СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс "Приемы работы над словарными словами в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс "Приемы работы над словарными словами в начальной школе"»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ i КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МОУ СОШ №15 г . АЗОВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  НИКИШИНОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МАСТЕР-КЛАСС

УЧИТЕЛЯ i КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МОУ СОШ №15 г . АЗОВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НИКИШИНОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
  • 2. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
  • 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ
  • 4. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
  • 4.1. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
  • 4.1. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
  • 4.1.1. «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» 4.1.2. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.1.3. «АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ» 4.2. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.3. РАЗВИВАЙ-КА. 4.3.1. «АНАЛОГИИ» 4.3.2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» 4.3.3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 4.3.4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» 4.3.5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 4.4. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
  • 4.1.1. «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» 4.1.2. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.1.3. «АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ»
  • 4.1.1. «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»
  • 4.1.2. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК
  • 4.1.3. «АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ»
  • 4.2. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК
  • 4.3. РАЗВИВАЙ-КА. 4.3.1. «АНАЛОГИИ» 4.3.2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» 4.3.3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 4.3.4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» 4.3.5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
  • 4.3.1. «АНАЛОГИИ»
  • 4.3.2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ»
  • 4.3.3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
  • 4.3.4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ»
  • 4.3.5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
  • 4.4. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
  • 5. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
  • 6. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА
  • 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та , которая словами, Как людьми, населена.   Правит ими государь  По прозванию Словарь  И относится он к ним  Словно к подданным своим.  Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та , которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

«…НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ 30-35% ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОВЕРЯЕМЫМ. ЭТИ ЦИФРЫ ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ РАБОТЫ С ТАКИМИ СЛОВАМИ.» О.Н.ЛЕВУШКИНА

«…НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ 30-35% ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОВЕРЯЕМЫМ. ЭТИ ЦИФРЫ ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ РАБОТЫ С ТАКИМИ СЛОВАМИ.»

О.Н.ЛЕВУШКИНА

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ  Задачи констатирующего эксперимента:  выявление уровня орфографической грамотности учащихся в работе над словарными словами; установление основных причин орфографических ошибок.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Задачи констатирующего эксперимента:

  • выявление уровня орфографической грамотности учащихся в работе над словарными словами;
  • установление основных причин орфографических ошибок.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ Место проведения: МОУ СОШ №15 г.Азова Дата проведения: 23 ноября 2013г. Объем: 15 словарных слов Количество учащихся: 20 человек  Словарно-орфографическая работа, предшествующая данному срезу, была ориентирована на механический способ запоминания. Написали без ошибок Допустили 3 человека -15% 1 ошибку 3 человека – 15 % 2 ошибки 6 человек – 30% 3 и более ошибок 8 человек – 40 %

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

  • Место проведения: МОУ СОШ №15 г.Азова
  • Дата проведения: 23 ноября 2013г.
  • Объем: 15 словарных слов
  • Количество учащихся: 20 человек

Словарно-орфографическая работа, предшествующая данному срезу, была ориентирована на механический способ запоминания.

Написали без ошибок

Допустили

3 человека -15%

1 ошибку

3 человека – 15 %

2 ошибки

6 человек – 30%

3 и более ошибок

8 человек – 40 %

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ   работа над словарными словами носит, как правило, бессистемный характер; задания преимущественно механического способа запоминания, исключающие опору на мыслительную деятельность и различные виды памяти.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ

  • работа над словарными словами носит, как правило, бессистемный характер;
  • задания преимущественно механического способа запоминания, исключающие опору на мыслительную деятельность и различные виды памяти.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Мнемонические приемы запоминания облегчают запоминания внешнего облика «трудных» букв путем образования ассоциаций. Требования к мнемотехнике: ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-либо общим признаком: цветом, формой, действием, звучанием и т.д.; иметь не вызывающие сомнения буквы, «опасные» в словарном слове.

