СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе по русскому языку указано, что "наша задача сейчас состоит не только  в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова".

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по русскому языку»


Комментарий:

В программе по русскому языку указано, что «наша задача сейчас состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова». Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах приобретает особо важное значение.

Методический аппарат и все задания учебника по русскому языку 3 класс ( автор Иванов С.В.) построены так, чтобы способствовать последовательному формированию универсальных учебных действий

( коммуникативных, познавательных, регулятивных личностных). Учебник включает следующие тематические блоки: «Как устроен наш язык», где даются основы лингвистических знаний; «Правописание», где формируются навыки грамотного письма; «Развитие речи», где впервые организуется систематическая работа с текстом, его структурой, а также с типами текста. Содержание учебника позволяет организовать дифференцированное и индивидуальное обучение, что обеспечивает лучшее усвоение материала, развитие речи детей.


Фрагмент конспекта по русскому языку



Тема урока: «Путешествие по стране Русский язык» 3 класс


Цели:

Активизировать и систематизировать знания по пройденным темам в игровой форме

Продолжить работу по развитию орфографической зоркости

Закрепить умение находить составлять предложения, используя фразеологизмы

Формировать представление детей о роли ударения в словах

Научить использовать алгоритм разгадывания ребусов


Основное содержание темы:

Актуализация знаний по пройденным темам: «Фразеологизмы», «Ударение», «Правописание слов , непроверяемых ударением», «Состав слова», «Главные и второстепенные члены предложения».



Планируемые результаты

Личностные умения

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Метапредметные умения:

Познавательные умения :

Раскрывать значение понятий «главные члены предложения»,»второстепенные члены предложения», «фразеологизмы», «ребусы», «состав слова»

Разбирать предложения по членам, используя алгоритм, составлять новые слова

Использовать приобретенные знания для выполнения заданий

Регулятивные умения:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью и алгоритмом.

Соотносить учебные действия

Коммуникативные умения:

Формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности


Предметные умения

Читать и составлять модели предложений;

Обозначать главные (графически)и второстепенные члены предложения , части слова

Устанавливать с помощью вопросов связь слов в предложении

Составлять и записывать предложения, используя фразеологизмы


Оборудование:

  1. Листки для работы, карточки «Ребусы», «Фразеологизмы», раздаточный материал.


Ход урока

Комментарий:

Игра для младшего школьного возраста – любимая форма деятельности. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность.

В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Большое значение имеет игра-путешествие, включающая в себя элементы сюжетно-ролевых игр.

Игра приучает детей к согласованным действиям, соблюдению определённых правил, преодоление препятствий, возникающих в ходе игры, к точности выполнения заданий, к ответственности перед командой (если игра – соревнование). В игре воспитываются самостоятельность, настойчивость, выдержка, без которых не будет успеха.

Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают смекалку, находчивость, интерес к различным предметам и явлениям. Успех игры во многом зависит от условий, в которых она проводится. В любой игре должно быть игровое (в познавательных, дидактических играх – учебное) препятствие, без чего игра не может состояться. Важно и то, чтобы каждый участник игры проявил себя, свои возможности, действовал в игре, а не был сторонним наблюдателем.

Таким образом, использование дидактических игр в начальной школе необходимо – это будет способствовать повышению интереса к различным предметам и, как следствие, успеваемости.


- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по стране Русский язык. Его жители - весёлые человечки. Путешествие будет веселым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Итак, у нас три команды, задача каждой пройти все препятствия и добраться до последнего пункта первой.


(На доске представлена карта путешествия, включая в себя следующие пункты: «Станция игр», «Холм фразеологизмов», «Тоннель ударения», «Ущелье загадок», «Река словарных слов», «Город Ребусов», «Тропа слов». Учитель предлагает задания и оценивает работу

детей).


Станция игр

Развиваем память.

- Прочитайте пары слов и постарайтесь их запомнить. Я буду говорить первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе

Кукла - играть, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сани, бабочка - муха, гитара - музыкант, щетка - зубы, книга - учитель, снег - зима, корова - молоко.

3.Развиваем внимание.

