Мастер-класс для учителей по технологии проблемного обучения
МК для учителей МАОУ СОШ №2
г.Березники, 03-02-2020
руководитель творческой группы: В.В. Фомина,
учитель иностранного языка, I квал.категории
(слайд 1) Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. На нашем МК мы покажем один из приемов такой работы, их много, но сегодня мы будем учиться формулировать гипотезу через анализ проблемы.
Мои коллеги уже распределили вас на группы. Есть команда красных, зеленых и желтых. Каждой команде выданы информационные карты, среди документов у вас есть облако проблем и чистые листы.
(слайд 2, пункт 1) Переходим к самому понятию проблемного обучения, если вы внимательно слушали, то определение этой технологии мы дали в самом начале МК. Что же в этой технологии главное? (ответы учителей, пункт 2, «постановка проблемы»)
Проблему нашли. Например, у человека нет денег. Что будем делать дальше? (ответы учителей, пункт 3, «найти пути решения»)
Путей решения может быть множество. В нашем случае, нет денег – иди работай. Пути решения у нас есть, что делать дальше? Иди работай, я пойду, но сначала рассмотрю все варианты, куда мне идти, где лучше условия труда, оплата и т.п. Т.е. я выдвину какие-то предположения по решению этой проблемы. Выдвину гипотезу. (ответы учителей, пункт 4, «выдвинуть гипотезу»)
На уроках почти каждого учебного предмета обучающиеся сталкиваются с текстами, они их читают, анализируют. Настоящий МК также выстроен на работе с текстом. Мы проанализируем его и сформируем проблему.
(слайд 3) А сейчас давайте ответим на вопрос – Когда возникает проблема?
Я прихожу в класс, с которым мы изучили одну видовременную форму английского глагола. Даю им задание составить текст, но для логического выстраивания предложений им понадобится еще одна форма глагола. Появляются некие противоречия (слайд 3, пункт 1), с одной стороны - мы уже умеем составлять предложения с изученной формой глагола, но с другой – мы не знаем еще одну форму, без этого текст не будет правильно, логично составлен. Появляются противоречия между тем, что я знаю, и тем, что я еще не знаю. (слайд 3, пункт 2) Выходит, на уроке мы всегда даем ребенку то, что он уже зал и то, что ему необходимо приобрести. Получается, что на этом этапе урока мы должны поставить вопрос на границе известного и неизвестного. (слайд 3, пункт 3)
Чтобы найти, сформулировать проблему мы должны выйти за границу определенных знаний. Когда мы решаем эту проблему, мы получаем новые знания. (слайд 3, пункт 4)
Часто проблему мы можем подать через проблемную ситуацию в форме текста. Перед вами лежат листы с этим текстом. Я сейчас озвучу содержание. (слайд 4)
Сейчас перед вами лежит задача проанализировать текст, поставить проблему и выдвинуть гипотезу. Для этого мы выделим с вами ключевые слова и фразы, которые помогут нам сформулировать проблему. Давайте сделаем это все вместе на примере первого абзаца. Уважаемые коллеги, какие ключевые слова вы видите в этом абзаце? Что здесь самое важное? (ответ учителей, слайд 5) Вы правы, выписав ключевые слова из этого абзаца мы можем выдвинуть проблему, а сможет ли молодой педагог подготовить МК? (слайд 5, пункт 1)
Сейчас вам предлагается проделать такую же работу со 2 абзацем, нужно выписать в облако проблем ключевые слова или фразы. На работу у вас 1 минута. (работа учителей, по окончанию листы с ответами вывешиваются на доску) Давайте обобщим, (слайд 6) при помощи ключевых слов мы ставим проблему. (слайд 6, пункт 1)
Теперь давайте соединим две части текста, соберем ключевые слова и попытаемся выдвинуть ту, единственную проблему, которая скрыта в тексте сказки. (слайд 7)
Проблему мы нашли, что теперь с ней делать? Прежде чем выдвигать гипотезу ее необходимо проанализировать. (слайд 8) 1. Необходимо описать ситуацию, что конкретно мы имеем на данный момент. (слайд 8, пункт 1) 2. Мы описываем ситуацию, где есть положительный результат. (слайд 8, пункт 2) 3. Мы описываем условия, при которых возможен положительный результат. (слайд 8, пункт 3)
Вас три группы, каждая группа получает задание поработать над своим этапом анализа. (учителя записывают на чистых листах свои идеи, затем они вывешиваются на доске) Основываясь на нашем анализе проблемы мы готовы сформулировать гипотезу. Для этого мы можем воспользоваться конструкцией «Если…, то….» (слайд 8, пункт 4)
Уважаемые коллеги, вам дается 30 секунд, чтобы сформулировать гипотезу. Начинаем со слова если, затем берем наш анализ проблемы и переходим к части то. Озвучьте свои варианты. Формулировки разные, но мы видим, что смысл схож.
Сегодня на МК мы показали один из элементов проблемного обучения, как можно подвести обучающихся к постановке проблемы и выдвижению гипотезы.
В заключении нам хотелось бы узнать, какая из этих пословиц лучше всего описывает ваше состояние сейчас, ваше отношение к материалам нашего МК? (слайд 9)