ПЛАН - КОНСПЕКТ
УРОКА ПО СЕЛЬСКО - ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ТРУДУ
Мастер-класс «Посадка черенков смородины»
Цель. Формирование трудовых умений по подготовке и посадке черенков смородины.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить учащихся с многообразием ягодных культур т.е. смородины.
- рассказать о практической значимости этого урока.
Коррекционно-развивающие:
- формировать навыки;
- расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых слов и терминов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, через демонстрацию практической значимости.
- воспитывать навыки самостоятельной работы при проведении практической работы.
Оборудование и материалы: Посевной ящик, почва, посевные стаканчики, посевной инвентарь (совок, трамбовка, секатор), канцелярский нож, рабочие тетради, учебники по сельскохозяйственному труду.
Тип урока:
Приобретение новых практических знаний.
Ход урока.
Орг. момент.
1. Какие плодовые деревья вам известны? -Яблони, груши, вишня, слива идр.
2. Какие культурные ягодные кустарники вы знаете? - Смородина, крыжовник, малина, ежевика и др.
3.Для чего выращивают эти растения ? Для питания.
4. Какая польза от этих растений? - Плоды этих растений содержат большое количество витаминов, а витамины очень нужны организму. Содержание витаминов дает силы, бодрость, улучшает умственную работу и здоровье в целом. Большое количество витаминов содержится и в овощах, и по этому необходимо кушать овощи, фрукты, ягоды. Рацион вашей столовой подбирается с учетом полезности и важности различных продуктов для организма. Для этого специально разрабатывается меню, что бы организм получал самые различные вещества необходимые ему в нужном количестве.
4. В чем отличие кустарников , деревьев и травянистых растений? Деревья имеют один ствол и крону. Кустарники имеют множество стволов различного возраста, примерно одного размера. Травы имеют травянистые стебли.
Сегодня мы поговорим с вами о кустарнике смородина: ее пользе и способах размножения и выращивания.
Полезные свойства черной смородины.
Актуализация знаний учащихся, сообщение темы и цели урока.
Смородина – один из самых популярных кустарников, который садоводы выращивают на приусадебном участке. Эта ягода является “чемпионом” по содержанию в ней витамина “С”, а урожайность, при правильном уходе, составляет более 4 кг ягод с одного куста.
Подготовка посадочного материала
Для каждой разновидности этой культуры, будь то белая, красная или черная смородина, осеннее черенкование — один из самых успешных и продуктивных методов.
Стоит правильно заготовить черенки, чтобы в будущем получить обильно плодоносящие кустики. Делают это в несколько этапов:
-
На здоровом и взрослом кусте (от трех лет) выбирают однолетние одревесневшие побеги. Срезают хорошо заточенным и стерильным секатором. Важно, чтобы они были без механических травм и повреждений болезнями, вредителями.
-
Каждую ветку делят на сегменты длиной 25-30 см острым ножом. Секатором делать эту процедуру не рекомендуется, т.к этот инструмент сильно травмирует древесину, в результате чего снижаются шансы на укоренение.
-
Верхушку каждой веточки срезают под прямым углом, снизу — на 50-60°С.
-
Самую верхнюю и нижнюю часть веток не стоит использовать для размножения, поскольку они плохо укореняются.
Заготовка черенков Для размножения красной и черной смородины черенками заготовки берут с годовалого куста. Важно, чтобы они были здоровыми и без повреждений. Срезают веточки секатором из середины стебля, толщина каждой до 1 см. После острым ножом делят их на отдельные черенки по 20-25 см.
Черенки смородины
Заготовка черенков проводится по следующей схеме:
верхняя часть отрезается под углом 90 градусов;
снизу делают срез с углом 60 градусов;
берут именно середину ветки, т.к. она менее подвержена высыханию и отмиранию;
места срезов обрабатывают горячим воском, парафином или садовым варом, чтобы из саженца не уходила влага.
Способы укоренения черенков
Правила заготовки черенков
Перед применением инструменты ошпаривают для дезинфекции. Используют острый секатор, чтобы срез побега был ровный, без повреждений. Иначе растение будет тратить силы на заживление ран, а не на укоренение.
