СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс по теме: «Здоровьесберегающие технологии. Физминутки, музыкально-ритмические игры на уроках в начальной школе»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал предствляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией по данной теме, целью которого является повышение профессиональной компетентности учителей по использованию здоровьесберегающих технологий и приемов в работе с учащимися начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: «Здоровьесберегающие технологии. Физминутки, музыкально-ритмические игры на уроках в начальной школе»»

Мастер-класс по теме: «Здоровьесберегающие технологии. Значение, применение и организация физминуток, музыкально-ритмических игр на уроках в начальной школе»

Подготовила и провела учитель музыки Муслюмова З. Р.

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности учителей по использованию здоровьесберегающих методов и приемов в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы с учащимися начальной школы.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Актуальность: выбранную тему считаю актуальной т. к. сейчас дети малоактивны из-за современного образа жизни (компьютерные игры, развивающие видео), поэтому на уроках в начальной школе очень важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья детей. Для комплексного решения этих задач используются физкультминутки, как один из приемов здоровьесберегающих технологий. Необходимо активно развивать музыкально-ритмические способности и в этом может помочь такой вид работы как игра на шумовых инструментах и Орф-технология «body percussion».

Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования физминуток, музыкально-ритмических движений на уроках и в жизни ребёнка.

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания текстов и движений музыкально-ритмических игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование и ресурсы: компьютер, видеопроектор, шумовые инструменты раздаточный материал; доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии: Значение, применение и организация физминуток, музыкально-ритмических игр на уроках в начальной школе», видеоматериал, презентация, музыкальный материал.

План проведения мероприятия:

-ознакомление с теоретическим материалом;

-проведение занятия с демонстрацией эффективных приемов работы;

-подведение итогов, рефлексия.

Пояснительная записка. Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией по теме: «Здоровьесберегающие технологии: Значение, применение и организация физминуток, музыкально-ритмических игр на уроках в начальной школе».

Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: беседа, объяснение, наглядный метод (демонстрация), практический метод , метод активации зрительного восприятия, создание ситуации новизны, ситуации успеха, метод устного контроля и самоконтроля, метод поощрения (благодарность, подарок-самоделка)

Ход мастер- класса:

I.Постановка цели и мотивация деятельности.

1. Приветствие участников. Игра «Знакомство»: -2 шлепка по коленям, на разведённые руки каждый поочерёдно произносит своё имя и приветствует - «здравствуйте».

- Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему: «Здоровьесберегающие технологии: Значение, применение и организация физминуток, музыкально-ритмических игр на уроках в начальной школе».

Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь! » Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »

2. Теоретическое обоснование темы.

- Всем вам известно, что в организме ребят 6–10 лет некоторые функциональные системы ещё не сформировались до конца. Речь идёт о: -центральной нервной системе; -зрительных и слуховых анализаторах; -опорно-двигательном аппарате. Вот почему на уроках в начальной школе так важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья детей. Для комплексного решения этих задач используются физкультминутки. Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. II. Актуализация темы. Анкета.

- Я попрошу Вас заполнить анкеты

1. Используете ли Вы физкультминутки на уроках? Да Нет

2. Считаете ли Вы полезным проведение гимнастики для глаз? Да Нет

3. Считаете ли Вы дыхательную гимнастику важной частью физкультминуток? Да Нет

4. Чередуете ли Вы физкультминутки в течение дня (н-р: 1 урок - гимнастика для

глаз, 2 урок - дыхательная гимнастика и т.д.)? Да Нет

5. Какие физкультминутки более любимы учениками Вашего класса? ________________________________________________________________________ 6.Обучаются ли у Вас дети с нарушение осанки, плоскостопием, часто болеющие (простудные заболевания), дети со слабым зрением? Да Нет

7.Какие виды физкультминуток вы знаете?__________________________ ________________________________________________________________

8. Сколько по времени должна длиться физкультминутка?________________ _________________________________________________________________

9. В какой части урока целесообразнее проводить физкультминутку?________ _________________________________________________________________

10. Используете ли Вы на уроках видеофизминутки? Да Нет

Проанализируйте свои анкеты. - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто постоянно проводит физкультминутки на уроках. - Скажите, пожалуйста, какие виды физкультминуток вы проводите на уроках? - Поднимите руки те, у кого обучаются дети с отклонением в состоянии здоровья (нарушение осанки, плоскостопие, нарушение зрения и др.).

Действительно, применение здоровьесберегающих технологий является важной составляющей нашей деятельности (см доклад).

III. Изучение темы мастер - класса.

  1. Слушание доклада с просмотром видеопрезентации.

  2. Продолжение изучения темы.

Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести к своему организму пользу. Физкультминутка – это кратковременные физические упражнения, направленные на снятие усталости.  Проводятся на начальном этапе утомления (на 12-20 минуте, в зависимости от возраста обучающихся, вида деятельности и сложности учебного материала).  Упражнения должны быть занимательны, разными по содержанию и форме, интересны обучающимся, просты в своем выполнении.  Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.

Кроме того, физкультминутки в 1–4 классах помогают:  Переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);  настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физкультминутка сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);  дать отдых пальчикам (на уроке русского языка или рисования), глазам (на занятиях литературного чтения), а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках математики);  расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физкультминутки были обязательно включены в конспект занятия, тогда и уровень усвоения материала будет выше);  поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).



Классификация физминуток.

Физкультминутки делятся на несколько групп, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе занятия? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физкультминутки. Физкультминутка станет более увлекательной для детей, если вы будете использовать в своей работе видеоматериалы. Например, дети могут не просто выполнять определенные упражнения по вашей команде, а повторять за каким-нибудь персонажем.

Оздоровительные физкультминутки. Танцевальные. Эти физкультминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую музыку, движения произвольные. (Видео) Ритмические. В отличие от танцевальных, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными, выполняются под счет. (Видео) Гимнастика для глаз. Упражнения могут выполнятся вместе с общеразвивающими. (Видео) Пальчиковая гимнастика. Упражнения, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или ручки, карандаша. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. (Видео)

Физкультурно-спортивные физкультминутки. Общеразвивающие упражнения. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка (Видео) Подвижные игры. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения. Например, 3+2=6 Если верный ответ, дети хлопают в ладоши, нет топают. 3. Когнитивные – 5 мин. Дидактические игры с движениями. Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте, “Зверь-птица-рыба” (Демонстрация) Двигательные действия и задания. Физкультминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”( Демонстрация). Развивающие двигательные игры. Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – дети показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом, “Большой – маленький”.



Психогимнастика. Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.

Креативные - гимнастика для ума. Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика для ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.

2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п. В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.

Необычные движения. Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.

Сюжетно – ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых. Чаще всего физкультминутки проводятся в стихах. Например: “Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами. Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!”

Пантомимическая гимнастика. Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”…

Двигательно-речевые физкультминутки. Дыхательная и артикуляционная гимнастика - это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным, “Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. “Сгибание стопы” – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения. А также в эту группу входят инсценировки небольших стишков. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

(Демонстрация физкультминутки).

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз – наклон и два – наклон!

Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)



III. Практическая часть занятия. Показ готовых образцов дыхательных тренажёров.

Задание 1. Для того, чтобы разнообразить дыхательные физкультминутки, можно использовать дыхательные тренажеры. Такой тренажер может изготовить каждый ученик. Каждой из групп предлагается изготовить дыхательный тренажер, не похожий на другие, и продемонстрировать его в действии (тюльпан-бумагопластика, снежинка-вата на ниточке и др.) (Демонстрация).

Задание 2. Сейчас каждая из групп получит задание и раздаточный материал, который поможет вам в подготовке задания. После того, как группы будут готовы, каждая из групп выйдет и представит свою группу физкультминуток:

1 группа - Разработать и продемонстрировать 5 (по кол-ву человек в группе) физкультминуток пальчиковой гимнастики с предметами (ручка, линейка, массажный мяч) и гимнастики для глаз.

2 группа - Разработать и продемонстрировать 5 (по кол-ву человек в группе) физкультурно - спортивных физкультминуток (общеразвивающие упражнения и игры), используя спортивный инвентарь (мяч, скакалка и др.)

3 группа - Разработать и продемонстрировать 5 (по кол-ву человек в группе) двигательно-речевые физкультминуток (дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение «Жук», «Варенье», «Крокодил» и др. см папку-видео).

4 группа - Разработать и продемонстрировать 5 (по кол-ву человек в группе) когнитивных физкультминуток (дидактические игры с движениями, двигательные действия и задания, развивающие двигательные игры, психогимнастика)

5 группа - Разработать и продемонстрировать 5 (по кол-ву человек в группе) креативных физкультминуток (гимнастика для ума, необычные движения, сюжетно – ролевые игры, пантомимическая гимнастика). (Выполнение и показ заданий группами участников).

Задание 3. Музыкально-ритмические игры с различными шумовыми «инструментами» (лист бумаги, шарик, погремушки, ложки, кастаньеты, бумажные стаканчики, палочки)\

Задание 4. Музыкально-ритмические игры по Орф-технологии body-percussion («телесная перкуссия, звучащие жесты» - это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Дети и танцоры, и музыканты одновременно) - хлопки, шлепки, щелчки, легкие удары по телу.