- Возьмите лист бумаги и ручку. Я буду быстро читать слова. Ваша задача - записывать вторую букву каждого слова. Если все сделаете без ошибок, то сможете сформулировать тему сегодняшнего занятия.

Африка, крыша, варежка, узор, герой, поле, клад, бок, игра, лист, Азия, смола, лыжи.

Комментарий:

В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Всё это усугубляется ещё тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлечённые слова и понятия они употребляют, зачастую совсем не понимая их значения. Поэтому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлечёнными понятиями, но и фразеологических сочетаний.


Работа над фразеологизмами проводится всё время и идёт от лёгкого к трудному. На уроках чтения надо обращать внимание учащихся на устойчивые сочетания, прежде всего на те, которые характерны для разговорной речи,


Таким образом, вся система работы над фразеологизмами в начальных классах поможет обогатить активный фразеологический запас учащихся, поднять на новую ступень культуру речи, научить практически использовать богатство русской фразеологии, привить любовь к родному языку.


Холм Фразеологизмов


(Детям раздаются разрезные картинки, на которых нарисованы фразеологизмы)


- Соберите картинку, отгадайте фразеологизм и составьте предложение с данным фразеологизмом.

Крокодиловы слезы – притворные слезы


Сесть в калошу - оказаться в неудобном положении


Курица лапой - кривой, некрасивый почерк


Комментарий:

Дети, поступающие в 1 класс практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия “ударение”. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: “ударение”, “ударный и безударный слог”, “ударные и безударные гласные” и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.

При освоении понятия “ударение” важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный.

Итогом первичного знакомства становится вывод: “Один слог в слове выделяется “ударом”, т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.

В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной.

Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:

Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:

Тоннель Ударения


- Итак, задания для вас.
Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье —
И на двери он висит.
(зАмок – замОк)

Если первый слог ударный,
Мы — посуда для питья.
Переставьте ударенье —
И чертите нас, друзья.
(крУжки – кружкИ)

Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударенье —
И в мишень стрелять
Мы будем.
(стрЕлки – стрелкИ)


Комментарий:

Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.

Ущелье Загадок

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.
(Земляника)

Закутан ребенок
В сорок пеленок.
(Капуста)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)

Маленький мальчишка в сереньком пальтишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Комментарий:

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.



Река словарных слов. (детям раздаются листочки, их задача исправить ошибки)

  1. вогзал, васкрисене, впиреди, вчира, Гирой, Горох, гарячий, Гатоф, до сведание, жолтый.

  2. Жевотное, завтро, завтрок, запат, сдесь, здраствуи, Коллектиф, Касманафт, космас, кастер.

  3. Квортира, лагирь, Лесница, могозин, молина, медлено, вогон, валинки, вдрук, визде, вмести, транвай, ужен.

Комментарий:

Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач.

- Посмотрите на карточки, отгадайте ребусы. Слова – отгадки распределите по столбикам, в зависимости от орфограммы, которые там встречаются.




Комментарий:

Словообразовательная работа в начальных классах помогает учащимся лучше овладеть грамматическим строем языка, выявить закономерности в развитии языка, выработать умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты. Упражнения по словообразованию обеспечат не механический разбор слов по составу, а сознательное выделение детьми всех морфем слова, повысится уровень владения детьми словообразовательным анализом, что будет способствовать речевому развитию младших школьников.




Тропа Слов

- Отгадайте о чем идет речь:

1. Ну а я частичка .

Обозначусь как птичка,

Только вот наоборот.

Это каждый разберет. (Суффикс)

2. Я и часть, я и предлог.

Без меня никто не смог.

Я и слово, и добавка,

Называюсь я… (Приставка)

3. Часть я очень главная,

В слове я живу.

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу. (Корень)

4. Без окончания, часть слова.

Именуется … (Основа)

5. Та слова часть, что изменяется,

……… называется. (Окончаньем)

- Это части слова. Перед вами лежит карточка со словом «Снегурочка», составьте и запишите новые слова , используя данные буквы.


В конце занятия подводится подведение итогов, награждение команд.

Комментарий:


Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.