Для размножения чёрной смородины осенью, желательно наблюдать трёх-пятилетний куст в летнее время. Это поможет найти нужные ветки, которые хорошо плодоносят и отличаются здоровым видом. Для этой цели хорошо подходят одревесневшие главные, прикорневые или боковые побеги с основанием в 1 – 1,5 см толщиной.
Сами черенки должны быть 5-7 мм в диаметре. Их оптимальная длина – 15-20 см с пятью почками на стебле. Считается, что лучшей приживаемостью обладают средние части побегов. Верхушки чувствительны к морозам, а нижняя часть растения хуже укореняется.
Побег делят так, чтобы над верхней и под нижней почками оставался ещё сантиметр ствола. С обеих сторон срез делается косой – под углом около 60°. Корни образуются в междоузлиях и под почками.
Если осень жаркая и солнечная, то черенкуют утром или вечером. В пасмурную погоду эту процедуру можно проводить в течение всего дня.
- Ребята, сегодня мы на практическом уроке научимся сажать черенки смородины, это ягодный кустарник смородина который мы проходили предыдущем уроке.
- Для практической работы нам понадобится секатор. Давайте проведем инструктаж по ТБ:
-
Работать в спецодежде;
-
проверить исправность инструмента;
-
проверить остроту лезвий;
-
проверить прочность крепления, если есть необходимость, то подтянуть;
-
проверить точность соединения плоскостей лезвий, на лезвие не должно быть зазубрин или волнистости;
-
проверить амортизацию пружины, она должна быть тугой;
-
проверить наличие и исправность замка, он помогает исключить повреждение кожи в процессе работы, также замок необходим для хранения инструмента.
-
по окончании работы очистить промасленной ветошью, закрыть замок, убрать на место.
Ход практической работы.
1. Подготовить почву под посадку черенков.
2. С помощью совка наполняем в посевной ящик заранее подготовленной почвой.
3. С помощью колышки наметим место посадки на стаканчиках.
4. Осмотрим заготовленные черенки смородины.
5. Выбираем для посадки здоровые растения с крупными почками.
6.Располагая готовые место под углом 45о, углубляем черенки так, чтобы над поверхностью почвы остались 1 – 2 почки. Чтобы почки не повредить, черенки сажаем в заранее сделанные отверстия.
7. После посадки уплотняем почву вокруг черенка и поливаем.
Физкультминутка.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Работа в тетради. (Учащиеся записывают тему и рисуют схематическое расположение черенка в почве).
Самостоятельно выполним задание в рабочей тетради.
Словарь: (черенок, секатор)
(Учащиеся записывают словарь)
Технологическая карта
№ | Мероприятия | Варианты ответов |
1. | Подготовка почвы | Подготовить почву под посадку. С помощью совка наполняем в посевной ящик заранее подготовленной почвы. |
2. | Нарезка черенков | Черенки должны быть 5-6 мм в диаметре. Оптимальная длина – 15-20 см с пятью почками на стебле. |
3. | Посадка черенков | Располагая под углом 45°, углубить черенки так, чтобы над поверхностью почвы остались 1 - 2 почки. После посадки уплотнить почву вокруг черенков. Разровнять и полить. |
4. | Хранение черенков | После посадки черенков в парник, наблюдаем чтобы тепличка был укрыта пленкой. Следим от попадания прямых солнечных лучей. |
5. | Уход за черенками | Поливаем юные побеги часто, следим, чтобы влажными была не только земля, но и само растение (проводим регулярное опрыскивание). |
Учитель: Хором повторяем новые слова.
Итог: - В конце нашего урока, ребята, давайте еще раз вспомним ход работы, с которыми вы сегодня познакомились. (Учащиеся по очереди читают ход работы).
Домашнее задание. Прочитать стр: 158-159 с учебника.
Подведение итогов.
Комментарии, оценивание учеников и объявление оценок за работу. (Учащиеся слушают комментарии учителя, задают интересующие вопросы).
Урок окончен, всем спасибо.
Используемая литература:
1. «Сельскохозяйственный труд» автора Е.А. Ковалевой (Программы для 5 -9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.)
2. Сельскохозяйственный труд: учеб. Для 5 -7и 7-8 кл. спец (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.—М.: Просвещение, 2007.
3.Рабочая тетрадь: Сельскохозяйственный труд 8а класс