Мастер – класс:
приёмы смыслового чтения по рассказу А.И. Куприна «Изумруд».
Мастер-класс адресован широкому кругу читателей: учителям-предметникам, работающим по новым ФГОС, в рамках которых чтение рассматривается как общеучебное умение, способ работы с информацией и средство воспитания и развития учащихся, студентам педагогических ВУЗов, а также всем тем, кто хочет овладеть навыками смыслового чтения текстов.
Стратегии смыслового чтения.
Учитель. В 1911 году Александр Иванович Куприн жил в Гатчине, где приобрел первый в жизни собственный дом на Елизаветинской улице (сегодня – ул. Достоевского), и на балконе своего дома вывесил флаг с придуманным гербом – золотой жеребенок на зеленом поле.
По словам литератора и журналиста Андрея Седова, А. Куприн говорил: «У меня эта любовь к лошадкам в крови, от татарских предков, мать была урожденная татарская княжна Кулунчакова. А по – татарски «кулунчак» означает жеребец. Я с детства на лошадях по степи гонял, да как!» В рассказе «Изумруд» А. И. Куприн изложил драматичную историю о доверчивости животных и жестокости людей. В его основу легла реальная история великолепного скакуна по кличке Рассвет.
Предтекстовый этап работы с произведением «Изумруд» А.И. Куприна.
Работа с учителем. «Мозговой штурм»
- Что вам известно о происхождении слова конь?
- Определите лексическое значение слова конь.
- Назовите известные устойчивые сочетания со словом конь/лошадь.
- «Не в коня корм» (не идёт на пользу кому-либо), «на коне» (оказаться в положении победителя), «конь не валялся» (ещё ничего не сделано кем-либо), «поставить не на ту лошадь» (проиграть), «тёмная лошадка» (неизвестный по своим намерениям кто-либо).
- Какой масти бывают лошади?
- Гнедая, рыжая, серая, вороная.
- Какие читали произведения о лошадях?
- «Теплый хлеб» К.Г. Паустовского, «Конёк-Горбунок» П.П. Ершова, «О чём плачут лошади» Ф.А. Абрамова.
- Сегодня мы будем изучать произведение А.И. Куприна «Изумруд».
- Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
- Камень, драгоценность, твердость, алмаз, красота, сила, бриллиант, ископаемое.
Учитель записывает все называемые ассоциации на доске.
«Рассечение вопроса»
- Прочитайте заглавие текста.
- Как вы думаете, о чём пойдет речь в рассказе А.И. Куприна «Изумруд»?
- Об особенном коне.
- О твердости духа скакуна.
- О драгоценности, которую следует беречь.
- О смелом коне «Изумруд», о его силе, уме и великолепии.
- Почему вы решили, что речь пойдет о смелом коне-скакуне?
- Потому что Александр Иванович Куприн очень любил лошадей и не мог о них не написать.
«Алфавит за круглым столом»
- Соотнесите произведения и авторов, которые связаны с этой темой.
Произведение | | Автор |
«О чём плачут лошади» | Лев Толстой |
«Теплый хлеб» | Петр Ершов |
«Холстомер» | Агния Барто |
«Хорошее отношение к лошадям» | Владимир Маяковский |
«Запах сена» | Виктор Астафьев |
«Сивый мерин» | Федор Абрамов |
«Я люблю свою лошадку» | Константин Паустовский |
«Конёк-горбунок» | Константин Ушинский |
«Слепая лошадь» | Русская народная сказка |
Свободное обсуждение результатов.
«Глоссарий»
- Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
(жеребец, ипподром, беговая лошадь, конюх, конюшня, верблюжий кадык, кормушка, наездник, попона, господин, боль, бесчеловечно, беспощадно).
- Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Соревнуемся с писателем»
- А сейчас, может быть, посоревнуемся с писателем? Попробуйте отгадать содержание текста, просмотрев иллюстрации.
Один ученик предлагает свой вариант сюжета рассказа «Изумруд», остальные его дополняют.
-Теперь прочитаем рассказ и посмотрим, правдива ли информация, проанализированная нами перед чтением, тому, что вы узнаете из рассказа.
1.2. Текстовый этап работы с произведением.
«Чтение в кружок»
- Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам.
Задача читающих учеников – читать с пониманием.
Задача слушающих учеников – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если ответ неверный или неточный, слушающие ученики его поправляют. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу. В процессе чтения каждый из вас может использовать пометы, которые помогут вам читать вдумчиво, быстро ориентироваться в содержании текста и оценивать полученную информацию.
«Чтение про себя с пометками»
+ | Знакомая информация |
- | Не знакомая информация |
? | Мне это интересно. |
! | Новая информация |
1.3. Послетекстовый этап работы с произведением.
