СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность. Мастер – класс: приёмы смыслового чтения по рассказу А.И. Куприна «Изумруд»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс адресован широкому  кругу читателей: учителям-предметникам, работающим по новым ФГОС, в рамках которых чтение рассматривается как общеучебное умение, способ работы с информацией и средство воспитания и развития учащихся,  студентам педагогических ВУЗов, а также всем тем, кто хочет овладеть навыками смыслового чтения текстов.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность. Мастер – класс: приёмы смыслового чтения по рассказу А.И. Куприна «Изумруд»»


Мастер – класс:

приёмы смыслового чтения по рассказу А.И. Куприна «Изумруд».

Мастер-класс адресован широкому кругу читателей: учителям-предметникам, работающим по новым ФГОС, в рамках которых чтение рассматривается как общеучебное умение, способ работы с информацией и средство воспитания и развития учащихся, студентам педагогических ВУЗов, а также всем тем, кто хочет овладеть навыками смыслового чтения текстов.

  1. Стратегии смыслового чтения.

Учитель. В 1911 году Александр Иванович Куприн жил в Гатчине, где приобрел первый в жизни собственный дом на Елизаветинской улице (сегодня – ул. Достоевского), и на балконе своего дома вывесил флаг с придуманным гербом – золотой жеребенок на зеленом поле.

По словам литератора и журналиста Андрея Седова, А. Куприн говорил: «У меня эта любовь к лошадкам в крови, от татарских предков, мать была урожденная татарская княжна Кулунчакова. А по – татарски «кулунчак» означает жеребец. Я с детства на лошадях по степи гонял, да как!» В рассказе «Изумруд» А. И. Куприн изложил драматичную историю о доверчивости животных и жестокости людей. В его основу легла реальная история великолепного скакуна по кличке Рассвет.

    1. Предтекстовый этап работы с произведением «Изумруд» А.И. Куприна.

Работа с учителем. «Мозговой штурм»

- Что вам известно о происхождении слова конь?

- Определите лексическое значение слова конь.

- Назовите известные устойчивые сочетания со словом конь/лошадь.

- «Не в коня корм» (не идёт на пользу кому-либо), «на коне» (оказаться в положении победителя), «конь не валялся» (ещё ничего не сделано кем-либо), «поставить не на ту лошадь» (проиграть), «тёмная лошадка» (неизвестный по своим намерениям кто-либо).

- Какой масти бывают лошади?

- Гнедая, рыжая, серая, вороная.

- Какие читали произведения о лошадях?

- «Теплый хлеб» К.Г. Паустовского, «Конёк-Горбунок» П.П. Ершова, «О чём плачут лошади» Ф.А. Абрамова.

- Сегодня мы будем изучать произведение А.И. Куприна «Изумруд».

- Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

- Камень, драгоценность, твердость, алмаз, красота, сила, бриллиант, ископаемое.

Учитель записывает все называемые ассоциации на доске.

«Рассечение вопроса»

- Прочитайте заглавие текста.

- Как вы думаете, о чём пойдет речь в рассказе А.И. Куприна «Изумруд»?

- Об особенном коне.

- О твердости духа скакуна.

- О драгоценности, которую следует беречь.

- О смелом коне «Изумруд», о его силе, уме и великолепии.

- Почему вы решили, что речь пойдет о смелом коне-скакуне?

- Потому что Александр Иванович Куприн очень любил лошадей и не мог о них не написать.

«Алфавит за круглым столом»

- Соотнесите произведения и авторов, которые связаны с этой темой.

Произведение

Автор

«О чём плачут лошади»

Лев Толстой

«Теплый хлеб»

Петр Ершов

«Холстомер»

Агния Барто

«Хорошее отношение к лошадям»

Владимир Маяковский

«Запах сена»

Виктор Астафьев

«Сивый мерин»

Федор Абрамов

«Я люблю свою лошадку»

Константин Паустовский

«Конёк-горбунок»

Константин Ушинский

«Слепая лошадь»

Русская народная сказка

Свободное обсуждение результатов.

«Глоссарий»

- Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.

(жеребец, ипподром, беговая лошадь, конюх, конюшня, верблюжий кадык, кормушка, наездник, попона, господин, боль, бесчеловечно, беспощадно).

- Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Соревнуемся с писателем»

- А сейчас, может быть, посоревнуемся с писателем? Попробуйте отгадать содержание текста, просмотрев иллюстрации.




Один ученик предлагает свой вариант сюжета рассказа «Изумруд», остальные его дополняют.

