Мастер-класс «Повышение читательской грамотности обучающихся, через использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и занятиях в объединении «Теневой театр.»
/из опыта работы/
Шекспиру приписывают слова: "Весь мир-театр, а люди в нем актеры".
Попробуйте прокомментировать их.
Как вам кажется, есть ли нечто общее у театра и жизни?
Весь мир - театр, но порой страсти разыгрываемой в нём драмы превышает способности актёров... Есть. Например: дома с родителями ты лапусик-помпусик, весь такой прилежный и хороший ребенок. В школе надеваешь маску, даже 2. Одну для учителей - умничка/хулиган... Другую для одноклассников.
С близкими друзьями ты совсем другой. Как и наедине с собой. Некоторые так привыкают к маскам, что потом и сами не разберут... кем же являются на самом деле.
Мы постоянно меняемся, в зависимости от обстоятельств и "играем" разные роли. Чем не театр?
Когда Шекспир сравнивал жизнь с театром, он ещё не знал о цирке.
А если серьёзно, то так оно и есть.
Что наша жизнь? Игра!
Ну не совсем приписывают. В комедии "Как вам это понравится", во втором акте, сцене седьмой герой, которого зовут Жак, говорит:
Мир - театр;
В нем женщины, мужчины, все - актеры;
У каждого есть вход и выход свой,
И человек один и тот же роли
Различные играет в пьесе, где
Семь действий есть. Сначала он ребенок,
...и так далее. Если дочитаете этот монолог до конца, как раз увидите, что общего у театра и у жизни. С точки зрения шекспировского Жака. Это не обязательно точка зрения самого Шекспира.
Конечно, вся жизнь - игра для любого из нас. Играем роли, иногда совсем нам не подходящие...
Маленькие дети очень близки к искусству театра. Как радуются молодые мамы, когда их малыш показывает ежика, зайчика, козочку. Способность воображать себя кем-то иным, играть с преображенными вещами, наконец, повторять в играх виденное в кино, в театре или прочитанное в книгах - это свойство детства. Но в процессе взросления способность к творчеству затухает.
Где-то в первые годы школьной жизни в ребенке умирает актер-импровизатор, мим и танцор: кончается ролевая игра. Может быть исчерпывает себя, а может быть, (и это более вероятно) пресекается самими педагогами несколько преждевременно и излишне резко. И многие способности ребенка, которые расцвели в творческих играх, не находят дальнейшего развития в новых формах деятельности растущего человека, просто отбрасываются и даже искореняются как несоответствующие нуждам и критериям школьного обучения.
Проанализировав все, чем мы, педагоги, занимаемся в школе, я пришла к выводу, что чаще всего при обучении детей учителя опираются на память ребенка, заставляя его мыслить механически и гася его природную любознательность. Если и допускается в учебном процессе игра, то очень часто проводится она неверно, т.к. учитель свободно может нарушить её творческий ход, предупреждая во время игры об ошибках или указывая на них. Это происходит потому, что мы на первое место ставим дидактические задачи, передвинув на задний план воспитание чувств. Иными словами, у нас есть пресловутая программа и мы ее выполняем: дети читают тексты, диалоги, аудируют информацию разного рода, пишут письма на заданную тему, не отступая от моделей, предложенных учебником в качестве опоры. И нам, учителям, за всем этим, казалось бы, разнообразием методических техник и приемов не хватает времени на главное: узнать, а какие чувства вызывает у ребенка тот или иной текст, симпатизирует ли он персонажам прочитанной истории, какие слова лично он употребил бы в том или ином диалоге, какие струны души затронула прослушанная песня, какие эмоции вызвала она.
Сразу встают такие вопросы: Как научить ребенка мыслить творчески? Как сохранить любознательность ребенка? Как же использовать игру на уроке, чтобы вывести детей из пассивного состояния, в котором они у нас часто находятся; как пробудить их фантазию, воображение, творчество, интерес
Приведенному комплексу вопросов могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Отнесем к таковым уроки с элементами театрализации.
Именно театральная педагогика позволит сделать урок действенным, эффективным, а общение учителя и ученика живым, ибо мы учим детей общаться.
Все дети любят играть. Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Тогда я поставила перед собой задачу: - создать такие условия, чтобы ребёнок стал не пассивным слушателем на уроке, а активным участником и на уроках я стала применять различные приёмы театрализации. На инсценирование целых сказок времени на уроках конечно не хватает , поэтому я используя отрывки из произведений.
В своей работе я применяю такие виды театрализации:
-этюд
-выразительное чтение
-инсценировка;
-ролевая игра;
- кукольные постановки.
Начнем с вами с этюда- это сценическое упражнение импровизационного характера. Этюды бывают одиночные , парные, групповые. Мы на уроках используем словесные и бессловесные этюды.
Например: словесный этюд –
Упражнение: 1. Произнеси по разному словоДа (Удивленно, радостно, недовольно, вопросительно)
Упражнение: 2.Произнесите слово –Здравствуйте( радостно, строго,
Упражнение 3. Чтение маленьких стихотворений
Сказала тетя : - Фу, футбол! (с пренебрежением)
Сказала мама : - Фу, футбол! ( с отвращением)
Сестра сказала :- Ну, футбол! ( разочарованно)
А я ответил : - Во, футбол! (восторженно)
Возьмем бессловесный этюд- это может быть пантомима или упражнение импровизационного характера.
