СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Посадка черенков смородины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: формировать навыки размножения и выращивания черной смородины.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Посадка черенков смородины»»


ПЛАН - КОНСПЕКТ

УРОКА ПО СЕЛЬСКО - ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ТРУДУ


Мастер-класс «Посадка черенков смородины»


Цель. Формирование трудовых умений по подготовке и посадке черенков смородины.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить учащихся с многообразием ягодных культур т.е. смородины.

- рассказать о практической значимости этого урока.

Коррекционно-развивающие:

- формировать навыки;

- расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых слов и терминов.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, через демонстрацию практической значимости.

- воспитывать навыки самостоятельной работы при проведении практической работы.


Оборудование и материалы: Посевной ящик, почва, посевные стаканчики, посевной инвентарь (совок, трамбовка, секатор), канцелярский нож, рабочие тетради, учебники по сельскохозяйственному труду.


Тип урока:

Приобретение новых практических знаний.

Ход урока.

Орг. момент.

1. Какие плодовые деревья вам известны? -Яблони, груши, вишня, слива идр.

2. Какие культурные ягодные кустарники вы знаете? - Смородина, крыжовник, малина, ежевика и др.

3.Для чего выращивают эти растения ? Для питания.

4. Какая польза от этих растений? - Плоды этих растений содержат большое количество витаминов, а витамины очень нужны организму. Содержание витаминов дает силы, бодрость, улучшает умственную работу и здоровье в целом. Большое количество витаминов содержится и в овощах, и по этому необходимо кушать овощи, фрукты, ягоды. Рацион вашей столовой подбирается с учетом полезности и важности различных продуктов для организма. Для этого специально разрабатывается меню, что бы организм получал самые различные вещества необходимые ему в нужном количестве.

4. В чем отличие кустарников , деревьев и травянистых растений? Деревья имеют один ствол и крону. Кустарники имеют множество стволов различного возраста, примерно одного размера. Травы имеют травянистые стебли.

Сегодня мы поговорим с вами о кустарнике смородина: ее пользе и способах размножения и выращивания.

Полезные свойства черной смородины.

Актуализация знаний учащихся, сообщение темы и цели урока.

Смородина – один из самых популярных кустарников, который садоводы выращивают на приусадебном участке. Эта ягода является “чемпионом” по содержанию в ней витамина “С”, а урожайность, при правильном уходе, составляет более 4 кг ягод с одного куста.

Подготовка посадочного материала

Для каждой разновидности этой культуры, будь то белая, красная или черная смородина, осеннее черенкование — один из самых успешных и продуктивных методов.

Стоит правильно заготовить черенки, чтобы в будущем получить обильно плодоносящие кустики. Делают это в несколько этапов:

  1. На здоровом и взрослом кусте (от трех лет) выбирают однолетние одревесневшие побеги. Срезают хорошо заточенным и стерильным секатором. Важно, чтобы они были без механических травм и повреждений болезнями, вредителями.

  2. Каждую ветку делят на сегменты длиной 25-30 см острым ножом. Секатором делать эту процедуру не рекомендуется, т.к этот инструмент сильно травмирует древесину, в результате чего снижаются шансы на укоренение.

  3. Верхушку каждой веточки срезают под прямым углом, снизу — на 50-60°С.

  4. Самую верхнюю и нижнюю часть веток не стоит использовать для размножения, поскольку они плохо укореняются.

Заготовка черенков Для размножения красной и черной смородины черенками заготовки берут с годовалого куста. Важно, чтобы они были здоровыми и без повреждений. Срезают веточки секатором из середины стебля, толщина каждой до 1 см. После острым ножом делят их на отдельные черенки по 20-25 см.

Черенки смородины

Заготовка черенков проводится по следующей схеме:

верхняя часть отрезается под углом 90 градусов;

снизу делают срез с углом 60 градусов;

берут именно середину ветки, т.к. она менее подвержена высыханию и отмиранию;

места срезов обрабатывают горячим воском, парафином или садовым варом, чтобы из саженца не уходила влага.


Способы укоренения черенков

  • Отводками

  • Зелеными или одревесневшими черенками

  • Делением


Правила заготовки черенков

Перед применением инструменты ошпаривают для дезинфекции. Используют острый секатор, чтобы срез побега был ровный, без повреждений. Иначе растение будет тратить силы на заживление ран, а не на укоренение.

