СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Приемы метапредметности на уроках химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметность  подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Приемы метапредметности на уроках химии»»

Дынженова Галина Дашадоржиевна

Учитель химии

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов»

г. Улан-Удэ

Мастер-класс

Приемы метапредметности на уроках химии

1.Настрой

Учитель:Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам настроится на рабочую волну. Все встаем и повторяем за мной все движения!

Слова

Действия

Метапредметное обучение в наши – то годы?

Взявшись за голову, покачали головой

Метапредметность. А что это такое?

Пожимаем плечами

А кто знает что такое метапредметность?

Повернули голову назад, направо, налево.

А пробовали писать конспект метапредметного урока?

Встряхнули правой рукой.

А видели ли метапредметные уроки?

Покачали головой.

А есть у кого – то желание узнать больше о метапредметном уроке?

Поднять руку.

Возьмёмся за дело!

Потёрли руки. Хлопок в ладоши!



Спасибо, коллеги! Прошу садиться. Сегодня с вами поделюсь некоторыми приемами метапредметности на уроках химии

Вашему вниманию, предлагаю несколько слайдов, по которым догадаетесь, о чем пойдет речь далее.

показ слайдов

Совершенно верно-это проблема, кариес! В исследованиях, проведенных учеными разных стран, установлено, что кариес зубов очень быстро стал распространяться с XVII века. Это связывают с изменением окружающей среды, социальными условиями жизни и характером питания. В настоящее время кариес зубов является самым распространенным заболеванием человека.

Пожалуйста, скажите из-за чего появляется кариес?

Ответы участников мастер-класса

Подсказки:

- в древние времена люди, ЕЮ защищались, отпугивая злых духов;

- смачивали больные места и раны;

наносили на руки перед началом любой тяжелой работы  и даже перед схваткой с врагами, поскольку считали, что  ОНА придавала сил.

В современном  мире, благодаря новым технологиям, через НЕЕ  научились определять различные инфекции организма, что помогает выявить болезни на ранней стадии развития.

Плевать я на это хотел!- говорят иногда наши соотечественники и даже не отдают себе отчет, на сколько драгоценная жидкость-слюна.

Мы с вами выясним как слюна может быть причиной появления кариеса. И как сделать так, чтобы слюна была здоровой и активной

(Слайд) Откуда берётся слюна? (Её выделяют три пары слюнных желёз: подъязычные, поднижнечелюстные, околоушные).

(Слайд) Слюна – это слабощелочная жидкость, состоящая, главным образом, из

воды, небольшого количества минеральных солей, слизи, ферментов.

Главная функция слюны состоит в увлажнение сухой пищи, облегчающем её проглатывание. Однако, в ротовой полости происходит ещё и расщепление пищи.
Как вы думаете, за счёт чего? (За счёт ферментов).
– Ферменты слюны участвуют в этом процессе. Особенно, важное значение имеет амилаза. Что вам известно про этот фермент? (Амилаза расщепляет крахмал до глюкозы. В том, что в слюне содержится амилаза легко убедиться опытным путём.)

2.Проведение опыта – действие на крахмал.

Действие слюны на крахмал

(Слайд)Порядок работы:

  • Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду. С этой целью в чашку Петри налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5%-й спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

  • Смочите гигиеническую ватную палочку слюной и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленной ткани.

  • Зажмите ткань в ладони на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

  •  Наблюдайте, как окрасился кусочек ткани. Объясните результаты опыта.

Результат опыта (Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.)

Действие воды на крахмал

(На слайде )Смочите гигиеническую ватную палочку водой и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленной ткани.

  • Зажмите ткань в ладони на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

  •  Наблюдайте, как окрасился кусочек ткани. Объясните результаты опыта.

Результат опыта (Вода не расщепляет крахмал)

Действие слюны, курящего человека на крахмал

(На слайде) Смочите гигиеническую ватную палочку слюной, курящего человека и напишите ею букву в середине кусочка накрахмаленной ткани.

  • Зажмите ткань в ладони на 2-3 минуты, а затем опустите в раствор йода.

 Наблюдайте, как окрасился кусочек ткани. Объясните результаты опыта.

Результат опыта (Буква слабо видна, так как никотин вызывает сухость во рту. Вырабатывается мало слюны).

3.Представление полученных результатов.

Учителя озвучивают, что у них получилось в результате проведения опытов.




3.Проведение опыта – определение рН слюны.

Современные учёные доказали, что  одно из важных свойств слюны - это поддержание в ротовой полости необходимого уровня кислотности.

Слюна имеет слабощелочную реакцию, в норме 6,8-7,2.(слайд)

На ваших столах в лотках находятся универсальные индикаторные бумажки при помощи которых можете определить среду слюны. Для начало вызовем слюноотделение( слайд – лимон)

Теперь возьмите индикаторные бумажки и 2-3 сек подержите во рту. Сравнить полученную окраску со шкалой ( слайд)

Сдвиг рН в кислую сторону способствует развитию кариеса. Сдвиг рН в щелочную сторону может сопровождаться образованием зубного камня.

4. Работа по группам

Работаем по группам. 3 группы. Инструкции на столах. На работу в группах дается 7 минут Приступайте к выполнению. Не забудьте, что, кроме решения проблемы, вам необходимо проанализировать результаты опытов и сделать вывод.



Вывод:  Если принимать углеводы периодически в течение дня, то pH в течение длительного времени будет низким. Углеводы будут превращаться кислоту, которая разъедает эмаль. Это приведет к кариесу.

5.Рефлексия. Упражнение ДЖЕФФА

Используя  упражнение Джеффа,  подведем итог нашей работе, оценку семинара.

