СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" (из опыта работы Астраханцевой Е.С.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над заданием 9 ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ" (из опыта работы Астраханцевой Е.С.)»

Система подготовки учащихся к ЕГЭ

«Знание только тогда становится знанием, когда

оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Л.Н.Толстой

ЕГЭ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания, – это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка. Главная задача учителя-учить учиться, сделать так. чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и возможности выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха ЕГЭ - обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к Единому экзамену.

При подготовке к ЕГЭ необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. В данное время требования к ЕГЭ и содержание его намного изменилось. С целью эффективной подготовки к ЕГЭ по русскому языку мною создана система подготовки выпускников к государственной аттестации в формате ЕГЭ.

Задачи: - разработка программы факультативного курса; разработка системы мониторинга для отслеживания уровня сформированности знаний, умений, навыков у учащихся.

Внедрение системы подготовки к ЕГЭ создает благоприятные условия для эффективной подготовки к итоговой аттестации. Работа будет успешна тогда, когда ученик очень четко понимает, что нужно делать, как это сделать и ,прежде всего, зачем. Методические принципы, используемые в работе: личностно-ориентированный подход; коммуникативная направленность; деятельностный характер обучения; поэтапное обучение от простого к сложному. Веду дополнительную целенаправленную работу по подготовке к ЕГЭ. Причем такую работу начинаю с 5 класса. Это помогает ребятам идти в системе от более легких заданий к более трудным. На занятиях учащиеся тренируются в выполнении таких заданий, которые включаются в ЕГЭ, проверяют себя по всем темам школьного курса. Помогают в этом множество книг с КИМами, дидактические материалы, рабочие тетради. Большое внимание уделяю принадлежности слова той или иной части речи, умению видеть не только значение слова, но и морфологические признаки, форму слова и части слова, а также знать его роль в предложении.

Все задания ЕГЭ я делю на несколько групп по порядку.

№ п/п

Тема

задания

1

Орфография: орфограммы в корне слова, в приставках, в суффиксах, в окончаниях; правописание НЕ с разными частями речи; правописание производных предлогов, союзов, наречий, существительных с предлогами; Н и НН в суффиксах слов.

9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

2

Лексические и грамматические ошибки: назождение паронимов, исправление лексических и грамматических ошибок

5, 6, 7, 8

3

Пунктуация: в сложносочинённых предложениях, в предложениях с однородными членами, вводными словами, обращениями; в сложноподчинённых предложениях с разными союзами

16, 17, 18, 19, 20, 21

4

Орфоэпия

4

5

Работа с текстом

1, 2, 3

6

Работа с текстом

22, 23, 24, 25

7

Средства художественной выразительности

26



Начинаю подготовку с орфографии. Для 9 класса у меня есть разработанный элективный курс. Разработать этот электив мне подсказало то, что не все орфограммы изучаются в наших школьных программах и надо было исправить эти недочёты. Из практики я знаю, какие орфограммы нужно добавить. Раньше курс назывался «Я русский бы выучил...». Затем я доработала его и переименовала. Он называется «Все вопросы русской орфографии», в котором разработаны все орфографические правила в различных морфемах: корнях, суффиксах, приставках, окончаниях. Фактически вопросы 9 – 12 ЕГЭ разбираются на этом элективе. Построен он таким образом: сначала я провожу лекцию, затем практически отрабатываем на примерах. Завершается изучение темы тестом, по итогам которого проводится коррекция знаний.

Остановлюсь на 9 задании.

Это задание претерпевало некоторые изменения. Так, в 2013 году это задание было под номером А13 и звучало следующим образом:

А13.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) м..муары, ед..ничный, пр..амбула

2) расхв..тать, пок..яние, обр..нить

3) бл..стательный, р..гата, п..стамент

4) п..рспектива, к..мбинезон, с..муляция

В 2017 году задания ЕГЭ делились уже на две части (против ранее трёх частей: А, В, С). Правописание безударных гласных было под номером 8, и состояло в следующем:

8. Определите слово, в которомпропущена безударная проверяемая гласная в корне. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву:

прик..снуться

прир..стает

обог..щение

пл..вец

пр..стиж

В 2018 году это задание изменилось и звучит так:

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) ар…стократия, г…рнизон, предпол…жение

2)прим…нать(траву), бл…стела трава, пон…мать (дело)

3)подн…мается (туман), заг…релый юноша, степные ск…куны

4)яркие з…рницы, покл…нился, выг…рает на солнце

5)чудесное тв…рение, зар…внять яму, уд…рёт без оглядки

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

1) пл…вец, обувь пром…кает, играть в г…релки

2)п…росло мхом, т…шина леса, изм…рять площадь

3) прор…дить морковь на гряке, ст…рожил местности, пол…скать(собачку)

4)огл…силась звуками, с…нтиментальный, р…торика

5)зат…ить обиду, закр…пить успех, ум…лять чьи-либо достоинства

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением. Запишите номера ответов.

