Мастер-класс Дифференциация процесса обучения на уроках биологии
Мадифурова Рауза Мансуровна
учитель биологии
МБОУ Татарско – Шмалакской
средней школы
Национальный проект «Наша новая школа» ставит перед школой задачу :
формирование важнейших качеств личности
- инициативность,
- способность творчески мыслить,
- находить нестандартные решения,
раскрывать способности каждого ученика
развивать систему поддержки талантливых детей
что заставляет школу переходить на индивидуализацию
процессов образования .
Индивидуализация образования может осуществляться через :
- и ндивидуальный подход,
- личностно- ориентированные технологии,
- дифференцированный подход,
которые предполагают идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Термин “ уровневая дифференциация ” вошёл в педагогический лексикон недавно, взамен термина “внутренняя дифференциация”, что обусловлено некоторыми особенностями нового подхода.
- Традиционно дифференцированный подход основывался на психолого-педагогических различиях обучаемых, при этом конечные цели обучения остаются едиными для всех обучаемых, а для многих заведомо непосильными.
- Сущность дифференциации состояла в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех обучаемых к одинаковому овладению программой. А эта задача не всегда разрешима.
- Необходимо также отметить отсутствие адекватных механизмов дифференцированного подхода в традиционном его понимании, которые позволяли бы объективно формировать группы обучаемых в зависимости от особенностей их развития и психики.
Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения.
Принципы уровневой дифференциации:
- выделение уровня обязательной подготовки ,
- формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом,
- учитывая свои способности, интересы, потребности, учащийся получает право, и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою нагрузку при обучении.
Условия, необходимые для эффективного осуществления уровневой дифференциации
Первое - выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности.
Второе – уровень, на котором ведётся преподавание должен быть в целом существенно выше, чем уровень усвоения материала. Каждый ученик должен пройти через полноценный процесс обучения. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше. Предлагая, одинаковый объём материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.
Третье - в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении учащихся по уровням. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований тем ученикам, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход.
Четвертое – добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.
Плюсы уровневой дифференциации :
- сама структура класса требует применение дифференциации в процессе обучения;
- при использовании уровневой дифференциации в обучении, ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;
- дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету;
- дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность ученика;
- уровневая дифференциация даёт возможность успевающим ученикам развивать свои способности в предмете;
- использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
- уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.
В рамках индивидуального, дифференцированного и личностно- ориентированные подхода, разработала и использую
- ряд индивидуальных карт обучения учащихся: индивидуальных планы продвижения в предмете (биология) на четверть, год,
- индивидуальные карты продвижения в предмете по темам,
- тематические карты диагностики и мониторинга.
Их особенность - они содержат кроме минимальных требований по теме, ряд необязательных дополнительных заданий по выбору ученика. Это позволяет ученику задавать свою планку продвижения в предмете.
Практика показывает желание многих учеников осваивать содержание предмета сверх минимальных требованиях госстандарта, а ученики с ослабленным здоровьем могут дифференцировать уровень трудности заданий.
Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной работе
- работа в парах, групповая, коллективная, с разноуровневыми творческими заданиями,
- разноуровневые и индивидуальные домашние задания.
Дифференцированный подход во внеурочной работе
- предлагаются формы работы по выбору:
- работа с интернетом,
- подготовка компьютерных
презентаций,
- домашний эксперимент,
- разработка собственных
проектов для школьной научно-
практической конференции,
- экскурсионная программа,
- участие в разнообразных
конкурсах и олимпиадах
городского, областного и
регионального уровня,
Технология трехуровневой дифференциации.
- «Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания», - это мнение профессора В. В. Гузеева, который предложил и обосновал трехуровневую дифференциацию.
Задания
- Первый уровень -минимальный ( minimal ). Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся (знание). За выполнение такого задания они получают отметку «3».
- Второй уровень - понимания и творчества. Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания учащиеся получают отметку «4», поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и, соответственно, уровень заданий называют общим ( general ).
- Третий уровень - продвинутый ( edvands ). Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой «5».
Сделайте свой выбор в выполнении заданий.
Всего выполнить не менее 5 заданий
На оценку:
- «3» - если выполнены только задания уровня 1,
- «4» - если выполнены задания уровня 1 и 2,
- «5» - если выполнены задания уровня 1, 2 и 3,
Интеллектуальные (инструментальные) умения
- Сопоставлять объекты , включая природные объекты, процессы, явления
- Сравнивать
- Структурировать объект
- Анализировать
- Обобщать
- Классифицировать
- Систематизировать
- Моделировать
- Оценивать
???? !
Информационные (ориентировочные ) умения
- Умение составлять план текста
- Умение работать с таблицами, графиками, диаграммами
- Умение работать со справочной литературой
- Умение составить тезисы выступления, конспект
- Умение использовать компьютерные технологии
Организационные (базовые) умения
- Умение принимать или самостоятельно ставить цель
- Умение планировать деятельность
- Умение работать в определенном темпе
- Умение осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию деятельности
Коммуникативные (показательные ) умения
- Описывать те или иные процессы и явления
- Объяснять те или иные события, явления, процессы
- Участвовать в беседе, диспуте, обсуждении; вести дискуссию, диалог
- Умение составлять деловые тексты обращения, заявления, резолюции
Компетентности обучающегося по биологии.
- Интеллектуальная компетентность:
- Способность работать с биологической информацией разного типа;
2. Умение применять биологические знания в нестандартных ситуациях;
3. Владение навыками добывания новых знаний;
4. Развитие познавательных процессов.
- Личностная компетентность:
5. Желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность;
6. Возможность «добровольного» и осознанного выбора будущей профессии (медико-биологический или химико-биологический профиль).
Компетентности обучающегося по биологии .
- Креативная компетентность:
11. Способность конструировать свою деятельность от постановки целей до получения результата;
12. Умение самостоятельно строить алгоритм для решения биологических задач;
13. Способность любую учебную задачу решать творчески и желание отказываться от образца.
Литература
- Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. — М.: НИИВО, 1994.
- Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. № 10. 2003.
- Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. — Самара, 2001.
- Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995.
- Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М., 1994.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика. 1990. № 8.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М., 1989 .
Литература
- Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. — М., 2002. (англ. 1984).
- Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003.
- Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук — М., 2002.
- Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm
- Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на урке и во внеурочной деятельности
- Алексеев С.В., Методология компетентностного подхода в системе экологического образования ФЕДЕРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Alekseev _ sv 2004@ mail . ru
- Дозморова Е.В Компетентностный подход. компьютерная презентация ТОИПКРО
- Коноплева Юлия Владимировна Особенности уровневой дифференциации,