СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по развитию УУД в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по развитию и определению УУД в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по развитию УУД в начальной школе»



Мастер – класс

«Нахождение и определение УУД на разных этапах урока»

Цель мастер-класса: научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер-класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: педагогический коллектив МОУ «СШИ №2»

План проведения мастер- класса:

  • презентация педагогического опыта педагогом;

  • практическая работа по определению УУД на разных этапах урока;

  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.



Ход проведения мастер-класса

I . Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джон Дьюи

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

- Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях с ведением ФГОС?»

Я хотела бы начать на мастер - класс со стихотворения:

Нам много говорили о ФГОСах
Но что такое? С чем его едят?
Не знал никто.
Известно было только, что ФГОСы
Нужны нам для маленьких ребят.
Пришел сентябрь, программы нам спустили
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
Но ФГОСы есть, программы утвердили (Слайд 6)
Но как преподавать, не говорят. (Слайд7)
Помучившись, немного поразмыслив (Слайд8)
Мы дружно все на курсы подались
Надеясь хоть немного научиться
Вести уроки, современным быть.
Но что такое значит современным?
А это означает, что теперь
Работать мы должны не так, как прежде
Традиционный вид теперь тупик для всех.
Теперь нам надо мыслить креативно
Поставить знак «Равно» учитель – ученик (Слайд9)
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!
Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам порой не надо удивляться
Когда мы в жаркий спор вступаем с ним.
Уметь он должен доказать иное-
Коль не согласен он с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое
Ведь с обществом считаться должен он.
В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему: (Слайд )
Петь, танцевать, решать глобальные проблемы
Не обращаясь ни к кому.

- Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть профессионально к этому готов.

II. Мотивация к деятельности.

- Посмотрите на эти буквы (УУД) (Слайд )

- Что такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)

- Главная цель нашей деятельности сегодня – научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности.

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.

-На какие группы делятся УУД? (Называют:

1) коммуникативные действия – обеспечивают социальную компетентность (обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать).

2) Личностные действия – определяют мотивационную ориентацию (позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов).

3) Познавательные действия – связаны с решением проблемы (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач).

4) Регулятивные действия – обеспечивают организацию собственной деятельности (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планировании, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения) . (и они появляются на слайде)



- Сейчас мы поупражняемся в определении УУД.

Работать мы будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!

Мы не случайно вас распределили на 4 команды. Кто-то может высказать своё предположение, какие команды у нас образовались? (По УУД)

-Исходя из цели нашей деятельности (Главная цель нашей деятельности сегодня – научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности) и основных групп УУД мы предлагаем вам поупражняться в определении УУД.

- Совершенно верно. Все 4 группы УУД мы распределили по командам. Каждая команда будет обозначена ещё и цветом. Для работы команд мы приготовили конверты с заданиями.

Коммуникативные - зелёный

Личностные - красный

Познавательные – синий

Регулятивные –жёлтый пакеты с заданиями - приложение

Итак, вы получили конверты. Первое с чего начинается работа в группах, командах – это распределение ролей. 2 мин

Первая роль – Организатор – человек, который обеспечивает равное участие в работе членов команды, планирует этапы работы, следит за тем, чтобы всем в команде было комфортно, чтобы все были услышаны.

Вторая роль – Секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли команды.

Третья роль - Спикер - тот, кто будет высказывать мнение команды.

Остальные – участники команды.

III. Постановка проблемы

Предлагаю командам выполнить следующие задания. Разберём: какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. Возьмём несколько этапов.

В ваших конвертах находится маршрутный лист, лист практической работы

Например:

1 ситуация Организационный момент (на примере урока русского языка)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроение. Как вы думаете, почему?

Дети: На улице наступила весна. Ярко светит солнышко.

Учитель: Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей встрече с вами я рада. А ещё у меня такое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке русского языка.

2 мин

- Какие УУД формируются на этом этапе урока? Заполните таблицу. Выступление спикера. Покажите при помощи воздушного шара

Учащиеся формируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД)

2 ситуация Постановка проблемы и её решение (на примере урока русского языка)

Учитель: Одна девочка-первоклассница написала о себе в газету. Вот что у неё получилось:

«Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком». (Слайд )

- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.

- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)

- Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)

- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)

- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать)

2 мин

- Какие УУД формируются на этом этапе урока? Заполните таблицу. Выступление спикера. Покажите при помощи воздушного шара



Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели, самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”) (познавательные УУД, регулятивные, коммуникативные, личностны ).