1) м…кал в воду, д…ить коров, упл…тнить сроки

2) проп…гандист, опт…мизм, п…лисадник

3) с…луэт, ув…ртюра, пасмурный день исс…кал

4)тр…диция, к…мпозиция ф…нтазия

5)вет…ран, чем…дан, н…тариус

Если раньше задание было – найти безударную гласную в корне, то сейчас задание усложнилось тем, что нужно находить и чередующиеся гласные.

Из опыта работы знаю, что учащиеся испытывают трудности при подборе однокоренных слов. Не все корни с чередованием гласных изучаются в школьной программе. Поэтому я разработала элективный курс в 9 классе, в который вошло изучение всех орфограмм в различных морфемах «Все вопросы русской орфографии». Зная все корни с чередованием, учащиеся могут без затруднений найти корни с проверяемыми или непроверяемыми гласными в корне.

Покажу это на примерах.

А13.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) аодв..ргать, ч..стотный, зам..рая

2) фр..гмент, с..стема, заг..рать

3) к..морка, инф..рмация, р..сток

4) ист..рический, ок..заться, объед..нение

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная в корне. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву:

неприк..саемый

пол..мизировать

изб..рательный

пл..вчиха

ст..пендия

Безударные гласные в корне слова

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:

  1. корни с безударными проверяемыми гласными

  2. корни с безударными непроверяемыми гласными

  3. корни с чередующимися гласными

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так называемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю. Например: винегрет, дирижабль, макулатура

Алгоритм выполнения задания 9

1. Внимательно читаем задание

2. Читаем все слова

3. Выделяем корни (корень – это неизменяемая общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение слова)

4. Вспоминаем, является ли данный корень чередующимся (нельзя путать с омонимичными корнями (например, заго..елый – на г..ре, к..снуться – к..сички – к..сить траву – иск..са, вым..рать – м..ротворец – прим..рять платье).

5. Если корень с чередующейся гласной, вспоминаем правила правописания. Например, к..саться рукой, пл...вучий остров, выр..щенные цветы

6. Если нет, подбираем однокоренные слова или формы одного и того же слова, в которых. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением. Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит

7.Если нельзя проверить, то вспоминаем правописание этого словарного слова

Корни с чередующимися гласными

Правописание корней зависит от:

ударения последующих наличия суффикса А значения

согласных после корня

-гор- - -гар- -лаг- - -лож- -кас- - -кос- -мок- - -мак-

-зор- - -зар- -раст- -ращ- - -рос- -бер- - -бир- -ровн- - -равн-

-клон- - -клан- -скак- - -скоч- -дер- - -дир- -плов- - -плав-

-твор- - -твар- -мер- - -мир-

-пер- - -пир-

-тер- - -тир-

-чет- - -чит-

-блест- - -блист-

-стел- - -стил-

-жег- - -жиг-

-им-(-ин-) – -а-(-я-)

Корни с чередующимися гласными

Правило

Примеры

Исключения

Корни –гор- - -гар-, -твор- - -твар-, -клон- - -клан-

Без ударения пишется буква О

загАр – загОрать, клАняться – поклОнение, твОрение 

выгАрки, изгАрь, пригАрь, утвАрь

Корни –зор- - згар-


Без ударения пишется -А

зОрька, зОренька, зОри
зАря, зАрница, озАрять 


Корни –гор- - -гар-, -твор- - -твар-

Без ударения пишется буква -О-

загАр – загОрать, клАняться – поклОнение, твОрение 

 выгАрки, изгАрь, пригАрь, утвАрь

Корни -лаг- - -лож-

Перед -Ж - пишется -О -
перед -Г- пишется -А

полОжить – полАгать
прилОжение – прилАгательное 

полОг, подлОг

Корни -раст- -ращ- - -рос-

Перед -СТ- и -Ш- пишется -А-,

перед –С- ---О

вырАсти – вырАщу – вырОс 

рОсток, РОстов, рОстовщик, РОстислав, на вырОст, отрАсль 

Корни –скак- - -скоч-

Перед -К - пишется -А -, перед -Ч- пишется -О

скАкать – вскОчил 

скАчу, скАчи, скАчок (образованы от глагола скакать)