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

  • Мнемонические приемы запоминания облегчают запоминания внешнего облика «трудных» букв путем образования ассоциаций.
  • Требования к мнемотехнике:
  • ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-либо общим признаком: цветом, формой, действием, звучанием и т.д.;
  • иметь не вызывающие сомнения буквы, «опасные» в словарном слове.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ С ОПОРОЙ НА АССОЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ

ВИДЫ ЗАДАНИЙ С ОПОРОЙ НА АССОЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ

«ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» «Графические ассоциации» (рисунки-образы) – зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы.  Слово трудное попалось – Это, братцы, не беда. Нарисуем в слове букву – Не забудем никогда.

«ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»

  • «Графические ассоциации» (рисунки-образы) – зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы.

Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда.

Х ЗЯЙСТВ В КРУГ К ЛЕСО

Х ЗЯЙСТВ

В КРУГ

К ЛЕСО

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении: КОС тя пришел в КОС тюме. ПА па носит ПА льто. Меб ЕЛ ь из ЕЛ и. Я вышел на у ЛИЦ у и увидел много ЛИЦ .

«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ»

  • Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении:
  • КОС тя пришел в КОС тюме.
  • ПА па носит ПА льто.
  • Меб ЕЛ ь из ЕЛ и.
  • Я вышел на у ЛИЦ у и увидел много ЛИЦ .
«Маленькие кроссворды»- использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму. П Р З Х А Н Е Т А Р О МАТ Х Л О Д М О РОЗ Х В С Т С О БАКА

«Маленькие кроссворды»- использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму.

П

Р

З

Х

А

Н

Е

Т

А Р О МАТ

Х

Л

О

Д

М О РОЗ

Х

В

С

Т

С О БАКА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Придумайте фонетическую ассоциацию к словам: зд о ровье уч е ник в а с и лёк м а шина

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  • Придумайте фонетическую ассоциацию к словам:
  • зд о ровье
  • уч е ник
  • в а с и лёк
  • м а шина
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ЗД О РОВЬЕ - ЭТО ЗД Ó РОВО. УЧ Е НИК – УЧ É НИЕ В А СИЛЁК СОРВАЛИ В Á СЯ И ВАС И ЛИЙ. У М Á ШИ ЕСТЬ М А ШИНА.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

  • ЗД О РОВЬЕ - ЭТО ЗД Ó РОВО.
  • УЧ Е НИК – УЧ É НИЕ
  • В А СИЛЁК СОРВАЛИ В Á СЯ И ВАС И ЛИЙ.
  • У М Á ШИ ЕСТЬ М А ШИНА.
«АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ» Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей. ЗАДАНИЕ:  Дана цепочка слов:  УЧИТЕЛЬ  КЛАСС  УЧЕНИКИ  АЛЬБОМ   ПЕНАЛ  КАРАНДАШ  ХОРОШО  РЕБЯТА   РИСОВАТЬ Необходимо составить связный рассказ, сюжет которого разворачивается от слова к слову, можно с использованием рисунков и аппликаций. Дети на уроке выступают в роли учителя. «Учитель» предлагает озвучить его мультфильм, записать на доске словарные слова, которые встречаются в рассказе, выделяя опасные буквы. Выслушав ученика, «учитель» читает свой вариант.

«АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ»

  • Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей.
  • ЗАДАНИЕ:

Дана цепочка слов:

УЧИТЕЛЬ КЛАСС УЧЕНИКИ АЛЬБОМ

ПЕНАЛ КАРАНДАШ ХОРОШО РЕБЯТА

РИСОВАТЬ

  • Необходимо составить связный рассказ, сюжет которого разворачивается от слова к слову, можно с использованием рисунков и аппликаций.
  • Дети на уроке выступают в роли учителя. «Учитель» предлагает озвучить его мультфильм, записать на доске словарные слова, которые встречаются в рассказе, выделяя опасные буквы. Выслушав ученика, «учитель» читает свой вариант.
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК  Система работы со словарными словами с опорой на этимологию: формирует умение объяснять значения и правописание слов с опорой на происхождение; развивает логическое мышление; активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес к языку.

