МБОУ «Медвенская СОШ»
Мастер-класс по теме:
«Как научить проводить и анализировать опыты в рамках курса окружающего мира».
Токарева Марина Алексеевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Медвенская СОШ» п. Меденка,
Медвенского района, Курской обл.
октябрь, 2018г.
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами организации опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Задачи:
Ожидаемый результат: участники мастер-класса получат знания об организации опытно-экспериментальной деятельности на уроках окружающего мира, способствующей формированию универсальных учебных действий, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход:
Теоретическая часть
(Слайд 1) Согласно ФГОС НОО, основным подходом в современном образовании всем нам известно является системно- деятельностный подход. Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Поэтому, одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как условия повышения качества образования.
Каким должен быть эффективный урок?
(Слайд 2)Важное условие эффективности урока – деятельностный характер обучения: практические работы, опыты, решение задач, обращение к научным парадоксам, экскурсии, использование метода проектов. Вот поэтому в методике работы учителя начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС должны на уроках окружающего мира использоваться опыты.
(Слайд3)При использовании опытов, экспериментов как практических исследовательских методов обучения в ходе изучения курса «Окружающий мир» развиваются универсальные учебные действия всех блоков:
(Слайд4)- личностные -ценить и принимать базовые ценности: «природа», «мир», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого» и т.д.;
- регулятивные - самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, применять установленные правила в планировании способа решения, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль за ходом выполнения работы и результата);
- познавательные -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, а также анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
- коммуникативные (участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого, предвидеть последствия коллективных решений, освоение разных видов учебной кооперации (работа в паре, в малой группе, в большой группе), освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя), аргументировано высказывать собственную точку зрения, корректно критиковать альтернативную, использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (энциклопедии, таблицы, модели, схемы).
Формированию предметных знаний, личностных и метапредметных умений на уроках окружающего мира способствуют несложные наблюдения и опыты с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, умение следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.
(Слайд5)Эксперимент или опыт (Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом, применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий.
(Слайд6) Какие общие требования предъявляются к проведению опыта:
1. Осознание учителем и учениками цели опыта. Для педагога это две главные цели: первая - приобретение детьми новых знаний, вторая - приобщение детей к исследовательской работе. Для детей цель опыта —ответ на поставленный учителем или самими детьми проблемный вопрос. Например, организуя опыт по выявлению в почве воздуха, учитель говорит: «Дети, мы с помощью опытов выяснили, что в почве есть вода, песок, глина. А что еще есть в почве? Как это можно узнать?».
2. Ясная, исчерпывающая инструкция по технике» выполнения опыта. Эта инструкция может быть дана учителем в устной форме, записана на доске, на слайде компьютерной презентации или приведена в учебнике.
3. Контроль учителем хода проведения опыта, так как необходима коррекция действий учащегося. Учитель следит, чтобы дети тщательно ВЫПОЛНЯЛИ ИНСТРУКЦИЮ, при необходимости оказывает помощь .Диагностика восприятия в данном примере может осуществляться вопросом: «Что произошло после того, как вы опустили почву в воду, что выделилось из почвы?». Ожидаемый ответ: «Из почвы выделились пузырьки воздуха».
Однако ответы детей не всегда бывают однозначными, некоторые могут сказать, что почва утонула, другие, что на поверхности воды появились остатки растений и т.п. В этом случае учитель обращает - внимание всех именно на появление воздушных пузырьков.
4. Самостоятельность выводов детей по результатам опыта. Обобщая ответы детей, учитель говорит: «Итак, после того, как мы опустили почву в воду, мы увидели выделившиеся воздушные пузырьки. Следовательно, что же еще есть в почве?» (Ответ детей: «В почве содержится воздух».
5. Связь результатов опыта с процессами в природе, жизнью человека. Дальнейшая беседа по результатам опыта строится по следующим вопросам: «Нужен ли почве воздух?» (нужен: корни растений тоже дышат), «Что делает человек на полях, в огородах, чтобы в почве было достаточно воздуха?» (почву рыхлят)…..
….При подготовке опыта учитель: определяет, как будет проводиться опыт – с каждым учеником, парой или в составе групп из 3-5 человек. Я разбиваю всегда класс на группы.
. Важно, чтобы ученики не присутствовали только при опыте или не производили его по готовому рецепту, а чтобы они сами дошли путем обсуждения всех обстоятельств вопроса до необходимости именно такой, а не иной постановки опыта. В этом направлении можно руководствоваться следующими соображениями.
1. Прежде всего, задача для исследования должна быть тщательно расчленена на такие элементарные вопросы, которые могут быть уже решены прямым опытом, способным дать непосредственно ответ — да или нет. Каждый вопрос, следовательно, должен быть поставлен вполне ясно и определенно, чтобы так же определенно получился и ответ. ….
Особенно большое образовательное и воспитательное значение на мой взгляд имеют опыты при изучении неживой природы. Опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений, дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.
