обучение
Игровые технологии
Компьютерные технологии
Речетворчество
Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей.в решении речевых ситуаций. Для этого можно использовать словесные дидактические игры (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, палагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания:
«Посмотри на мир чужими глазами»
«Составь рассказ от имени другого персонажа»
«Составь рассказ, используя данную концовку»
«Сколько значений у предмета»
«Назови как можно больше признаков предмета» и др.
При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.
Происходит развитие речевого творчества.
Игровые технологии.
На уроках для развития речи можно применить игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию, с их помощью ребенок учится устанавливать контакты.
На уроках я учителя широко используют разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию.
Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества:
- предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.
Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ
Составление предложений из слов, по картинке,по схеме, по опорным словам;
Составление текста, рассказа по вопросам;
Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.
Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.
Речетворчество
Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений.
На уроке решаются следующие речетворческие задачи:
– учить видеть, слышать и чувствовать текст;
– пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
– развивать образное мышление, создавая условия для творчества.
Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:
Прием свободных ассоциаций
а) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);
б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации)
в) «Фантастический банан»
г) «Сочини сказку»
Работа в группах. Каждая группа работает над созданием отдельной страницы методички. Приемы записывают на отдельных полосках и вклеиваются на лист. Затем страницы соединить в брошюру.
1 группа
Разработка алгоритма работы над изложением.
2 группа
Разработка алгоритма работы над сочинением.
3 группа
Приемы работы по развитию речи во внеурочной деятельности и внеклассной работе (из опыта работы).
4 группа
Приемы работы по развитию речи на уроках литературного чтения и окружающего мира (из опыта работы).
5 группа
ИКТ-технологии, способствующие развитию речи.
Указать учебные платформы. Привести примеры.
В итоге каждая группа представляет материал по заданному вопросу.
В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.
Приложение1
Этапы работы над изложением
Знакомство с текстом. |
Беседа по содержанию текста по вопросам учителя. |
Повторное прочтение текста. |
Составление плана текста. |
Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. |
Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. |
Устный пересказ текста. |
Анализ устного пересказа и его совершенствование. |
Самостоятельное написание изложения. |
Самопроверка и совершенствование текста учащимися. |
Проверка изложения учителем. |
Работа над ошибками. |
Приложение 2
Этапы работы над сочинением
Сообщение темы и задач предстоящего сочинения. |
Беседа с целью упорядочения или накопления материала. |
Составление плана или его уточнение. |
Речевая подготовка текста. |
Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста. |
Орфографическая подготовка. |
Самостоятельное написание сочинения. |
Самопроверка. |
Проверка сочинений учителем. |
Работа над ошибками. |