Для размножения чёрной смородины осенью, желательно наблюдать трёх-пятилетний куст в летнее время. Это поможет найти нужные ветки, которые хорошо плодоносят и отличаются здоровым видом. Для этой цели хорошо подходят одревесневшие главные, прикорневые или боковые побеги с основанием в 1 – 1,5 см толщиной.

Сами черенки должны быть 5-7 мм в диаметре. Их оптимальная длина – 15-20 см с пятью почками на стебле. Считается, что лучшей приживаемостью обладают средние части побегов. Верхушки чувствительны к морозам, а нижняя часть растения хуже укореняется.

Побег делят так, чтобы над верхней и под нижней почками оставался ещё сантиметр ствола. С обеих сторон срез делается косой – под углом около 60°. Корни образуются в междоузлиях и под почками.

Если осень жаркая и солнечная, то черенкуют утром или вечером. В пасмурную погоду эту процедуру можно проводить в течение всего дня.


- Ребята, сегодня мы на практическом уроке научимся сажать черенки смородины, это ягодный кустарник смородина который мы проходили предыдущем уроке.


- Для практической работы нам понадобится секатор. Давайте проведем инструктаж по ТБ:

  • Работать в спецодежде;

  • проверить исправность инструмента;

  • проверить остроту лезвий;

  • проверить прочность крепления, если есть необходимость, то подтянуть;

  • проверить точность соединения плоскостей лезвий, на лезвие не должно быть зазубрин или волнистости;

  • проверить амортизацию пружины, она должна быть тугой;

  • проверить наличие и исправность замка, он помогает исключить повреждение кожи в процессе работы, также замок необходим для хранения инструмента.

  • по окончании работы очистить промасленной ветошью, закрыть замок, убрать на место.


Ход практической работы.

1. Подготовить почву под посадку черенков.

2. С помощью совка наполняем в посевной ящик заранее подготовленной почвой.

3. С помощью колышки наметим место посадки на стаканчиках.

4. Осмотрим заготовленные черенки смородины.

5. Выбираем для посадки здоровые растения с крупными почками.

6.Располагая готовые место под углом 45о, углубляем черенки так, чтобы над поверхностью почвы остались 1 – 2 почки. Чтобы почки не повредить, черенки сажаем в заранее сделанные отверстия.

7. После посадки уплотняем почву вокруг черенка и поливаем.


Физкультминутка.

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
  Улыбайся и садись.


Работа в тетради. (Учащиеся записывают тему и рисуют схематическое расположение черенка в почве).

Самостоятельно выполним задание в рабочей тетради.

 

Словарь: (черенок, секатор)


(Учащиеся записывают словарь)










Технологическая карта

Мероприятия

Варианты ответов

1.

Подготовка почвы

Подготовить почву под посадку.

С помощью совка наполняем в посевной ящик заранее подготовленной почвы.

2.

Нарезка черенков

Черенки должны быть 5-6 мм в диаметре. Оптимальная длина – 15-20 см с пятью почками на стебле.


3.

Посадка черенков

Располагая под углом 45°, углубить черенки так, чтобы над поверхностью почвы остались 1 - 2 почки.

После посадки уплотнить почву вокруг черенков. Разровнять и полить.

4.

Хранение черенков

После посадки черенков в парник, наблюдаем чтобы тепличка был укрыта пленкой. Следим от попадания прямых солнечных лучей.

5.

Уход за черенками

Поливаем юные побеги часто, следим, чтобы влажными была не только земля, но и само растение (проводим регулярное опрыскивание).


Учитель: Хором повторяем новые слова.

Итог: - В конце нашего урока, ребята, давайте еще раз вспомним ход работы, с которыми вы сегодня познакомились. (Учащиеся по очереди читают ход работы).

Домашнее задание. Прочитать стр: 158-159 с учебника.

Подведение итогов.

Комментарии, оценивание учеников и объявление оценок за работу. (Учащиеся слушают комментарии учителя, задают интересующие вопросы).

Урок окончен, всем спасибо.









Используемая литература:

1. «Сельскохозяйственный труд» автора Е.А. Ковалевой (Программы для 5 -9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.)

2. Сельскохозяйственный труд: учеб. Для 5 -7и 7-8 кл. спец (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева.—М.: Просвещение, 2007.

3.Рабочая тетрадь: Сельскохозяйственный труд 8а класс




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!