Упражнения -игры в кругу

«Имена» -2 шлепка по коленям, на разведённые руки каждый поочерёдно произносит своё имя (любимый цвет, любимую игрушку, блюдо и т.д)

«Речевое музицирование» это декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями или игре на музыкальных инструментах. Отсюда появилось новое современное слово ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Идея использовать ритмизованную речь принадлежит ещё немецкому композитору Карлу Орфу, который жил ещё в 19 веке.

«Собирайтесь все в круг»

Поем (или проговариваем) со звучащими жестами:

Собирайтесь, собирайтесь -  щелчки пальцами снизу наверх.

Все  в круг, все в круг  -   хлопки в ладоши.

Весело и дружно, весело и дружно – шлепки по коленям. Хей-хоп! - 2 хлопка, хей-хоп!

Бумажный оркестр: музыкальное сопровождение «Шуточка» В. Селиванова

Тут и "шутка" подоспела и бумага прилетела.

Ты листочком пошуми, творчество ты прояви.

Исполнение "Шуточки" с бумагой музыка В. Селиванова.

Игра на воздушных шариках: музыкальное сопровождение «Финская полька».

Игра «В доме моем» (Из методики Т. Э. Тютюнниковой)

1. В доме моем тишина. В доме моем я одна.

Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза).

(Звучат тихонько маракасы, дети шуршат, потирая ладошки.)

Говорком: Шуршунчики шуршат, шуршунчики шуршат.

2. В доме моем тишина. В доме моем я одна.

Только где-то стукунчики стучат. (2 раза).

(Звучат деревянные палочки, дети щелкают ногтем по стулу, парте.)

Говорком: Стукунчики стучат, стукунчики стучат.

3. В доме моем тишина. В доме моем я одна.

Только где-то скрипунчики скрипят. (2 раза).

(Дети водят ногтем по кожаному барабану и др.).

Говорком: Скрипунчики скрипят, скрипунчики скрипят.

В остальных куплетах 5-е строчки звучат так:

4. Бурчунчики бурчат. (Играют фонемой «бр-бр-бр».)

5. Сопунчики сопят. (Посапывают носом.)

Завершим наши игры упражнением на релаксацию. Сядьте поудобнее и постарайтесь расслабиться. Желательно при этом закрыть глаза. Почувствуйте ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.

IY. Подведение итогов. Сегодня вы познакомились с видами физкультминуток, музыкально-ритмических игр и применением их на уроках. С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на уроках и занятиях рекомендуется проводить физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

Внешними проявлениями утомления являются частые отвлечения, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Физминутки, различные игры положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.



Y. Рефлексия.

Сейчас вас попрошу ответить на вопросы.

1. Что было для Вас новым из представленной практики? Как Вы предполагаете использовать полученные знания и умения в профессиональной деятельности? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

2. Какие профессиональные затруднения Вам удалось решить в ходе стажировки? ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

3. На основании чего вы сделали такой вывод? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ___________________________________________

На заключительном этапе мастер - класса мне бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение - что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или не очень.

Заполните «Анкету для участников мастер-класса».

Анкета для участников мастер-класса.

  1. Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей (нужное подчеркнуть)

-полностью удовлетворен; -частично; -не удовлетворен.

2. Что произвело большее впечатление?

3. Что понравилось?

4. Закончите, пожалуйста, предложение:

- развитие движения рук это-

-я узнал (а), что музыкально-ритмические игры можно применить в качестве физминуток, они помогают -

5. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч? Да, нет, не знаю.

6. Сохранится ли у вас желание принять участие в следующей встрече? Да, нет.

7. Ваши предложения.













YI. Вывод: Музыкальные физкультминутки, активные игры — это нововведение современной школы, которое нравиться всем и ученикам, и учителям. Ведь хороший правильный отдых — это залог хорошей работы. Музыкальные физкультминутки очень нужны и важны для детей не только начальных классов, но в среднем и в старшем звене. Это отличный способ снять усталость и напряжение.


А теперь, проверим ваше эмоциональное состояние: соберите «Рыбку» методом плетения и опустите ее в «аквариум», условие: нужно выбрать цвет заготовки - если вам понравилось занятие, и вы получили нужную вам информацию – яркого цвета, а если нет- то заготовку темного цвета (участники выбирают заготовки «рыбок» и выполняют задание).

Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за активное участие. До свидания.







































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соколинская начальная общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым





Мастер-класс по теме: «Здоровьесберегающие технологии. Значение, применение и организация физминуток, музыкально-ритмических игр на уроках в начальной школе»



Подготовила учитель музыки Муслюмова З. Р.











Соколиное





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соколинская начальная общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым





Мастер-класс по теме: «Здоровьесберегающие технологии. Значение, применение и организация физминуток, музыкально-ритмических игр на уроках в начальной школе»



Подготовила учитель музыки Муслюмова З. Р.









Соколиное