Приёмы организации рефлексии на уроках в начальных классах.
У вас лежат кружочки трёх цветов- жёлтого, красного, зелёного.
2 слайд: 1-поднимите зелёный кружок, если у вас отличное настроение. 2-поднимите жёлтый кружок, если у вас хорошее настроение, но могло бы быть и лучше. 3- поднимите красный кружок, если у вас плохое настроение. Как вы думаете, что мы сейчас сделали? (Провели эмоциональную рефлексию своего дня)
- Отлично! А какой приём для этого использовали? (Приём светофора)
- Верно! А в каком классе обычно используют этот приём? (В 1 классе)
- А вы часто используете этот приём на своих уроках?
- Почему, для чего?
3 слайд: А сейчас давайте снова обратимся к данному приёму.
- Было ли вам интересно вновь рефлексировать данным приёмом? (нет). Я с вами полностью согласна!
- А если давать каждый раз одну и ту же рефлексию детям начальных классов, как вы думаете, что будет происходить? (они не будут заинтересованы)
- Верно. Но, к сожалению, зачастую, большинство учителей используют на своих уроках именно этот приём, либо однообразные приёмы на всех уроках, ну или же вовсе отказываются от проведения рефлексий.
4 слайд: В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, где учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Продолжительность данного этапа составляет 1-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему. Но в настоящее время, большинство учителей не придают значения этому важному этапу, либо о нём забывают, либо используют однообразные приёмы.
Слайд 5: Как, вы думаете, почему рефлексия является основным этапом урока, точно так же, как и актуализация и открытие нового знания? Рефлексия способствует формированию самоконтроля, самооценки, осознанного отношения к своей деятельности, развитию критического мышления учащихся. (5 слайд)
Слайд 6: Виды рефлексий, которые существуют и которыми, на мой взгляд, стоило бы пользоваться!
Слайд 7: Технологическая рефлексия на уроке – это процесс, в рамках которого учитель и ученики анализируют урок и выявляют недостатки и преимущества применяемых методов обучения.
Проведение технологической рефлексии на уроке имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить следующие:
Во-первых, проведение технологической рефлексии на уроке помогает улучшить качество образовательного процесса. Как правило, на каждом уроке возникают какие-то затруднения и проблемы, их выявление и решение позволяет более эффективно добиваться поставленных целей.
Во-вторых, технологическая рефлексия на уроке может повысить мотивацию учеников к обучению. Изучение материала становится более интересным, если ученики имеют возможность самостоятельно анализировать и оценивать способы обучения и определять, какие из них наиболее эффективны для них.
В-третьих, проведение технологической рефлексии на уроке помогает развить навыки анализа и оценки. Ученики научатся критически мыслить, выявляя проблемы и решая их вместе с учителем. Они также разовьют навыки самостоятельного анализа своей работы.
В-четвертых, технологическая рефлексия на уроке позволяет снизить уровень страха перед ошибками и неудачами. Ученики научатся видеть свои ошибки не как неизбежную неудачу, а как возможность для улучшения своих навыков и повышения успеха в обучении.
Слайд 8-9: Рефлексия содержания учебного материала - этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он даёт возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.
Слайд 10-12: Деятельностная рефлексия:
Примеры.
- Также можно использовать «дерево успеха», каждый листочек имеет свой определенный цвет. Каждый ученик наряжает своё дерево соответствующими листочками.
«Вагончики»: каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трёх мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (жетончик, животных) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
«Фразеологизм или пословица»
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно ещё поработать.
Слайд 13-15: Эмоциональная рефлексия: такая разновидность рефлексий часто используется в самом начале занятия. Её цель – установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но такая рефлексия будет уместна и в конце урока. Приёмы, которые можно использовать для проведения такой рефлексии, могут быть самые различные.
- А сейчас предлагаю вам разделиться на пары и определить какой вид рефлексии дан у вас на листках.
«Синквейн»
Первая строка – название темы (одно существительное);
Вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
Третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Вид рефлексии:________________________________________ .
- Как вы поняли, что это именно эта рефлексия? Верно.
Слайд 16: Вывод: рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребёнку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. Но если каждый раз использовать одну и ту же рефлексию, ученикам станет не интересно и вероятнее всего, они будут рефлексировать не для того, чтобы что-то осознать, систематизировать, а для того, потому что надо, то есть небрежно.
Слайд 17: А сейчас предлагаю и нам с вами создать букет настроения, закрасьте цветок таким цветом, который соответствует вашему настроению после данного мастер-класса и повесьте свои цветы на доску.