СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повысить  мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся 

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"»

Мастер - класс

«Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.

  • Дать представление о классификации рефлексии.

  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Ход мероприятия

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться :

Доброе утро!

– Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

Меня зовут Наталья, мое качество наблюдательная.

- А теперь вы, пожалуйста. Вот и познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилось, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет – то вниз. Спасибо

- А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли прочитать ( Рефлексия ) Спасибо большое, присаживайтесь.


Выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса  

Метод «Что у меня на сердце» ( Слайд 2 )

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. 

Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер-класса. (Озвучивание по желанию.)

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.

АКТУАЛИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССА

За окном холодная ранняя весна, так хочется лета, и пусть эти красивые, маленькие, нежные бабочки напоминают вам про лето. Выберите, одну, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну притчу.

(Слайд 3)

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. 

Мудрец, подумав, ответил: 

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

( Слайд 4 ) «Все в твоих руках!» — это ответ воистину мудрого человека.

- Действительно слова мудреца – это философия нашей жизни и нашей профессии: от нас зависит, каким станет ученик – безынициативным, пассивным, несамостоятельным или же наоборот – активным, умеющим самостоятельно принимать решения, быть образованным.

«Всё в твоих руках”. 

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:

любимым( Слайд 5 ) 

нужным ( Слайд 6 ) 

а главное – успешным ( Слайд 7) 

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Решение этой проблемы я вижу в организации рефлексивной деятельности на уроке. Именно она позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Поскольку каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности. Такой подход соответствует смысловому содержанию понятия “образование” как формированию образа собственного “Я”.
РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую меня тему

 «Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».

Моя цель: ( Слайд 8) Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

(Слайд 9 ). Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:  (Слайд 10)

1.Физическую (успел – не успел);

2.Сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

3.Интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

4. Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает ( Слайд 11)

(Слайд 12) а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);

(Слайд 13) б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

( Слайд 14) Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

(Слайд 15) Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

(Слайд 16) Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

(Слайд 17) Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

(Слайд 18) Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Рефлексия деятельности

  • Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния ( Слайд 19)

1. Слайд 20. Стихи для эмоционального настроя

2. Слайд 21 «Мои ожидания»

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока.

- Сегодня урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо.

3. Слайд 22 Карточки с изображением лица - смайлики (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

4. Слайд 23 «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

5. Слайд 24 «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно

6. Слайд 25 « Цветик – семицветик».

( Дети выбирают лепесток соответствующий своему настроению)

Красный- восторженное; оранжевый – радостное; желтый – светлое; зеленый – спокойное; голубой – грустное ; синий – тревожное; фиолетовый – уныние.

Слайд 26 Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

1. Слайд 27 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

2. Слайд 28 «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

3. Слайд 29  «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

4. Слайд 30  «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

4. Слайд 31 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Слайд 32 Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Закончи предложение ( интервью)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:  Слайд 33

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Слайд 34 «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 35 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);

  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Слайд 36. Например, составим синквейн слова «дорога». Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов»:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе

С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса детей.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Слайд 37 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 









Слайд 38 Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

Слайд 39. Работа с сигнальными карточками

Зеленый – я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все о чем говорилось на уроке.

Желтый – урок интересен и я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнял ряд заданий.

Красный – пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал , о чем идет речь

Слайд 40 Прием « Яблоня»

Зеленое яблоко – урок был полезен для меня.

Красное яблоко – пользы от урока получил мало. ( урок не понравился )

Слайд 41 « Ромашка»

Перед каждым учеником на парте ромашки, выберете такой цветок, который соответствует вашей активности, старательности и внимательности на уроке. На маленькой ромашке нарисуйте ротик. (улыбка – урок понравился; уголки рта вниз – урок не понравился; прямая линия – не определился ).

Слайд 42 «Сундук».

Учащиеся в конце урока или этапа урока ставят стикеры или смайлики в соответствующий сундук

Слайд 43 «Чемодан, мясорубка, корзина»

Чемодан – все, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию полученную переработаю.

Корзина – все выброшу.

РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА

Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Слайд 44 Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.

Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.

Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце». 

Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.

Слайд 45 Один из мудрецов сказал очень важные слова "Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму". Я попробовала Вас, уважаемые коллеги, вовлечь, а как у меня получилось, я бы хотела узнать: 

Слайд 46 ( На доске поляна ) Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек. 

- У каждого из вас есть бабочка. Если вы считаете, что мастер – класс был полезен, интересен, приклейте ее на цветочную поляну.

Слайд 47 Уважаемые коллеги, я желаю вам успеха в развитии рефлексивных умений  детей и хочу напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

И в заключении хочу сказать: «Всё в Ваших руках»

Слайд 48 Спасибо всем за внимание. Всем большое спасибо за работу!























Список литературы

1. images.yandex.ru/?lr=53 Картинки

2. it-n.ru ›attachment.aspx?id=105334

3.А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

4.Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

5. Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93