-Теперь прочитаем рассказ и посмотрим, правдива ли информация, проанализированная нами перед чтением, тому, что вы узнаете из рассказа.

1.2. Текстовый этап работы с произведением.

«Чтение в кружок»

- Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам.

Задача читающих учеников – читать с пониманием.

Задача слушающих учеников – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если ответ неверный или неточный, слушающие ученики его поправляют. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу. В процессе чтения каждый из вас может использовать пометы, которые помогут вам читать вдумчиво, быстро ориентироваться в содержании текста и оценивать полученную информацию.

«Чтение про себя с пометками»

+

Знакомая информация

-

Не знакомая информация

?

Мне это интересно.

!

Новая информация


1.3. Послетекстовый этап работы с произведением.

- Ребята, скажите, что вас заинтересовало, что нового узнали? Какая информация для вас была известной?

Ученики отвечают.

Вопросы после текста.

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы.

- Ребята, сформулируйте по два «тонких» и «толстых» вопроса, связанных с текстом.

Ученики опрашивают друг друга, используя таблицу «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?



1.4. «Кубик Блума»1 (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий.)

Ребята, с нами снова Бенджамин Блум и его знаменитый кубик. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Назови», «Найди», «Поделись», «Опиши», «Сравни».

Ученик бросает кубик.

- Мною сформулированы вопросы к рассказу по каждой грани, на какую грань выпадет кубик, на этот вопрос и отвечаем.

- Назовите жанр и направление произведения?

- «Изумруд» — это небольшой реалистичный рассказ, потому что состоит из шести глав, его сюжет близок к повседневной жизни.

- Кто главный герой рассказа?

- Рысак Изумруд – главный герой рассказа. Изумруд - умный, красивый и благородный, сильный и доверчивый.

- Найдите в рассказе описание коня.

Ученики читают.

- Читая рассказ, вы не могли не заметить того, кто рассказывает нам историю, которая случилась с Изумрудом. Поделитесь своими наблюдениями.

- Все, что случилось с Изумрудом, мы видим как будто глазами самого скакуна: где он живет, о его детстве и скачках, о беспокойстве и радости, об отношениях с людьми, чувствует добрых и жестоких людей, даже понимает, что его от кого-то прячут.

- А.И. Куприн будто говорит нам: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, умное и верное существо. Конь выступает блестяще и выигрывает скачку. Но внезапно на ипподроме происходит скандал: зрители кричат, что Изумруд - фальшивый конь, и требуют вернуть деньги. Растерянный Изумруд не понимает, что случилось, ведь он выступил хорошо. Непонимание, растерянность, а потом и человеческую подлость автор передает нам через мысли и рассуждения Изумруда.

- Какие художественные средства использует автор, описывая скакуна? Найдите их в тексте.


Метафора

Эпитет

Олицетворение


«вкус жвачки увлёк его»

рослая, беговая лошадь

отдыхали и освежались мускулы, нервы, кожа

«по-настоящему вник в корм»

худощавое тело

«тело томилось, тосковало и опускалось»

«в его голове текли медленные равнодушные мысли»

нежные ноздри

теплые ноздри

«кожа задрожала мелко и быстро»

счастливое гармоничное состояние

ноги и тело безупречные


стригунок носится бесцельно по полю

«длинным заливчатым криком»


«точно из воздуха»

«длинноногое тело»


«отставив метёлкой пушистый короткий хвост»

«черным большим выкатившимся глазом»


«плясал задними ногами»

«высокий вислозадый круп»


«тонкие, просвечивающие уши»

«пышный хвост»


«заиграть на ходу»

«полной рысью»

«размеренной рысью»


«ровно и мерно выбивает ногами»

«поглощенный вниманием»



«молодое, прекрасное тело»


- А.И. Куприн наделил скакуна человеческими качествами. В каких глаголах это выражается в рассказе?

- Изумруд чувствует, удивляется, наблюдает, думает, кричит, негодует, жалуется, видит, ощущает, стонет, дрожит, падает, не шевелится.

- Изумруд очень чутко воспринимает запахи и звуки. Найдите в тексте их описание. Зачитайте словосочетания.

- Запахи:

«крепкий, волнующий запах её кожи»,

«вонючий табак»,

«тёплый запах пережёванного сена»,

«уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином»,

«ароматный луг»,

«пряный воздух»,

«душистой смолой т еловых жердей»,

«вьется запах дымка»

- Звуки:

«тоненьким, дрожащим, ласковым и игривым ржанием»,

«жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли», «храпел дежурный конюх»,

«ревнивое сердитое дыхание»,

«злобно взвизгивали»,

«забили копытами»,

«разговаривает вполголоса с ласковой укоризной и всё кряхтит»

- Сравните в рассказе А.И. Куприна изящество, грацию, природную мощь и великолепие жеребцов и кобыл разных мастей и пород с людьми.


Сравнение


Лошади

Люди

грациозная вороная кобыла

«руки неуверенны и неточны»

«рослая беговая лошадь»

«руки у него не гибки, точно деревянные»

«молодая вороная кобылка»

«с кривым глазком»

длинный самоуверенный жеребец

«ездить он не умеет — дёргает, суетится»

крепконогие лошади

«ненатуральным, сиплым басом»

«рослый беломорский рысак, чистой орловской породы»

«кричит и дерётся»

«стройная, длинноногая гнедая кобыла-метиска»

«жесток и нетерпелив»

«огромный вороной жеребец»

«большеголовый, заспанный человек с маленькими черными глазками»

рысак необыкновенной силы, быстроты и выносливости


- Лошади выглядят венцом творения природы, а люди уродливы и телом и душой.

- Почему люди погубили Изумруда?

- Люди сомневались в чистоте его породы, поэтому и отравили.

- Люди решили: «Незачем содержать коня, который не приносит прибыли на скачках».

- Очень жаль коня, пусть он не породистый, но зачем убивать такое красивое животное? Люди иногда жестоки и непредсказуемы.

- Коня отравили из-за человеческой подлости и алчности.

- Ребята, Чак Паланик - известный американский писатель и журналист, сказал: «Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, а по тому,  как ведём себя с животными. Люди поступили с Изумрудом бесчеловечно, подло.

1.5. «Синквейн»

- Подумайте и составьте синквейн.

    1. Строка: существительное (тема).

    2. Строка: два прилагательных (описание)

    3. Строка: три глагола (действие).

    4. Строка: фраза из четырех слов (описание).

    5. Строка: существительное (перефразировка темы)

Работы учеников:

Игонина Полина, 5 класс

Стригунок

Стройный, семимесячный

Носится, брыкается, радуется

Длинноногий ласковый жеребенок мчится к кобыле.

Жеребенок


Курбатов Антон, 7 класс

Конь

Сильный, умный

Бежит, скачет, несётся

Беговая рослая лошадь американского склада.

Скакун

Стеничкина Екатерина, 7 класс

Скакун

Красивый, молодой

Рассуждает, думает, слушается

Четырёхлетний жеребец стальной масти.

Изумруд


Личу Артём, Лепетан Дарья, 5 класс

Рысак

Мускулистый, длинноногий

Чувствует, наблюдает, удивляется

Бежит, спокойно слушаясь наездника.

Скакун



- А.И. Куприну удалось так описать лошадей в рассказе «Изумруд», что они стали олицетворением земной красоты и чистоты. Выши синквейны этому доказательство.

2. Заключительное слово учителя по работе с рассказом А.И. Куприна.

- Почему А.И. Куприн назвал своего героя Изумрудом?

- Что такое изумруд?

- Что общего у камня и беговой лошади из рассказа Куприна?

 - Изумруд – драгоценный камень. Жеребец в рассказе А. И. Куприна, как драгоценный камень. Конь честно побеждает на скачках. Его надо беречь, как что-то очень дорогое, а не губить.

- Итак, рысак Изумруд – главный герой рассказа А.И. Куприна «Изумруд». События, о которых мы прочитали, увидены глазами самого жеребца. Кличка животного говорит о том, что этот конь – особенный, как драгоценный камень, но люди не оценили его талант. Изумруд – любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Изумруд – талантливый скакун. Несмотря на свою силу и храбрость, конь доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости. Судьба Изумруда вызывает у нас искреннее сострадание животному, как к человеку. Рассказ заканчивается трагично. Кто не читал, прочитайте рассказ «Изумруд» и вы поймете, почему он погиб и кто в этом виновен.

- Предлагаю послушать детскую песню в исполнении группы «Непоседы» «Ускакала в поле молодая лошадь». Обратите внимание на красоту и грациозность лошадей.

- В произведениях о животных А.И. Куприн хочет донести до нас, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом. Человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль рассказа. Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир.

- Я предлагаю список небольших рассказов, посвященных лошадям, среди них «Холстомер» Л.Н. Толстого, которому посвятил свой рассказ А.И. Куприн. Прочитайте и предложите прочитать другим.

– Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна?

- Александр Иванович Куприн призывает к единству между человеком и животным миром. Его произведения воспитывают чувства бережного отношения к любому живому существу.