«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК

Система работы со словарными словами с опорой на этимологию:

  • формирует умение объяснять значения и правописание слов с опорой на происхождение;
  • развивает логическое мышление;
  • активизирует познавательные процессы;
  • воспитывает интерес к языку.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  с опорой на этимологию слов  1. Отгадайте загадки:  Она весну встречает, сережки надевает. По платьицу в полоску ты узнаешь… БЕРЕЗКУ  2. Б Е РЁЗА  Как вы думаете, почему дерево так назвали?  Это слово восходит к корню, обозначающему белый цвет. Кора берёзы носит название, связанное с тем же корнем: береста.  3. Подберем однокоренные слова к слову БЕРЁЗА.  Берёзовый, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк.  4. Восстановим пословицу:  И у … слезки текут, когда с нее … дерут.  5. Найдем ассоциативный образ к слову береза:  Бе реза – бе лая береза  БЕРЁЗКИ КОРУ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ с опорой на этимологию слов

1. Отгадайте загадки:

Она весну встречает, сережки надевает.

По платьицу в полоску ты узнаешь…

БЕРЕЗКУ

2. Б Е РЁЗА

Как вы думаете, почему дерево так назвали?

Это слово восходит к корню, обозначающему белый цвет. Кора берёзы носит название, связанное с тем же корнем: береста.

3. Подберем однокоренные слова к слову БЕРЁЗА.

Берёзовый, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк.

4. Восстановим пословицу:

И у … слезки текут, когда с нее … дерут.

5. Найдем ассоциативный образ к слову береза:

Бе реза – бе лая береза

БЕРЁЗКИ

КОРУ

«МУДРЫЙ СЛОВАРИК» Использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов помогает обогащать словарный запас детей, носит воспитательное значение. Можно использовать пословицы, фразеологизмы и в работе над правописанием словарных слов.

«МУДРЫЙ СЛОВАРИК»

  • Использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов помогает обогащать словарный запас детей, носит воспитательное значение. Можно использовать пословицы, фразеологизмы и в работе над правописанием словарных слов.
Например, предлагаю задание: Допиши подходящие по смыслу словарные слова:  Как об стенку …   Береги нос в большой …    Живут как кошка с … 2. В какой пословице или поговорке есть данное слово:  А) железо  Б) язык  В) воробей 3. «Слово потерялось» Прочитай скороговорку, дополни ее словарным словом. Выпиши это словарное слово. Подчеркни «трудные» буквы.  А) Ёжику нужен жук на …  Б) Цыплята и курица пьют чай на … ГОРОХ МОРОЗ СОБАКОЙ КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО. ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ. УЖИН УЛИЦЕ

Например, предлагаю задание:

  • Допиши подходящие по смыслу словарные слова:

Как об стенку …

Береги нос в большой …

Живут как кошка с …

2. В какой пословице или поговорке есть данное слово:

А) железо

Б) язык

В) воробей

3. «Слово потерялось»

Прочитай скороговорку, дополни ее словарным словом. Выпиши это словарное слово. Подчеркни «трудные» буквы.

А) Ёжику нужен жук на …

Б) Цыплята и курица пьют чай на …

ГОРОХ

МОРОЗ

СОБАКОЙ

КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО.

ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ.

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

УЖИН

УЛИЦЕ

РАЗВИВАЙ-КА 1. «АНАЛОГИИ»  СТАЛЬ НОЖНИЦЫ МОЛОТОК  ОГУРЕЦ РОМАШКА  ЦВЕТОК  КРАПИВА ТЮЛЬПАН  ПАХНЕТ ЖЕЛЕЗО ОВОЩ ЖЖЕТ

РАЗВИВАЙ-КА

  • 1. «АНАЛОГИИ»

СТАЛЬ

НОЖНИЦЫ МОЛОТОК

ОГУРЕЦ РОМАШКА

ЦВЕТОК

КРАПИВА ТЮЛЬПАН

ПАХНЕТ

ЖЕЛЕЗО

ОВОЩ

ЖЖЕТ

РАЗВИВАЙ-КА 2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ»  Вспомните словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова Я Я Б Г Г Л О О О О Д Р Г Д У А О Е К А О Р Р Р Х Е Б Е У Ц В Н З Я

РАЗВИВАЙ-КА

  • 2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ»

Вспомните словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова

Я

Я

Б

Г

Г

Л

О

О

О

О

Д

Р

Г

Д

У

А

О

Е

К

А

О

Р

Р

Р

Х

Е

Б

Е

У

Ц

В

Н

З

Я

РАЗВИВАЙ-КА 3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ  М о сква – ст о лица Р о сс ии.   Я зык до К и е ва д о ведёт. У нас урок ру сс к ого  я зыка.   Вес е л о ч и рик а ют в о р о бьи.  См. подробнее набор карточ для зрит словар дикт.2.doc   и карточки для зрит дикт 3-4.doc

РАЗВИВАЙ-КА

  • 3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

М о сква – ст о лица Р о сс ии.

  Я зык до К и е ва д о ведёт.

У нас урок ру сс к ого я зыка.

  Вес е л о ч и рик а ют в о р о бьи.

См. подробнее набор карточ для зрит словар дикт.2.doc

и карточки для зрит дикт 3-4.doc

РАЗВИВАЙ-КА 4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» С О БАКА  М А ШИНА См. подробнее картинный диктант. pptx

РАЗВИВАЙ-КА

  • 4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ»

С О БАКА

М А ШИНА

См. подробнее картинный диктант. pptx

РАЗВИВАЙ-КА 5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»   1. Замени предложения одним словом:  Пятый день недели. ПЯТНИЦА  Инструмент для забивания гвоздей. МОЛОТОК  Холодная зимняя погода. МОРОЗ  Человек, который учит кого-нибудь чему-нибудь. УЧИТЕЛЬ

РАЗВИВАЙ-КА

  • 5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

1. Замени предложения одним словом:

Пятый день недели. ПЯТНИЦА

Инструмент для забивания гвоздей. МОЛОТОК

Холодная зимняя погода. МОРОЗ

Человек, который учит кого-нибудь чему-нибудь. УЧИТЕЛЬ

РАЗВИВАЙ-КА 2. «ЛИШНЕЕ СЛОВО»  Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога.  Находя и аргументируя «лишнее» слово дети превосходно развивают креативное мышление. Заметьте, в задании можно выделить неединственное «лишнее» слово.

РАЗВИВАЙ-КА

2. «ЛИШНЕЕ СЛОВО»

Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога.

Находя и аргументируя «лишнее» слово дети превосходно развивают креативное мышление. Заметьте, в задании можно выделить неединственное «лишнее» слово.

РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕТРАДЬЮ 1. Зачеркни все нерусские буквы и прочитай слово. WRNИSZVNNAJLUНDFЕNRFЙLJR 2. Из толкового словаря.  Тонкий слой ледяных кристаллов. 3.Подбери синоним.  Иней- _______________ 4. Здесь зашифрована загадка. Отгадай её, используя ключ к шифру.     Ключ к шифру: 1-9, 1-7, 1-6, 2-8, 1-8, 3-7, 5-7, 4-6, 5-9, 4-8,3-8, 1-7, 3-6, 1-8, 2-8, 4-8, 4-6, 1-9, 4-6, 5-9; 5-6, 2-8, 1-6, 5-8, 4-8, 3-6, 4-9, 2-7, 4-7, 4-9, 2-6, 3-8, 1-7, 3-9, 4-9, 1-9 … _________________________________________________________  5. Составь ребус.    1  6  2  К  7  3  8  Е  З  4  9  Т  Л  М  Н  5  О  Ю  И  В  К  П  Р  Ш  Ч  С  У  А  Й См. подробнее ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3 класс. doc

РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕТРАДЬЮ

1. Зачеркни все нерусские буквы и прочитай слово.

WRNИSZVNNAJLUНDFЕNRFЙLJR

2. Из толкового словаря.

Тонкий слой ледяных кристаллов.

3.Подбери синоним.

Иней- _______________

4. Здесь зашифрована загадка. Отгадай её, используя ключ к шифру.

   

Ключ к шифру: 1-9, 1-7, 1-6, 2-8, 1-8, 3-7, 5-7, 4-6, 5-9, 4-8,3-8, 1-7, 3-6, 1-8, 2-8, 4-8, 4-6, 1-9, 4-6, 5-9; 5-6, 2-8, 1-6, 5-8, 4-8, 3-6, 4-9, 2-7, 4-7, 4-9, 2-6, 3-8, 1-7, 3-9, 4-9, 1-9 …

_________________________________________________________ 5. Составь ребус.

 

1

6

2

К

7

3

8

Е

З

4

9

Т

Л

М

Н

5

О

Ю

И

В

К

П

Р

Ш

Ч

С

У

А

Й

См. подробнее ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3 класс. doc

ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ  Задачи контрольного среза: выявить результаты проделанной работы; проследить динамику изменения уровня орфографической грамотности.  Для проверки результата работы был проведен итоговый словарный диктант. Значение и правописание выбранных слов было разобрано в ходе формирующего эксперимента с опорой на нетрадиционные виды работы.

ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Задачи контрольного среза:

  • выявить результаты проделанной работы;
  • проследить динамику изменения уровня орфографической грамотности.

Для проверки результата работы был проведен итоговый словарный диктант. Значение и правописание выбранных слов было разобрано в ходе формирующего эксперимента с опорой на нетрадиционные виды работы.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗ КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ Написали без ошибок Написали без ошибок Допустил Допустил 1 ошибку 18 ч 1 ошибку 3 ч 2 ошибки 2 ошибки 10% 60% 3 ч 5 ч  3 и более ошибок 10 % 18 % 6 ч 5 ч  3 и более ошибок 18% 20% 1 ч 18 ч  60% 4 % ВЫВОД: результаты говорят о положительной динамике и значительной ценности данных методических приемов над словарно-орфографической работой.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА

КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗ

КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ

Написали без ошибок

Написали без ошибок

Допустил

Допустил

1 ошибку

18 ч

1 ошибку

3 ч

2 ошибки

2 ошибки

10%

60%

3 ч

5 ч

3 и более ошибок

10 %

18 %

6 ч

5 ч

3 и более ошибок

18%

20%

1 ч

18 ч

60%

4 %

ВЫВОД: результаты говорят о положительной динамике и значительной ценности данных методических приемов над словарно-орфографической работой.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

С чем сравнивают облака герои мультфильма? Как вы думаете, почему?

С чем сравнивают облака герои мультфильма?

Как вы думаете, почему?

ОБЛАКО Какая гласная под сомнением в этом слове? ÓБЛ А КО Чтобы легче было запомнить эту «опасную» букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме. ОБЛ КО

ОБЛАКО

Какая гласная под сомнением в этом слове?

ÓБЛ А КО

Чтобы легче было запомнить эту «опасную» букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме.

ОБЛ КО

Назовите героев мультфильма. Постараемся запомнить правописание  словарного слова  М Е ДВЕДЬ  М Е ДВ Е ЖОНОК Подумаем, почему медведя так назвали. Слово медведь означает « медоед », “ тот, кто ведает, где  мёд ”.  Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения слова?  Запомним: М е дведь и м е дв е жонок ведают, где мёд.  Восстановим пословицу:  «Два … в одной … не живут». Когда так говорят: «медвежья услуга»? МЕДВЕДЯ БЕРЛОГЕ
  • Назовите героев мультфильма.
  • Постараемся запомнить правописание

словарного слова М Е ДВЕДЬ

М Е ДВ Е ЖОНОК

  • Подумаем, почему медведя так назвали.

Слово медведь означает « медоед »,

тот, кто ведает, где мёд ”.

  • Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения слова?