Но педагогическая ценность опытов не ограничивается этим. Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление моих учеников. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы.
Таким образом, познавательный процесс проходит несколько стадий:
наблюдения явления;
предположение о причине явления;
проверка предположения при помощи опыта;
анализ результатов, выводы.
(Слайд 7)Важной задачей обучения является представление в сознании учащихся опыта как модели природных явлений. Кроме того, моделирование явлений природы обеспечивает широкие межпредметные связи начального обучения.
С этой целью разработана система опытов с указанием, моделью какого природного явления они выступают.
(Слайд8)Так в теме «Воздух» я стараюсь образовать в сознании детей элементарное понятие о воздухе как материальном теле, то есть довести до школьников мысль о том, что воздух обладает свойствами, общими для всех тел природы.
Особенностью этой темы является использование демонстрационных опытов в сочетании с самостоятельными опытами, проводимыми самими учащимися.
Для получения более полных и отчетливых представлений о воздухе и его свойствах я использую методические приемы, позволяющие задействовать различные органы чувств ребенка для обнаружения воздуха, а также проблемные вопросы, познавательные задачи. Например:
- Ребята, какие органы чувств есть у человека?
- Какие свойства окружающих предметов можно воспринимать с их помощью?
- Как мы можем почувствовать воздух? (Если взмахнуть листом бумаги перед лицом, дунуть в лицо, то чувствуем воздух органом осязания).
- Почему мы не замечаем воздух в классе? ( Бесцветность и прозрачность)
- А можно ли услышать воздух? ( «Услышать» воздух учащиеся могут, сжимая в руке худой резиновый мяч)
- Где в природе можно услышать воздух? (завывание вьюги; ветер гудит, ударяясь об провода, скалы «поют» и т.д.).
Таким образом, делается вывод о том, что о существовании воздуха можно узнать с помощью различных органов чувств, также как о твердых и жидких телах. Значит воздух, хотя и невидимка, он не «пустое место», а тело природы.
Одним из доказательств материальности воздуха является то, что он, как и всякое иное тело (жидкое и твердое), занимает место. Сообщаю учащимся о том, что пространство, занятое воздухом, не может быть одновременно заполнено водой или каким — либо другим веществом. Для доказательства этого факта служит демонстрационный опыт: опустить в сосуд с водой пробку, а сверху накрыть пустым стаканом. Пробка опустится на дно вместе со стаканом. Данный опыт позволяет объяснить, что свойство воздуха занимать место используется при постройке водолазного колокола (кессона).
(Слайд9)При ознакомлении учащихся с почвой на уроке «Что такое почва?» показываю (демонстрационно и лабораторно) следующее: 1) в почве есть воздух и вода; 2) почва состоит из сгораемых (органических) веществ - перегноя (гумуса) и несгораемых (неорганических) веществ: глины, песка, минеральных солей.
(слайд10)На уроке, после того, как дети самостоятельно определят наличие в почве воздуха (надо дать им мелкие и крупные комочки, чтобы они пронаблюдали, где больше воздуха). Задаю вопросы: «Почему деревья чахнут, если под ними вытаптывают почву?», «Почему в засуху приходится хуже тем растениям, вокруг которых почва сильно уплотнена?» .
(слайд11)Большой познавательный интерес у детей вызывали опыты исследовательского характера. Тема «Развитие растения из семени» имеет важное образовательное и воспитательное значение. На данном уроке учащиеся узнают о важной стадии в жизни растения — семени, определяют условия, необходимые для прорастания семян (тепло и влага). Школьники получают дифференцированные задания провести эксперименты: наблюдать развитие из семян растений фасоли и гороха. Сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях — семена предварительно замачиваются, семена замачиваются в питательном растворе, семена высеваются сухими.
(слайд 12)Изучение свойств воды проводится с большей долей самостоятельности. Дети становятся исследователями, решая проблему: «Почему вода является одним из самых ценных богатств Земли?» Первая практическая работа содержит опыты по определению свойств жидкой воды. На доске записываются свойства воды, по мере того, как проводятся опыты, в тетрадях готовится таблица «Свойства воды», заполняемая по ходу опытов.
цвет | прозрачность | запах | форма | текучесть | изменения |
при нагревании | при охлаждении | при замерзании |
| | | | | | | |
(слайд13)На вопрос: «Какой цвет имеет вода?» иногда даётся ответ, что вода белая. Для исключения этой ошибки, на столе ставится стакан с молоком, а на столах учеников лежат полоски цветной и белой бумаги, сравнивается цвет воды и молока. Стаканы с молоком и водой ставятся на цветную открытку, монету. Отсюда делается вывод о прозрачности и бесцветности воды. Затем определяется, что чистая вода не имеет запаха. На столах у учащихся стаканы с водой. Далее учащимся предлагается перелить воду из стаканов в колбы. Обращается внимание на то, что сосуды разные. С помощью учителя дети приходят к выводу, что вода принимает форму того сосуда, в который её наливают. В выводе указывается, что вода, как и всякая жидкость, как и воздух, легко меняет свою форму в отличие от твёрдых тел.
Опыты по изменению воды под действием разных температур более сложные, поэтому я предлагаю их демонстрацию сама , либо только демонстрацию с привлечением некоторых учеников.
Для закрепления и осознания материала о свойствах воды школьникам даётся задание подумать, моделью каких природных явлений выступают проведённые опыты.
Учащимся сообщается, что ещё не все свойства воды изучены, на следующем уроке они будут учеными - исследователями ещё одного замечательного свойства воды и будут работать более самостоятельно.
Практическая часть.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам вернуться в далекое прошлое, и стать учениками 3 класса.
1. Введение в тему.
- Подумайте, о чем идет речь в загадке: (слайд14)
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (слайд)
- Какие признаки подсказали вам этот ответ?
- А как признаки можно назвать научно? (свойства воды).
- О каких состояниях воды говорят нам эти свойства? ( Жидкое, твердое, газообразное).
2. Постановка учебной задачи.
- А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока.(слайд 15)
Шёл ослик по дороге с кладью. Был он навьючен солью. Осёл едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Вскоре пришлось ему переходить речку. Осёл остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала гораздо легче.
- Что же произошло? Как вы думаете, почему же ноша осла после купания стала легче? (ответы детей)
3. Исследовательская деятельность учащихся.
1) Беседа. Вода растворитель.
Сегодня мы как настоящие исследователи будем проводить опыты, но чтобы начать работу нам нужно ответить на три важных вопроса (вывешиваются на доску): (слайд 16)
Объяснить значение слова “растворитель”?
А может растворителем быть вода?
Все ли вещества растворяются в воде?
А сейчас мы с вами опытным путем проверим, кто из вас был прав.
2) Практическая работа.
Сейчас вам предстоит выполнить исследовательскую работу. Каждая группа будет работать за своим столом.
Для начала давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов.
Работа под руководством взрослого.
Вставать с рабочего места и ходить по классу запрещается.
Наблюдение, обсуждения, выводы делаются совместно, уважая мнение каждого из участников группы.
Все наблюдения и выводы записывайте в листы наблюдения.
Работа в группах.
Опыт № 1.
Возьмите пробирку с водой. Насыпьте соль и размешайте ее. Что происходит с кристаллами соли?
Но исчезла ли соль?
Возьмите пустой стакан, бумагу для фильтрования. Вложите фильтр в воронку, а воронку поставьте в пустой стакан. Вылейте содержимое пробирки в воронку. Что при этом произойдет? (На фильтре ничего не оседает, а вода остаётся солёной.)
Что происходит с солью в воде? (Соль растворяется в воде.)
Опыт №2.
Возьмите пробирку с водой и добавьте в нее несколько капель сока. Что произошло с водой? (Вода окрасилась)
– Пропустим окрашенную воду через фильтр. Что произошло?(На фильтре ничего не осело, а вода осталась окрашенной.) Вода окрашивается.
Опыт №3.
Возьмите пробирку с водой и добавьте в нее песок. Что произошло с водой? (Песчинки падают на дно пробирки и лежат там, не изменяясь.)
Пропустите воду через фильтр. Что произошло? (Вода прошла в стакан, а песок остался на фильтре.)
– Что можно сказать о речном песке? (Песок не растворяется в воде.)
Опыт №4.
Возьмите пробирку с водой и добавьте мел. Что стало с водой?(Вода стала мутной, а кусочки мела плавают в воде.) Немного подождём. Что происходит? (Частицы мела оседают на дно.)
Пропускаем воду через фильтр. Что получилось? Какой можно сделать вывод? (Вода стала чистой и прозрачной, а частицы мела остались на фильтре.)
- Какой общий вывод можно сделать?
Вода – хороший растворитель, но не все вещества растворимы в воде.
– Что растворяется в воде? (Сахар, сок, соль.)
– Что не растворяется? (Песок, мел.)
- Почему же ноша осла после купания стала легче? (соль растворилась)
- Какое значение в живой и не живой природе имеет свойства воды растворять вещества? (возникновение минеральных источников, образование родника, строительство водопроводных станций.)
4. Итог урока.
- Какое открытие для себя вы сделали на сегодняшнем уроке?
- Чему научились?
5. Рефлексия.
Приём “Неиспорченный телефон”. Представьте себе, что у вас есть возможность поделиться со своей подругой или с кем-то из близких о проведенном мастер-классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте.(слайд 17)
Свой методический урок хочу закончить одной притчей.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.
Я хочу пожелать вам, быть компетентными в своей работе, чтобы вы могли построить прекрасный храм в душе каждого ребенка.
(слайд 18)Удачи вам, уважаемые учителя! Спасибо за внимание и за сотрудничество!
9