Инструкция  ведущего для участников: "Сейчас я буду произносить некие спорные утверждения  и предлагаю каждому из Вас высказать свое отношение к ним. Если Вы согласны с утверждением, которое я произношу, то встаете под табличку "ДА", если не согласны - под табличку "НЕТ", если для Вас ближе ответ "МОЖЕТ БЫТЬ", то встаете под среднюю табличку».

Запрет: участники не имеют права спорить. Они высказывают только своё мнение.

 Три таблички расположены в трех частях комнаты, на них написано:

«ДА»       «НЕТ»       «МОЖЕТ БЫТЬ»

Вопросы:

  1. Сегодняшний семинар был мне полезен. Получены ответы на вопросы, сформулированные в начале семинара.

  2.  Информация, полученная на семинаре, требует осмысления. Буду изучать проблему.

  3. Форма проведения семинара способствовали взаимодействию, сотрудничеству.

  4. Проблема метапредметного подхода не существует.

Педагоги перемещаются в ту часть зала и к той табличке,  с которой они согласны. А потом каждый из них может высказать свое мнение, почему он выбрал именно эту табличку.





Спасибо за участие и внимание!









Приложения

Группа: Молочные и молочно-кислые продукты

Овощи с большим содержанием крахмала:

Хрустящий картофель (чипсы), картофель фри картофельные крокеты ,сырой картофель ,вареный картофель ,хрен ,имбирь .

Продукты с низким содержанием крахмала:

Чеснок , тыква, горох, артишок, кольраби, цикорий, спаржа, капуста, грибы, эндивий, зеленый и красный перец, петрушка, редис, шпинат, пастернак.

Oвощи и растения, не содержащие крахмал: 
Лук, кервель, огурец, корнишон, брюква, портулак, турнепс, ревень, красная капуста, белая капуста, козлобородник, салат-латук, брюссельская капуста, помидоры, кресс-салат, валерианица овощная, укроп, кресс водяной, баклажан, цветная капуста, брокколи, морковь, шнитт-лук, одуванчик, крапива, лук-порей, лук-шалот, щавель.

«Обнаружение крахмала в различных продуктах»

Определите, содержится ли крахмал в продуктах. Для этого необходимо использовать спиртовую настойку йода. С помощью пипетки добавьте несколько капель йода на исследуемый продукт. Наличие крахмала в продукте отмечается появлением сине-фиолетового окрашивания при добавлении иода.

Результаты исследования занесите в таблицу «Обнаружение содержания крахмала в продуктах»:

Название

Изменение окраски

Содержание крахмала

Сыр плавленый «Голандский»



Сырок творожный



Майонез «Провансаль»



Выводы:



















Группа: Крупы и хлебобулочные изделия

Овощи с большим содержанием крахмала:

Хрустящий картофель (чипсы), картофель фри картофельные крокеты ,сырой картофель ,вареный картофель ,хрен ,имбирь .

Продукты с низким содержанием крахмала:

Чеснок , тыква, горох, артишок, кольраби, цикорий, спаржа, капуста, грибы, эндивий, зеленый и красный перец, петрушка, редис, шпинат, пастернак.

Oвощи и растения, не содержащие крахмал: 
Лук, кервель, огурец, корнишон, брюква, портулак, турнепс, ревень, красная капуста, белая капуста, козлобородник, салат-латук, брюссельская капуста, помидоры, кресс-салат, валерианица овощная, укроп, кресс водяной, баклажан, цветная капуста, брокколи, морковь, шнитт-лук, одуванчик, крапива, лук-порей, лук-шалот, щавель.



«Обнаружение крахмала в различных продуктах»

Определите, содержится ли крахмал в продуктах. Для этого необходимо использовать спиртовую настойку йода. С помощью пипетки добавьте несколько капель йода на исследуемый продукт. Наличие крахмала в продукте отмечается появлением сине-фиолетового окрашивания при добавлении иода.

Результаты исследования занесите в таблицу «Обнаружение содержания крахмала в продуктах»:



Название

Изменение окраски

Содержание крахмала

Хлеб белый



Рис



Шоколад с орехами





Выводы:

















Группа: Фрукты и овощи

«Обнаружение крахмала в различных продуктах»

Овощи с большим содержанием крахмала:

Хрустящий картофель (чипсы), картофель фри картофельные крокеты ,сырой картофель ,вареный картофель ,хрен ,имбирь .

Продукты с низким содержанием крахмала:

Чеснок , тыква, горох, артишок, кольраби, цикорий, спаржа, капуста, грибы, эндивий, зеленый и красный перец, петрушка, редис, шпинат, пастернак.

Oвощи и растения, не содержащие крахмал: 
Лук, кервель, огурец, корнишон, брюква, портулак, турнепс, ревень, красная капуста, белая капуста, козлобородник, салат-латук, брюссельская капуста, помидоры, кресс-салат, валерианица овощная, укроп, кресс водяной, баклажан, цветная капуста, брокколи, морковь, шнитт-лук, одуванчик, крапива, лук-порей, лук-шалот, щавель.



Определите, содержится ли крахмал в продуктах. Для этого необходимо использовать спиртовую настойку йода. С помощью пипетки добавьте несколько капель йода на исследуемый продукт. Наличие крахмала в продукте отмечается появлением сине-фиолетового окрашивания при добавлении иода.

Результаты исследования занесите в таблицу «Обнаружение содержания крахмала в продуктах»:



Название

Изменение окраски

Содержание крахмала

Чеснок



Огурец



Чипсы



Яблоко



Банан





Выводы: