СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Приёмы логического мышления на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Приёмы логического мышления на уроках русского языка"»

Мастер-класс  «Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка» Подготовила: учитель русского языка и литературы  Исенова М.Д., 1КВ, стаж-24 года  МОУ СОШ №4 г.Оленегорска  2019г.

Мастер-класс

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Подготовила: учитель

русского языка и литературы

Исенова М.Д.,

1КВ, стаж-24 года

МОУ СОШ №4 г.Оленегорска

2019г.

Главной целью образовательного процесса по ФГОС является формирование универсальных учебных действий, таких как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии со стандартом познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.  К логическим универсальным действиям относятся анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Из вышесказанного следует, что дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Задачи предметной области «филология», определённые Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, реализуется на уроках литературы и русского языка. Основная задача обучения русскому языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Одной из важных задач школы является развитие логического мышления . Развивать логическое мышление школьников - значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Приёмы логического мышления: обобщение сравнение классификация абстракция аналогия систематизация анализ синтез . «Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Приёмы логического мышления: обобщение сравнение классификация абстракция аналогия систематизация анализ синтез .

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Логическое мышление - это особый вид мышления, которое использует правила, логические конструкции, законы и понятия. Оно может быть полезно не только при изучении точных наук, но и в любой области человеческой деятельности, где требуется анализ информации и принятие верного решения. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными приёмами, позволяющими эффективно формировать логическое мышление у обучаю- щихся в школе. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Этот материал несёт знания слова, обозначающее понятие, помогает оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксичес- ких конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Поэтому, я предлагаю рассмотреть приёмы формирования логического мышления на уроках русского языка. «Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Логическое мышление - это особый вид мышления, которое использует

правила, логические конструкции, законы и понятия. Оно может быть

полезно не только при изучении точных наук, но и в любой области

человеческой деятельности, где требуется анализ информации и принятие

верного решения.

В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными приёмами,

позволяющими эффективно формировать логическое мышление у обучаю-

щихся в школе.

Мышление не может успешно развиваться без языкового материала.

Этот материал несёт знания слова, обозначающее понятие, помогает

оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Слова сочетаются в синтаксичес-

ких конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями,

выражать мысль.

Поэтому, я предлагаю рассмотреть приёмы формирования логического

мышления на уроках русского языка.

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Приёмы и средства развития логического мышления    загадки Алгоритмы, опорные схемы Ребусы,крос- сворды Какография  /от греческих слов kakos - плохой, grapho - пишу/ - умышленное ошибочное письмо Словесные игры : омонимы, омографы, метаграммы, анаграммы… «Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Приёмы и средства развития логического мышления

загадки

Алгоритмы,

опорные схемы

Ребусы,крос-

сворды

Какография  /от греческих слов kakos - плохой, grapho -

пишу/ - умышленное ошибочное письмо

Словесные игры : омонимы, омографы, метаграммы, анаграммы…

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Использование алгоритмов на уроке русского языка «Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Использование алгоритмов на уроке русского языка

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Анаграммы:  БНИЧЕКУ ГАКНИ РТАПА СКАДО

Анаграммы:

БНИЧЕКУ ГАКНИ РТАПА СКАДО

Определите известные пословицы, фразеологизмы, если все слова фразы «перевёрнуты» (замените антонимами)   Перевёрнутые фразеологизмы 1. Ответ Мокнуть от ненависти 2. Сохнуть от любви Этак вон там кошка вырыта 3. 4. Распорото чёрными ножницами Так вот где собака зарыта Шито белыми нитками Взять красный переулочек 5. Дать зелёную улицу Три ботинка – не комплект 6. Два сапога – пара Двумя войнами отмытые 7. Одним миром мазаны Мочало развязывает Лыка не вяжет Название презентации

Определите известные пословицы, фразеологизмы, если все слова фразы «перевёрнуты» (замените антонимами)

 

Перевёрнутые фразеологизмы

1.

Ответ

Мокнуть от ненависти

2.

Сохнуть от любви

Этак вон там кошка вырыта

3.

4.

Распорото чёрными ножницами

Так вот где собака зарыта

Шито белыми нитками

Взять красный переулочек

5.

Дать зелёную улицу

Три ботинка – не комплект

6.

Два сапога – пара

Двумя войнами отмытые

7.

Одним миром мазаны

Мочало развязывает

Лыка не вяжет

Название презентации

Источники: 1. Как пользоваться сайтом  puzzlecup.com . http://puzzlecup.com/crossword-ru/faq/ Кроссворды Сервис puzzlecup.com – «Фабрика кроссвордов» - полностью бесплатный. На этом сайте вы сможете быстро составить или сгенерировать кроссворд, а также разгадывать кроссворды других посетителей сайта. Можно сгенерировать кроссворд автоматически, указав слова, которые должны в него войти. Создавайте кроссворды. Этим вы облегчите себе в дальнейшем работу по проверке уровня усвоения знаний. И с накопляемостью оценок проблем не будет. Своим ученикам можно отправить ссылку Вконтакте, а они пришлют Вам результат. Те, у кого нет возможности сделать задание дома, делают его в классе. «Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Источники:

1. Как пользоваться сайтом  puzzlecup.com . http://puzzlecup.com/crossword-ru/faq/

Кроссворды

Сервис puzzlecup.com – «Фабрика кроссвордов» - полностью бесплатный.

На этом сайте вы сможете быстро составить или сгенерировать кроссворд, а также разгадывать кроссворды других посетителей сайта.

Можно сгенерировать кроссворд автоматически, указав слова, которые должны в него войти.

Создавайте кроссворды. Этим вы облегчите себе в дальнейшем работу по проверке уровня усвоения знаний. И с накопляемостью оценок проблем не будет.

Своим ученикам можно отправить ссылку Вконтакте, а они пришлют Вам результат. Те, у кого нет возможности сделать задание дома, делают его в классе.

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Синквейн» (на этапе рефлексии) Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. «Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

«Синквейн» (на этапе рефлексии)

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн: 1. Причастие Настоящего, прошедшего Обозначает, образует, переходит Обладает свойствами глагола, двойник имени прилагательного часть речи 2. Наречие.  Самостоятельная, неизменяемая  Примыкает, выполняет, образуются.  Обозначает признак действия.  Часть речи. «Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

1. Причастие

Настоящего, прошедшего

Обозначает, образует, переходит

Обладает свойствами глагола, двойник имени прилагательного

часть речи

2. Наречие. Самостоятельная, неизменяемая Примыкает, выполняет, образуются. Обозначает признак действия. Часть речи.

«Приёмы развития логического мышления на уроках русского языка»

 1.Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.  2.Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.  3.Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!  4.Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.  5.Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!  6.Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.  7.На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.  8.Больше всего дети утомляются в бездействии. Советы коллегам:

1.Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. 2.Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз. 3.Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! 4.Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. 5.Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии! 6.Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. 7.На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения. 8.Больше всего дети утомляются в бездействии.

Советы коллегам:

« Учение без мысли - напрасный труд »  Конфуций  « Н е мыслям надобно учить, а мыслить » Иммануил Кант   « Мышление - это новое сотворение мира » Альбер Камю 

« Учение без мысли - напрасный труд »  Конфуций « Н е мыслям надобно учить, а мыслить » Иммануил Кант  « Мышление - это новое сотворение мира » Альбер Камю