СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле содержится сценарий, который можно использовать на проведении мастер-класса.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"»

Приёмы организации рефлексии на уроках в начальных классах.

У вас лежат кружочки трёх цветов- жёлтого, красного, зелёного.

2 слайд: 1-поднимите зелёный кружок, если у вас отличное настроение. 2-поднимите жёлтый кружок, если у вас хорошее настроение, но могло бы быть и лучше. 3- поднимите красный кружок, если у вас плохое настроение. Как вы думаете, что мы сейчас сделали? (Провели эмоциональную рефлексию своего дня)

- Отлично! А какой приём для этого использовали? (Приём светофора)

- Верно! А в каком классе обычно используют этот приём? (В 1 классе)

- А вы часто используете этот приём на своих уроках?

- Почему, для чего?

3 слайд: А сейчас давайте снова обратимся к данному приёму.

- Было ли вам интересно вновь рефлексировать данным приёмом? (нет). Я с вами полностью согласна!

- А если давать каждый раз одну и ту же рефлексию детям начальных классов, как вы думаете, что будет происходить? (они не будут заинтересованы)

- Верно. Но, к сожалению, зачастую, большинство учителей используют на своих уроках именно этот приём, либо однообразные приёмы на всех уроках, ну или же вовсе отказываются от проведения рефлексий.

4 слайд: В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, где учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Продолжительность данного этапа составляет 1-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему. Но в настоящее время, большинство учителей не придают значения этому важному этапу, либо о нём забывают, либо используют однообразные приёмы.

Слайд 5: Как, вы думаете, почему рефлексия является основным этапом урока, точно так же, как и актуализация и открытие нового знания? Рефлексия способствует формированию самоконтроля, самооценки, осознанного отношения к своей деятельности, развитию критического мышления учащихся. (5 слайд)

Слайд 6: Виды рефлексий, которые существуют и которыми, на мой взгляд, стоило бы пользоваться!

Слайд 7: Технологическая рефлексия на уроке – это процесс, в рамках которого учитель и ученики анализируют урок и выявляют недостатки и преимущества применяемых методов обучения.

Проведение технологической рефлексии на уроке имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить следующие:

Во-первых, проведение технологической рефлексии на уроке помогает улучшить качество образовательного процесса. Как правило, на каждом уроке возникают какие-то затруднения и проблемы, их выявление и решение позволяет более эффективно добиваться поставленных целей.

Во-вторых, технологическая рефлексия на уроке может повысить мотивацию учеников к обучению. Изучение материала становится более интересным, если ученики имеют возможность самостоятельно анализировать и оценивать способы обучения и определять, какие из них наиболее эффективны для них.

В-третьих, проведение технологической рефлексии на уроке помогает развить навыки анализа и оценки. Ученики научатся критически мыслить, выявляя проблемы и решая их вместе с учителем. Они также разовьют навыки самостоятельного анализа своей работы.

В-четвертых, технологическая рефлексия на уроке позволяет снизить уровень страха перед ошибками и неудачами. Ученики научатся видеть свои ошибки не как неизбежную неудачу, а как возможность для улучшения своих навыков и повышения успеха в обучении.

Слайд 8-9: Рефлексия содержания учебного материала - этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он даёт возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Слайд 10-12: Деятельностная рефлексия:

Примеры.

- Также можно использовать «дерево успеха», каждый листочек имеет свой определенный цвет. Каждый ученик наряжает своё дерево соответствующими листочками.

«Вагончики»: каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трёх мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (жетончик, животных) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

«Фразеологизм или пословица»

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно ещё поработать.

Слайд 13-15: Эмоциональная рефлексия: такая разновидность рефлексий часто используется в самом начале занятия. Её цель – установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но такая рефлексия будет уместна и в конце урока. Приёмы, которые можно использовать для проведения такой рефлексии, могут быть самые различные.

- А сейчас предлагаю вам разделиться на пары и определить какой вид рефлексии дан у вас на листках.

«Синквейн»

Первая строка – название темы (одно существительное);

Вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

Третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Вид рефлексии:________________________________________ .

- Как вы поняли, что это именно эта рефлексия? Верно.

Слайд 16: Вывод: рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребёнку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. Но если каждый раз использовать одну и ту же рефлексию, ученикам станет не интересно и вероятнее всего, они будут рефлексировать не для того, чтобы что-то осознать, систематизировать, а для того, потому что надо, то есть небрежно.

Слайд 17: А сейчас предлагаю и нам с вами создать букет настроения, закрасьте цветок таким цветом, который соответствует вашему настроению после данного мастер-класса и повесьте свои цветы на доску.