СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс _Приемы деления учащихся на группы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс _Приемы деления учащихся на группы»


Мастер-класс «Приёмы деления учащихся на группы»

Гумарова Марина Николаевна

заместитель директора по УВР, учитель технологии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»

Мари-Турекского района Республики Марий Эл


Аннотация. Мастер-класс предназначен для педагогов образовательных учреждений. Рассмотрены приемы деления учащихся на группы. Даны рекомендации по решению проблем при организации групповой работы на уроках.

Цель: повышение эффективности проведения урока с использованием группой работы.

Ключевые слова: деление на группы, SMART бейдж.


В своей профессиональной деятельности каждый педагог использует различные технологии и приемы обучения, где необходимо делить учащихся на группы, и очень часто мы сталкиваемся с проблемой, как правильно разделить детей, чтобы работа была плодотворной и эффективной.

Существует огромное количество способов деления учащихся на группы.

Группы можно разделить:

- по уровню успеваемости (группы сильных учеников выполняют более сложные задания, слабые ученики – простые задания);

- группы с разноуровневыми учениками (при выполнении заданий сильные ученики будут обучать более слабых);

- группы, сформированные случайным образом (деление по алфавиту, но порядковому номеру в журнале, по рядам, партам и т.д.).

При групповой работе необходимо соблюдать основные этапы групповой работы:

1 этап. Группы и роли – на данном этапе происходит деление на группы и распределение ролей, роли распределяет учитель или сами ученики.

2 этап. Актуализация – учащимся объясняются задания и ставятся цели. 

3 этап. Работа с заданием – группы выполняют задание. На данном этапе каждый участник должен изложить свою позицию, происходит обсуждение и делается общий вывод.

4 этап. Презентация результатов работы – группы отчитываются о проделанной работе.

5 этап. Подведение итогов – происходит обсуждение результатов работы, разбор ошибок.

6 этап. Самооценка – учащиеся оценивают работу группы в целом и себя лично.

Рассмотрим 1 этап групповой работы это – деление на группы.

Хотелось бы поделиться интересным способом деления на группы, который я использую в своей работе – это смарт-бейдж (умный бейдж).

Методику изготовления смарт-бейджиков предложил тренер центра педагогического мастерства Казахстана Тлеуов Кайрат для работы с курсантами-учителями. Данную методику я взяла за основу в своей работе.

Работу по созданию смарт-бейджиков начинаем с таблицы-помощника (таблица 1).

Таблица 1 – Таблица - помощник «SMART бейдж»

ФИО

в списке

Деление на 2 группы

Деление на 3 группы

Деление на 4 группы

Деление

SMART

Деление

GROV

Елена

1

IІ

I

IV

S

G

Татьяна

2

IІ

III

II

R

R

Аня

3

I

II

I

T

G

Тая

4

IІ

I

IV

V

V

Наталья

5

I

III

II

S

G

Маша

6

IІ

I

III

T

O

Ольга

7

IІ

III

I

A

R

Юлия

8

I

II

III

T

V

Алина

9

I

II

IV

R

O

Ирина

10

IІ

III

I

A

V

Настя

11

I

I

II

T

O

Полина

12

I

II

III

M

R


1 столбик - ФИ учащихся;

2 столбик - порядковый номер по журналу, который можно использовать для деления, например, список пополам, четные, нечетные;

3 столбик (желтый) - № команды при делении класса на 2 группы;

4 столбик (зеленый) - № команды при делении класса на 3 группы;

5 столбик (розовый) - № команды при делении на 4 группы.

Следующие два столбика (голубой и оранжевый) – это деление с учетом определенных образовательных целей.

6 столбик (голубой) - деление на группы по буквам слова SMART;

7 столбик (оранжевый) - деление на группы по буквам слова GROW.

Все деления продумываются заранее, учитывая особенности детей. Затем эти данные переносятся на индивидуальные SMART бейджи детей.

На рисунке 1 изображен SMART бейдж, который я использую на уроках и мероприятиях.






Рисунок 1 – SMART бейдж


Например, возьмем ученицу Елену – она первая по списку, при делении на 2 группы (желтый квадратик) она идет во вторую группу и т.д.

С помощью таких SMART бейджей учащиеся класса поделены на группы на весь учебный год.

Смарт-бейджик (умный бейджик) может быть более простым или сложным, каждый учитель адаптирует его под себя и класс.

Бесспорно, групповые формы работы на уроке помогают развитию у учащихся коммуникативных умений, умений работать в группе, учат выслушивать чужое мнение и высказывать своё. Но, как педагог, так и ученик должны быть готовы к групповой работе. Учителю необходимо тщательно изучить теоретический материал по данной теме, подумать на каком этапе урока он будет использовать групповую форму работы, разработать интересные задания. Учащимся необходимо предварительно познакомится с правилами групповой работы.

Сегодня я показала вам, один из способов как можно осуществить 1 этап групповой работы – деление на группы. От того как он удастся, зависит успех всей запланированной деятельности.


Литература

Интернет источники

  1. 17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно [электронный ресурс http://pedsovet.su/publ/70-1-0-5488] (дата обращения ноябрь 2019г)

  2. Деление на группы методическая разработка на тему "Варианты деления отряда на команды. Как поделить детей на группы на уроке» [электронный ресурс https://emou.ru/food/delenie-na-gruppy-metodicheskaya-razrabotka-na-temu-metodicheskaya/] (дата обращения ноябрь 2019г)



5