Мастер-класс
по теме: «Профилактика и коррекция оптической дисграфии»
Подготовила и провела:
учитель – логопед
Лукьянчикова Н.В.
2021 год
Тема: «Профилактика и коррекция оптической дисграфии»
Цель мастер-класса: поделиться наработками в области заданий и упражнений, предупреждающих и корректирующих оптическую дисграфию у школьников.
Вступительное слово: (Слайд 1) Уважаемые коллеги, сталкиваясь с проверкой письменных работ учащихся, особенно начального звена, мы чаще всего обнаруживаем ошибки, обусловленные графически сходными рукописные буквы. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
(Слайд 2) Итак, логопедическим термином дисграфия обозначается частичное специфическое нарушение процесса письма. Это связано с какими – то отклонениями в нормальной деятельности тех или иных анализаторов, участвующих в процессе письма (речеслуховой, речезрительный, речедвигательный, двигательный анализаторы) или психических функций, обеспечивающих акт письма (память, внимание, мыслительные процессы, восприятие). Логопедический диагноз дисграфия ставится только во 2- м классе, в 1 –м классе можно говорить только об угрозе её возникновения.
(Слайд 3) Для дисграфии характерны следующие ошибки:
1. Замены букв по начертанию: недописывание элементов букв; написание лишних элементов о-а, л-м, и-ш, и-ц, п-т, П-Т, Х-Ж.
2. Искажение и замены букв близких по начертанию в пространстве:
вверх- вниз в-д, б-д
вправо-влево «зеркальное написание»
(Слайд 4) Каждый учитель строит свою систему занятий по преодолению специфических ошибок. Я, например, занятия по профилактике и коррекции оптической дисграфии планирую 2-я этапами:
- 1-й этап предполагает упражнения, направленные на развитие высших психических функций (зрительная память, внимание, пространственные ориентировки, анализ, синтез), проводимые в первых классах;
- 2-й этап - это упражнения, направленные на ликвидацию оптической дисграфии, т.е. осуществляю работу над конкретной буквой (2, 3 классы)
(Слайд 5) Приведу Вам примеры основных упражнений при оптической дисграфии:
- рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина;
- угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;
- сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;
- пройти по лабиринту;
- дорисовать недостающие детали;
- продолжить узор;
- запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.
(Слайд 6) Наглядный пример задания – лабиринт. Дети очень любят задания подобного рода. Выполнение подобного рода занятий способствует развитию умения целенаправленно сосредотачиваться, сконцентрироваться, вести поиск нужного пути. Замечу, что более сильным ребятам можно предложить находить поиск нужного пути только глазами, слабым – с помощью пальца или карандаша.
(Слайд 7) Задания на внимание.
(Слайд 8) Очень увлекательны задания серии «Соедини по точкам» помогают в развитии мелкой моторики рук, развивают внимательность, аккуратность, а также формируют математические знания у дошкольников (развивают и закрепляют знания цифр)
(Слайд 9) Задания, подобные этому, развивают зрительное внимание, наблюдательность, закрепляют умение говорить полным предложением.
(Слайд 10, 11, 12, 13, 14) задания для учащихся на внимание, концентрацию.
(Слайд 15) Задание на исправление ошибок.
(Слайд 16) Работа по различению смешиваемых букв и звуков:
в любом тексте (можно взять страницу из любой книги, детского журнала) надо найти и подчеркнуть (обвести, зачеркнуть) определенную букву (например, букву [К]). Затем усложняю задание: букву [К] обвести, а букву [Г] подчеркнуть. В дальнейшем это упражнение можно делать и на скорость.
(Слайд 17,18,19,20,21) Практические пособия, используемые мною в работе по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
Учитель-логопед: А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию творческую работу. Вам необходимо выполнить задания для предупреждения оптической дисграфии. Буду рада, если задания подобного рода Вы будете использовать на практике в своей повседневной работе с детьми.
(Учителям-логопедам раздаются листы с заданиями)