Мастер – класс
Приёмы формирования критического мышления на уроках литературного чтения.
Цель : передать свой опыт использования приемов формирования критического мышления на уроках литературного чтения слушателям путем прямого и комментированного показа и научить составлять кластер.
Оборудование: компьютер и презентация, картон, карточки с заданиями.
Алгоритм мастер - класса:
Создание ситуации мотивации. (слайд 1)
Вступление.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!
На своём мастер-классе по теме : «Приёмы формирования критического мышления на уроках литературного чтения.»
( слайд 2)
Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Работаем в разных школах, преподаем разные предметы, у нас разный возраст. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.
Я попрошу вас мысленно составить список прилагательных (около 5-6), которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.
Теперь выделите 1 прилагательное из списка, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.
Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть новой информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что с введением новых образовательных стандартов важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Уважаемые коллеги! Сейчас я покажу Вам некоторые приёмы, которые использую на уроках литературного чтения для формирования критического мышления.
Мне очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
( слайд 4)
На уроках литературного чтения с первого класса учим детей составлять простейшие модели.
Например, для формирования умения обучающихся представлять композицию произведения учим составлять
( слайд 5)
модель «Цепочка событий».
- Каждой группе выдаю слова к произведениям. Вы должны составить из них цепочку, в соответствии с текстом произведения.
1группа составьте цепочку событий сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» (2 класс)
ПЕТУШОК-----КУРОЧКА----- ХОЗЯЮШКА----КОРОВУШКА-----ХОЗЯИН------ КУЗНЕЦ
2 группа цепочка событий сказка «Рукавичка» (1 класс)
ДЕД------МЫШКА------ЛЯГУШКА------ЗАЙЧИК-----ЛИСИЧКА----ВОЛЧОК-----КАБАН-----МЕДВЕДЬ-----ДЕД.
Данный приём учит рассуждать над последовательностью частей, находить верное решение и доказывать свой выбор.
Для формирования умения обучающихся работать над образом героя использую
( слайд 5)
приём «Модель – описание». Рассмотрим на примере произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе» ( 4класс)
Группам выдаём цитаты из произведения.
В кружках записаны герои над описанием, которых будем работать.
Даны пустые прямоугольники, куда должны записать слова описывающие данного героя. ( группы работают)
роза | У неё тонкие лепестки. Она не могла говорить: она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой. Тёмно- зелёная кора куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Она была самым красивым созданием в цветнике. Она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Душистое и прекрасное создание. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо…, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя. Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку? |
жаба | Жирная старая жаба. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону… У жабы злые и безобразные глаза, скверные липкие лапы. Ей было лень подвинуть её (ногу) к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдохнуть. Злость не мешала набивать себе живот. |
Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
( ЩЕЛЧОК 1, 2, 3,)
Для формирования умения обучающихся анализировать , сравнивать и обобщать полученную информацию использую
приём «Модель – сравнение». Мы получили описание двух героев сказки. Затем сопоставив их можно сравнить.
На слайде представлена модель-сравнения к произведению
( слайд 6)
На следующем слайде представлена модель- сравнения к сказкеЛ.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.
Проблема: Одинаков ли характер у обеих лягушек?
( слайд 7)
Для формирования умения обучающихся анализировать , доказывать и отбирать необходимую информацию используем
приём «Модель – рассуждения». Рассмотрим на примере сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»
Прямоугольнички – качества героя.
Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)
Изобретательная Сообразительная Смелая Хвастливая Трусливая Болтливая Любопытная Неунывающая Осторожная |
Дети рассуждают и выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.
( слайд 8)
Для систематизации знаний по теме использую.
приём «Составление кластера».
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.
Так на обобщающем уроке по теме «Устное народное творчество» обучающиеся составляют следующий кластер:
Работа в группах
(слайд 9)
Есть правила составления кластера.
( слайд 10)
Каждой группе выдаются листы формата А3, где участники составляют кластер «Приёмы формирования критического мышления»
( слайд 11)
Проблема: Составьте схему классификации способов и приемов моделирования на уроках литературного чтения.
Участники мастер - класса заполняют кластер.
Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.
(Слайд 12)
А пока наши участники работают над кластером поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Представьте, что Вы ученики 3 класса. У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а Вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
В
опросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
К этой таблице ребята обращаются в течение урока чтобы увидеть, насколько были правы. Делая по ходу урока пометки в третьей строке.
(слайд 13)
Х
очу поделиться ещё одним приёмом. Прием «Буквенный диктант» применяется при изучении новой темы. Учитель не называет тему урока, а ученики в процессе выполнения предложенных заданий сами ее определяют. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово.Учитывая возраст учеников, задача учителя состоит в том, чтобы подобрать такое задание, которое не только решалось бы в игровой форме, но и побуждало к познавательной деятельности. Учитель предлагает определить значимое слово, о котором будет идти речь на уроке, отгадав загадки. Возможен и другой вариант. Например, при записи на уроке русского языка словарных слов. Дети записывают слова, при этом из первых букв каждого слова ребята составляют, например тему, над которой будут работать на уроке.
1.С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам(газета)
2.Деревянная дорога,
Вверх идёт она отлого.
Что ни шаг —
То овраг (лестница)
3.Цитрус он, растет на юге,
В теплой роще, не на грядке,
Но любим у нас в округе
Фрукт оранжевый и сладкий.
Мы приходим в магазин,
Покупаем ...(апельсин)
4.Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки (горох)
5.Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?(огурец)
6.Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом(лопата)
ВЫВОД: Данные способы и приёмы я применяю как в индивидуальной, групповой, так и во фронтальной работе.
(слайд 14)
V. Представление результатов работы
Участники мастер-класса представляют свои работы
Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.
ВЫВОД: Данные способы и приёмы я применяю как в индивидуальной, групповой, так и во фронтальной работе.
IVI. Обсуждения и корректировки результатов работы
(слайд 15)
- Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у обучающихся. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создаёт проблему. При поиске той проблемы ученик сталкивается с её исследованием и обобщением. Такую работу можно осуществлять через организацию моделирования.
- В заключение предлагаю группам продолжить предложение:
- Самым интересным для меня сегодня было….
- Я пожелал бы учителю….