Например: изучая произведение Мамина-Сибиряка «Умнее всех» мы используем пантомиму и групповой этюд «Птичий двор».
Изучая произведения о природе, используем этюд «Заблудился в лесу», если произведения о цирке, то изображаем канатоходцев, акробатов, жонглеров(Например: Этюд «Жонглер».
Инсценировка, выразительное чтение, кукольная постановка, ролевая игра- это всё виды групповых этюдов. Дети очень любят инсценировать сказки, басни. Очень любят наряжаться в костюмы героев, использовать кукол.
Сегодня я хочу рассказать и показать, как сделать несложный, но в то же время интересный теневой театр.
Процесс изготовления кукол к любому сюжету, произведению очень прост. Никаких талантов здесь не требуется и дети справляются с этим без особых усилий
У нас есть ширма, изготовленная родителями. А также персонажи к различным сказкам, в изготовлении которых принимали участие дети и родители. Но в своей работе с теневым театром я не ограничилась традиционным его использованием. Мы применяем теневой театр и на уроках математики и русского языка, особенно когда заходим в затруднительную ситуацию
Я стараюсь показать через сказочные события ситуацию с разных сторон, предложить альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица, какого- либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Театр-экспромт. Автор: Морозова Светлана Александровна.
Сказка «Котёнок и щенок» Распределение ролей (одушевленные и неодушевленные: котенок, 2 сороки, бумажка, ветер, крылечко, солнце, забор ,петух, куры, щенок, и т.д.).
Сегодня котенок впервые вышел из дома. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая, котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил собаку по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котенка с улицей.
Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным.
Театр-экспромт. Сказка.
В сказочном лесу жили папа-заяц, мама-зайчиха, и маленький зайчонок. Жили они в уютном маленьком домике, и зайчонку было хорошо и совсем не страшно рядом с мамой папой, которые все время заботились о нем.
Но однажды папе пришлось уехать в командировку. А у мамы было много дел. Зайчонку не хотелось оставаться одному и он все время ходил за мамой-зайчихой. Мама уговаривала зайчонка поиграть с другими зайчатами, которые резвились на полянке. Но зайчонок не соглашался отходить далеко от мамы т. к. очень боялся.
Как-то раз, когда зайчиха полола морковку, зайчонок наблюдал за ней в окно. Рядом на полянке продолжали резвиться зайчата.
- Эй, зайчонок, иди к нам, у нас так весело! – кричали ему с полянки.
И зайчонок решился и вышел с ними играть. Да так заигрался, что не заметил как прошло время. За ним пришла мама и похвалила его за самостоятельность. Ему это понравилось.
С тех пор зайчонок каждый день приходил на полянку играть с другими зайчатами.
Он понял как это интересно и увлекательно и совсем не страшно.
«Репка»
Участвуют: ведущий, дед, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка.
/дети в зале хором говорят «Тянем-потянем , вытянуть не можем и считают героев, тянущих репку/
Ведущий. Репку дед посадил, он старался что есть сил. Репка выросла на диво! Так вкусна и так красива!
Дед тянет репку./Все: «Тянет-потянет, вытянуть не может. ИИИИ раз!/
Дед. Надо бабку надо бы позвать. Ну – ка бабка не ленись и за мною становись.
Бабка и дед тянут репку. /Все: «Тянут-потянут, вытянуть не могут. ИИИИ раз ИИИИ два!/
Бабка. Надо внучку бы позвать, так нам репку не сорвать! Очень выросла большая и тяжёлая какая!
Ведущий. Стали внучку вместе звать, а потом тянуть опять.
Все: «Тянут-потянут, вытянуть не могут. И раз И два И три!/
Внучка. Нет, не справимся опять, нашу Жучку надо звать. Ну – кА, Жучка, не ленись, не ленись, за подол скорей берись!
Ведущий. Жучка к внучке подбежала и за юбку тянуть стала.
Все: «Тянут-потянут, вытянуть не могут. И раз И два И три И четыре!/
Только репка всё на месте, нет, не вытянуть им вместе!
Жучка. Гав – гав – гав, что за беда? Нужно Мурку звать тогда!
Ведущий. Тут и Мурка подоспела, и они взялись за дело!
Все: «Тянут-потянут, вытянуть не могут. И раз И два И три И четыре И пять!/
Тянут славно, но беда: ни туда и ни сюда!
Мурка. Кликнуть мышку не мешало б, только вот тут бежала!
Все вместе. Мышка, мышка не ленись, с нами вместе потрудись!
Мышка. Потрудиться я бы рада, а какая ждёт награда?
Мурка. Репки маленький кусочек ты получишь, мой дружочек.
Ведущий. Станем вместе, скажем «ух».
Все: «Тянут-потянут, вытянуть не могут. И раз И два И три И четыре И пять И шесть!/
Вытащили репку вдруг. И весёлый хоровод возле репки тут пойдёт.