Сценарий мастер – класса по теме «Состав слова». Цель: совершенствовать знания о частях слова, развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный запас; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.
Средства: презентация, карточки со словами, дерево, листики
Организационный момент.
Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо просто улыбнуться.
- Повернитесь друг к другу и скажите:
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.
Сообщение темы и целей урока.
-Что вы можете сказать о записанных словах на экране?
Улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбаться
(Эти слова, родственные.)
-Вспомните, что за слова мы называем родственными?
(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
-Как называется общая часть родственных слов?
-А какие части слова вы знаете ещё?
-Коллеги, а как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на нашем занятии?
-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.
-Коллеги, а для чего надо знать части слова?
(Чтобы правильно писать слова.)
-Поэтому и девиз нашего занятия звучит так:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
Работа по теме.
Сегодняшнюю работу по нашей теме мне хотелось начать с упражнения «Найди «лишнее» слово».
Поле, полька, полюшко, полевод.
(Полька - не однокоренное слово.)
-Что такое корень?
Работа над корнем слова.
- Но сначала давайте вспомним, что такое корень слова и какие слова называются родственными. Для этого поработайте в группах и выберите верное утверждение.
1 группа
Выберите верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры родственных слов:
У родственных слов есть: одинаковое значение
общая часть и общее значение
общая часть
2 группа
Выберите верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры родственных слов:
Корень – это: главная часть предложения
главная значимая часть слова, в которой заключено общее
значение всех родственных слов
общая часть родственных слов
2.Работа над приставкой слова.
Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет.
(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)
-Что такое приставка?
Самостоятельная работа.
Составь слова при помощи приставок.
Корень: ход
Приставки: под, по, за, в, пере, вы
3. Работа над суффиксом слов.
Носик, машинист, берёза, колечко.
(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)
-Что такое суффикс?
Работа в паре.
Рассели слова по домикам.
-ышк- -ушк- -ечк-
бревно скамейка зерно
перо баба имя
дед изба семя
-А какой части слова мы ещё не сказали?
-Что такое окончание?
4. Работа над окончанием слов.
Учитель. А вот прилетела метель и заколдовала рассказ о нашей волшебнице зиме.
Волшебница в лесу.
Зима пришла в лес. Деревья укутала в тяжелая снеговая шуба. На ветки надела пуховая варежка. Раздвинуло солнышко сизый тучку. Под его лучами заискрился снега. Кругом зажглись разноцветная огоньки. Чудная картина!
Коллеги, расколдуйте этот рассказ, поработайте над ним в парах. (работают над текстом)
- Коллеги, что напутала метель в этом рассказе?
- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?
Разбор слов по составу.
зелёненький, дошкольник.
Помни при разборе слова:
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Диагностическая работа.
Тест по теме «Состав слова»
1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:
а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова:
а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова:
а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) Повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.
4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание:
а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:
а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) Стол, дерево, книга
6.В каких рядах записаны слова с приставками:
а) (по)горели
б) (по)горе
в) (за)болели
7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок
б) мышиный
в) смышленый
г) мышка
Подведение итогов.
Какие части слова мы сегодня повторили?
Какие части слова служат для образования новых слов?
Какие слова называются однокоренными?
Рефлексия
-Послушайте сказку:
-Жил был много лет назад корень лет-. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадили люди корень лет-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от него, все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.
(У каждого на столе лежит листик, где написано лет, надо добавить, чтобы получилось однокоренное слово; те, кто справился с заданием, прикрепляют свой листик к стволу дерева, на доске).
Например: вертолёт, взлёт, звездолёт, летать, летающий, летучий, лётный, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, перелететь, вылететь и т.д.)