3 ситуация Первичное закрепление (на примере урока окружающий мир)

Учитель: Рассмотрите животных. Закрасьте кружочки возле фотографий тех животных, которых вы видели. Посмотрите на слайдах их и дайте небольшую характеристику.

Давайте попробуем расселить животных в зоопарке.

«Игра»: Учитель называет животных. Если это дикое животное, дети подпрыгивают, если домашнее – поворачиваются вокруг себя. (Лиса, кошка, медведь, заяц, собака, белка, лев, тигр, лошадь, обезьяна, свинья, слон).

2 мин

- Какие УУД формируются на этом этапе урока? Заполните таблицу. Выступление спикера. Покажите при помощи воздушного шара

Учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (познавательные, регулятивные УУД)

4 ситуация Обобщение знаний – самостоятельная работа

-А сейчас проверим свои знания. Нужно определить, какое универсальное учебное действие формируем на данном этапе. Закрасить кружок данного цвета.

1. Дети делают зарядку Слайд: 20

Личностные - красный

2. Дети работают в паре Слайд: 21

Коммуникативные - зелёный

Познавательные - синий

3. У доски в группе решают пример Слайд: 22

Познавательные - синий

Коммуникативные - зелёный

4. Дети оценивают свою работу Слайд: 23

Регулятивные - желтый

5. Устный ответ у доски Слайд: 24

Личностные - красный

Коммуникативные - зелёный

Самопроверка.

А теперь проверьте свои результаты (на экране эталон)

Итак, кто не допустил ни одной ошибки - рисуем зелёный смайлик.

У кого одна ошибка - рисуем жёлтый смайлик

У кого две ошибки - рисуем красный смайлик

Как вы думаете, что предложим тому, у кого больше трёх ошибок? (Ещё поработать над этой темой, почитать книги, поработать в Интернете и т.д..)

2 мин

- Какие УУД формируются на этом этапе самопроверки? Заполните таблицу. Выступление спикера. Покажите при помощи воздушного шара

Учащиеся планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; (познавательные, регулятивные, личностные)

На этапе самопроверки у учащиеся и не только, учатся принимать и сохранять учебную задачу, ; осуществляют пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать речь для регуляции своего действия; формирование границ собственного знания и «незнания» (регулятивные УУД, познавательные и личностные)

IV. Подведение итога

В результате нашей совместной деятельности вы побывали в мире УУД, попробовали практически анализировать ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД, учились мыслить по-новому.

Давайте поделимся впечатлениями о мастер – классе.

Наша работа завершилась, и я предлагаю каждой команде свой способ рефлексии относительно вашей деятельности в ходе мастер-класса. Попрошу каждую команду высказаться по достижению цели нашей деятельности? У каждой команды есть карточка – помощник, воспользуйтесь ей.

1команда. Незаконченное предложение:

  • Самым интересным для меня было …, потому что … .

  • Самым скучным для меня было …, потому что … .

  • Теперь бы я хотел узнать о …, потому что … .

  • Я был бы рад …, потому что … .

2 команда. Позиционная дискуссия:

  • Работа была плодотворной, потому что … .

  • Я согласен с тем. Что мы хорошо поработали, так как … .

  • Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о … .

  • Несмотря на то что мы не узнали …, работа позволила … .



Большое спасибо за работу! Мне было приятно с вами профессионально пообщаться. Желаю всем творческих успехов!

Приложение

Маршрутный лист для команды

  1. Название команды: ___________________________________________________УУД

  2. Роли в командах:

Первая роль – Организатор – человек, который обеспечивает равное участие в работе членов команды, планирует этапы работы, следит за тем, чтобы всем в команде было комфортно, чтобы все были услышаны.

Вторая роль – Секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли команды.

Третья роль - Спикер - тот, кто будет высказывать мнение команды.

Остальные – участники команды.

  1. УУД команды: (приложение 2)

  2. Практическая работа (приложение 3)

  3. Листы по рефлексии: (приложение 4)

1команда. Незаконченное предложение:

  • Самым интересным для меня было …, потому что … .

  • Самым скучным для меня было …, потому что … .

  • Теперь бы я хотел узнать о …, потому что … .

  • Я был бы рад …, потому что … .

2 команда. Позиционная дискуссия:

  • Работа была плодотворной, потому что … .

  • Я согласен с тем. Что мы хорошо поработали, так как … .

  • Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о … .

  • Несмотря на то что мы не узнали …, работа позволила … .



  1. 4 ситуация Обобщение знаний – самостоятельная работа

1






2






3





4





5








  1. Самопроверка











Приложение 4

Универсальные учебные действия

Личностные

Самоопределение

  • Формирование основ гражданской личности (выражать чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культуры своего народа на основе осознания «Я» как гражданин России)

  • Формирование мира культуры как порождения трудовой предметно – преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)

  • Развитие «Я - концепции» и самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

  • Проявление интереса к новым знаниям;

  • Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (к проектной деятельности,…);

  • Формирование мотивов достижения цели и социального признания;

  • Выявлять причины успешности и неуспешности в учебной деятельности;

  • Формирования границ собственного знания и незнания;

  • Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • Формирование мотивов к здоровьесбережению;


Морально- этическая ориентация:

  • Знание и применение основных морально - нравственных норм (справедливость, взаимопомощь, естественность)

  • Воспитание чувства ответственности за своё поведение, культуру общения,…

  • Ориентация на выполнение моральных норм (культура поведения на уроке, …);

  • Способность к решению моральных проблем;

  • Формировать гражданскую гуманистическую позицию (стремление сохранить мир…)

  • Развивать чувство прекрасного на основе знакомства, представления и воображения;

  • Развивать творческое воображение через создание сравнительных образов;

  • Развивать и ощущать культурно - эстетическую потребность на основе учебной деятельности;


Универсальные учебные действия

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

  • Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • Использование знаково- символических средств, моделей, схем, таблиц;

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • Ориентировка на разнообразие способов, приемов, вариантов при достижении желаемого результата;

  • Умение структурировать знания;


Логические учебные действия

  • Формировать основы смыслового чтения, уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Умение осуществлять синтез (метод исследования, обобщение в единое целое данных, добытых анализом)

  • Умение осуществлять сравнение, сериацию и квалификацию по заданным критериям;

  • Умение устанавливать причинно- следственные связи;

  • Умение логически грамотно формулировать учебную задачу, выстраивать логические цепочки;

  • Умение делать выводы, умозаключения;

  • Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;

  • Умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;

  • Уметь ориентироваться в работе с иллюстрацией;

Постановка и решение проблем

  • Уметь формулировать проблему и предлагать способы решения проблемы;

  • Ориентироваться в разнообразии предложенных заданий;

  • Формировать умения работать по алгоритму;

  • Умение устранять пробелы в знаниях;

  • Формировать умение выделять главную информацию;




Универсальные учебные действия

Регулятивные

  • Принимать и сохранять учебную задачу

  • Определять и формулировать цель собственной деятельности на уроке(во внеурочной части учебного плана ) с помощью учителя

  • Проговаривать последовательность основных действий на уроке

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

  • Работать ( самостоятельно и в составе группы) по предложенному учителем плану

  • Учитывать правило в планировании и контроле способа решения

  • Отличать верно выполненное задание от неверного и давать собственную оценку полноте выполнения задания

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

  • Адекватно воспринимать оценку учителя

  • Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке и во внеурочном взаимодействии

  • Различать способ и результат действия

  • Уметь оценивать выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

  • Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
















Универсальные учебные действия

Коммуникативные

  • Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи(на уровне предложения или небольшого текста)

  • Слушать и понимать речь других

  • Выразительно читать и пересказывать текст, излагать видеосюжет

  • Уметь формулировать собственное мнение и позицию

  • Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

  • Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

  • Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, эксперта)

  • Уметь задавать вопросы

  • Уметь контролировать действия партнера

  • Уметь использовать речь для регуляции своего действия

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

  • Сотрудничество с учителем и сверстниками

Приложение 4. Рефлексия

1команда. Незаконченное предложение:

  • Самым интересным для меня было …, потому что … .

  • Самым скучным для меня было …, потому что … .

  • Теперь бы я хотел узнать о …, потому что … .

  • Я был бы рад …, потому что … .

2 команда. Позиционная дискуссия:

  • Работа была плодотворной, потому что … .

  • Я согласен с тем. Что мы хорошо поработали, так как … .

  • Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о … .

  • Несмотря на то что мы не узнали …, работа позволила … .

П риложение.

Познавательные УУД:

К оммуникативные

УУД:

Р егулятивные УУД:


Л ичностные УУД:



Приложение 3. Практическая работа

Этапы урока

УУД

Конкретное действие

УУД основной школы

Пример:

Первичное закрепление

Познавательное

Познав. – логические: выбор оснований для классификации, умение преобразовывать информацию, перерабатывать информацию, синтез как составление целого из частей.


Организационный момент




Постановка проблемы и её решение




Первичное закрепление




Обобщение знаний – самостоятельная работа




Самопроверка



1





2






3




4




5







Рефлексия