Корни –кас- - -кос-

В корне пишется -А-, если за корнем имеется суффикс –А, если нет - -О

кОснуться – кАсаться
прикОсновения – прикАсания 





В корне пишется -И-, если за корнем имеется суффикс –А, если нет - -Е

собИрать - собЕру, обдИрать –обдЕрёт, ,замИрать - замЕр, обтИрать – вытЕр, 
запИрать - запЕр, выжИгать - выжЕг, расстИлать - постЕлить, блИстать – блЕстит,,  вычИтать- вычЕт, понИмать – понЯть, начИнать - начАть

сочетать, сочетание, чета 

Корни –мак- - -мок-(-моч-)

-мОк-,-мОч-: в словах со значением «пропускать жидкость;»,
 -мАк-: в словах со значением «погружать в жидкость»

непрОмокаемый вымОкнуть, намОчить 
мАкать сухарь в чай


Корни -ровн- - -равн-

-рАвн-:  пишется в словах со значением «равный, одинаковый»
-рОвн-:  пишется в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» 

подрОвнять ( т.е. сделать рОвным, глпдким), урАвнение,
 зарОвнять

равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

Корни –плов- - -плав- - -плыв-

Корень -плав- пишется во всех случаях 

поплАвок, плАвучий 

пловец, пловчиха, плывуны 



Тренировочные упражнения.

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) разж…гать костёр, с напряжённым вн…манием, бл…стательнейшее создание

2) зап…рается автоматически, не упом…нал его имени, пор…вняться в рядах

3) неправильное ср…щение кости, летит на ск…кунах, преклонный возр…ст

4) пол..живший, соб..раться, пер..одический

5) выт..равший, г..ревать, выж..гал

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) упл…тить деньги , ум…лять о помощи, пож…мать руки

2) зан…мает всю стену, непрм…каемое пальто, распол…гает к весёлости

3) оп…раясь на его руку, дело его не к…салось, новая отр…сль промышленности

4) оч…рование сна, дрожь в…сторга, увл…каться поэзией

5) соск…чил с седла, водная р…внина, обж…гая пальцы

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

1) решить ур…внение, сказал с  треп…том, неясные оч…ртания

2) просл…вляющие радость жизни, эст…тическое образование, ж…вал не торопясь

3) зап…рались на замок, ул…жили на кровать, кл…вета

4) превр…тилась в облако, раск…лённая решётка, это потр…сает

5) стор…жить огород, ставни тр…слись, п…лоть грядки

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением. Запишите номера ответов.

1) феод…лизм, мораль, ярм…рка

2) ефр…йтор, к…нонада, т…ржество

3) глубокое впеч…тление, х…лат, энц…клопедия

4) ижд…венец, в…тчина, в…гонетка

5) в…негрет, ф…нарик, штемп…ль

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) раст…реть сахар в ступке, глыбы вып…рали, отвратительный р…стовщик

2) неср…внимые величины, буйная пор…сль, нар…стить силы

3) зар…сло камышами, прокл…нать кого-нибудь, затв…рять дверь

4) подп…рла голову руками, заносчивый выск…чка, зарделась з…ря

5) к…сой заяц, солнце кл…нилось к закату, двигатель внутреннего сг…рания

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

1) запр…гать лошадей, захл…бнувшаяся земля, сад ув…дает

2) предв…щает дождь, расс…кая потёмки, расст…гнули полушубки

3) заб…стовка, бл…стеть на солнце, откл…нение в сторону

4) зар…внять канаву, поб…жал полем, сильный зап…х

5) всё тр…щало, спуститься в д…лину, флаг разв…вается

7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) с…пожный крем, соб…рает ягоду, нак…лоть дров

2) в…трина, скр…пя сердце, истинный т…лант

3) погл…щать влагу, оп…лить гуся, прим…рять поссорившихся ребят

4) зар…дить ружьё, объед…нение, прим…рять платье

5) заскр…петь зубами от боли, неприм…римый противник, отк…зался от завтрака

8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением. Запишите номера ответов.

1) отл..жить, зак..пчённый, к..рректный

2) заст..лающий, х..рактеристика, д..ректор

3) эт..кетка, ан..малия, инц..дент

4) д..агноз, адв..кат, м..тафоричная (речь)

5) г..ниальный, р..сточек, эл..мент

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением. Запишите номера ответов.

1) х..мический, жук-пл..вунец, ц..нитель классики

2) г..пербола, неисч..рпаемый, к..личество

3) р..шётка, с..ребряный, фл..мастер

4) ш..коладка, эм..грантский, фл..мастер

5) р..путация, герм..тичный, нен..рмативная (лексика)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) стаб..лизировать, прибл..зительный, г..ворящий

2) сотр..сение, ч..хотка, прекл..нить (колени)

3) об..щание, раскр..снелся, запел..нать

4) зак..реневший (преступник), м..ловидные, ук..ризна

5) раств..ряться, (одежда) на выр..ст, вым..рающие (животные)