СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс по русскому языку на тему "Состав слова" (конспект)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс по русскому языку на тему "Состав слова" (конспект)

Просмотр содержимого документа
«Мастер класс по русскому языку на тему "Состав слова" (конспект)»

Сценарий мастер – класса по теме «Состав слова». Цель: совершенствовать знания о частях слова, развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный запас; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Средства: презентация, карточки со словами, дерево, листики

Организационный момент.

  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

  • Какое настроение вызывает у вас такая погода?

  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

  • Надо просто улыбнуться.

- Повернитесь друг к другу и скажите:

Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.

Сообщение темы и целей урока.

-Что вы можете сказать о записанных словах на экране?

Улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбаться

(Эти слова, родственные.)

-Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

-Как называется общая часть родственных слов?

-А какие части слова вы знаете ещё?

-Коллеги, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на нашем занятии?

-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

-Коллеги, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова.)

-Поэтому и девиз нашего занятия звучит так:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»





Работа по теме.

Сегодняшнюю работу по нашей теме мне хотелось начать с упражнения «Найди «лишнее» слово».

Поле, полька, полюшко, полевод.

(Полька - не однокоренное слово.)

-Что такое корень?

  1. Работа над корнем слова.

- Но сначала давайте вспомним, что такое корень слова и какие слова называются родственными. Для этого поработайте в группах и выберите верное утверждение.

1 группа

Выберите верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры родственных слов:

У родственных слов есть: одинаковое значение

общая часть и общее значение

общая часть



2 группа

Выберите верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры родственных слов:

Корень – это: главная часть предложения

главная значимая часть слова, в которой заключено общее

значение всех родственных слов

общая часть родственных слов

2.Работа над приставкой слова.

Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет.

(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)

-Что такое приставка?

Самостоятельная работа.

Составь слова при помощи приставок.

Корень: ход

Приставки: под, по, за, в, пере, вы

3. Работа над суффиксом слов.

Носик, машинист, берёза, колечко.

(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)

-Что такое суффикс?

Работа в паре.

Рассели слова по домикам.

-ышк- -ушк- -ечк-

бревно скамейка зерно

перо баба имя

дед изба семя

-А какой части слова мы ещё не сказали?

-Что такое окончание?

4. Работа над окончанием слов.

Учитель. А вот прилетела метель и заколдовала рассказ о нашей волшебнице зиме.

Волшебница в лесу.

        Зима пришла в лес. Деревья укутала в тяжелая снеговая шуба. На ветки надела пуховая варежка. Раздвинуло солнышко сизый тучку. Под его лучами заискрился снега. Кругом зажглись разноцветная огоньки. Чудная картина!

Коллеги, расколдуйте этот рассказ, поработайте над ним в парах. (работают над текстом)



- Коллеги, что напутала метель в этом рассказе?



- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?



Разбор слов по составу.

зелёненький, дошкольник.

Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

Диагностическая работа.

Тест по теме «Состав слова»

1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.



2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.



3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.

б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) Повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.



4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание:

а) дубы

б) рыбак

в) перелесок

г) выход



5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.

б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара

г) Стол, дерево, книга



6.В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (по)горели

б) (по)горе

в) (за)болели



7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) мышонок

б) мышиный

в) смышленый

г) мышка

Подведение итогов.

  1. Какие части слова мы сегодня повторили?

  2. Какие части слова служат для образования новых слов?

  3. Какие слова называются однокоренными?

Рефлексия

-Послушайте сказку:

-Жил был много лет назад корень лет-. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди корень лет-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от него, все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

(У каждого на столе лежит листик, где написано лет, надо добавить, чтобы получилось однокоренное слово; те, кто справился с заданием, прикрепляют свой листик к стволу дерева, на доске).

Например: вертолёт, взлёт, звездолёт, летать, летающий, летучий, лётный, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, перелететь, вылететь и т.д.)