Запомним: М е дведь и м е дв е жонок ведают, где мёд.

  • Восстановим пословицу:

«Два … в одной … не живут».

  • Когда так говорят: «медвежья услуга»?

МЕДВЕДЯ

БЕРЛОГЕ

Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ёжик? Р О МАШКИ Какой рисунок-образ можем представить на месте опасной буквы? Р  МАШКИ

Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ёжик?

Р О МАШКИ

Какой рисунок-образ можем представить на месте опасной буквы?

Р МАШКИ

Что за ли? Что за мон? В звуках нету смысла… Но едва шепну: «л и мон» - Сразу станет к и сло. К   С  Л  ЫЙ   Л И МОН Запомни: Л И МОН – К И СЛЫЙ  пишем через И

Что за ли? Что за мон?

В звуках нету смысла…

Но едва шепну: «л и мон» -

Сразу станет к и сло.

К С Л ЫЙ

Л И МОН

Запомни: Л И МОН – К И СЛЫЙ

пишем через И

АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ БУДЕМ ОСВАИВАТЬ ПРОФЕССИЮ ХУДОЖНИКА-МУЛЬТИПЛИКАТОРА.

АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ

СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ БУДЕМ ОСВАИВАТЬ ПРОФЕССИЮ ХУДОЖНИКА-МУЛЬТИПЛИКАТОРА.

РАСПОЛОЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО КАДРЫ МУЛЬТФИЛЬМА, ИСПОЛЬЗУЯ ЦЕПОЧКУ СЛОВ. ПРОГУЛКА В ЗООПАРК УЧИТЕЛЬ  УЧЕНИКИ  ЭКСКУРСИЯ  БИЛЕТ  КАССА  ЖИВОТНЫЕ  ЗАЯЦ  МОРКОВЬ  КАПУСТА  ОБЕЗЬЯНА  ЯБЛОКО  БАНАН  УЧЕНИКИ  ЖИРАФ  ПЕЧЕНЬЕ  РЕБЯТА  ВЕСЕЛО СОСТАВЬТЕ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ НА ДАННУЮ ТЕМУ.

РАСПОЛОЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО КАДРЫ МУЛЬТФИЛЬМА, ИСПОЛЬЗУЯ ЦЕПОЧКУ СЛОВ.

ПРОГУЛКА В ЗООПАРК

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ ЭКСКУРСИЯ БИЛЕТ

КАССА ЖИВОТНЫЕ ЗАЯЦ МОРКОВЬ КАПУСТА ОБЕЗЬЯНА ЯБЛОКО БАНАН УЧЕНИКИ ЖИРАФ ПЕЧЕНЬЕ РЕБЯТА ВЕСЕЛО

СОСТАВЬТЕ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ НА ДАННУЮ ТЕМУ.

ПРОГУЛКА В ЗООПАРК

ПРОГУЛКА В ЗООПАРК

ЗА Я Ц К А ПУСТА

ЗА Я Ц

К А ПУСТА

О Б Е ЗЬЯНА Б А НАН ЯБЛ О КО

О Б Е ЗЬЯНА Б А НАН ЯБЛ О КО

УЧ Е НИКИ Р Е БЯТА

УЧ Е НИКИ Р Е БЯТА

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме, а ставлю многоточие… В рамках поисково-исследовательской деятельности можно организовать групповые и индивидуальные виды работ. Например, к определенной тематической группе слов подбирать загадки, пословицы, стихи, песни, этимологические ссылки, составлять ребусы, подбирать картинки, а также сочинять мини-рассказы. И по накопленному опыту можно издать коллективную работу: «Словарик-справочник».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме, а ставлю многоточие…
  • В рамках поисково-исследовательской деятельности можно организовать групповые и индивидуальные виды работ. Например, к определенной тематической группе слов подбирать загадки, пословицы, стихи, песни, этимологические ссылки, составлять ребусы, подбирать картинки, а также сочинять мини-рассказы. И по накопленному опыту можно издать коллективную работу: «Словарик-справочник».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!