- Ребята, скажите, что вас заинтересовало, что нового узнали? Какая информация для вас была известной?
Ученики отвечают.
Вопросы после текста.
Приём «тонкие» и «толстые» вопросы.
- Ребята, сформулируйте по два «тонких» и «толстых» вопроса, связанных с текстом.
Ученики опрашивают друг друга, используя таблицу «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
1.4. «Кубик Блума»1 (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий.)
Ребята, с нами снова Бенджамин Блум и его знаменитый кубик. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Назови», «Найди», «Поделись», «Опиши», «Сравни».
Ученик бросает кубик.
- Мною сформулированы вопросы к рассказу по каждой грани, на какую грань выпадет кубик, на этот вопрос и отвечаем.
- Назовите жанр и направление произведения?
- «Изумруд» — это небольшой реалистичный рассказ, потому что состоит из шести глав, его сюжет близок к повседневной жизни.
- Кто главный герой рассказа?
- Рысак Изумруд – главный герой рассказа. Изумруд - умный, красивый и благородный, сильный и доверчивый.
- Найдите в рассказе описание коня.
Ученики читают.
- Читая рассказ, вы не могли не заметить того, кто рассказывает нам историю, которая случилась с Изумрудом. Поделитесь своими наблюдениями.
- Все, что случилось с Изумрудом, мы видим как будто глазами самого скакуна: где он живет, о его детстве и скачках, о беспокойстве и радости, об отношениях с людьми, чувствует добрых и жестоких людей, даже понимает, что его от кого-то прячут.
- А.И. Куприн будто говорит нам: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, умное и верное существо. Конь выступает блестяще и выигрывает скачку. Но внезапно на ипподроме происходит скандал: зрители кричат, что Изумруд - фальшивый конь, и требуют вернуть деньги. Растерянный Изумруд не понимает, что случилось, ведь он выступил хорошо. Непонимание, растерянность, а потом и человеческую подлость автор передает нам через мысли и рассуждения Изумруда.
- Какие художественные средства использует автор, описывая скакуна? Найдите их в тексте.
Метафора | Эпитет | Олицетворение |
«вкус жвачки увлёк его» | рослая, беговая лошадь | отдыхали и освежались мускулы, нервы, кожа |
«по-настоящему вник в корм» | худощавое тело | «тело томилось, тосковало и опускалось» |
«в его голове текли медленные равнодушные мысли» | нежные ноздри теплые ноздри | «кожа задрожала мелко и быстро» |
счастливое гармоничное состояние | ноги и тело безупречные | |
стригунок носится бесцельно по полю | «длинным заливчатым криком» | |
«точно из воздуха» | «длинноногое тело» | |
«отставив метёлкой пушистый короткий хвост» | «черным большим выкатившимся глазом» | |
«плясал задними ногами» | «высокий вислозадый круп» | |
«тонкие, просвечивающие уши» | «пышный хвост» | |
«заиграть на ходу» | «полной рысью» «размеренной рысью» | |
«ровно и мерно выбивает ногами» | «поглощенный вниманием» | |
| «молодое, прекрасное тело» | |
- А.И. Куприн наделил скакуна человеческими качествами. В каких глаголах это выражается в рассказе?
- Изумруд чувствует, удивляется, наблюдает, думает, кричит, негодует, жалуется, видит, ощущает, стонет, дрожит, падает, не шевелится.
- Изумруд очень чутко воспринимает запахи и звуки. Найдите в тексте их описание. Зачитайте словосочетания.
- Запахи:
«крепкий, волнующий запах её кожи»,
«вонючий табак»,
«тёплый запах пережёванного сена»,
«уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином»,
«ароматный луг»,
«пряный воздух»,
«душистой смолой т еловых жердей»,
«вьется запах дымка»
- Звуки:
«тоненьким, дрожащим, ласковым и игривым ржанием»,
«жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли», «храпел дежурный конюх»,
«ревнивое сердитое дыхание»,
«злобно взвизгивали»,
«забили копытами»,
«разговаривает вполголоса с ласковой укоризной и всё кряхтит»
- Сравните в рассказе А.И. Куприна изящество, грацию, природную мощь и великолепие жеребцов и кобыл разных мастей и пород с людьми.
Сравнение
Лошади | Люди |
грациозная вороная кобыла | «руки неуверенны и неточны» |
«рослая беговая лошадь» | «руки у него не гибки, точно деревянные» |
«молодая вороная кобылка» | «с кривым глазком» |
длинный самоуверенный жеребец | «ездить он не умеет — дёргает, суетится» |
крепконогие лошади | «ненатуральным, сиплым басом» |
«рослый беломорский рысак, чистой орловской породы» | «кричит и дерётся» |
«стройная, длинноногая гнедая кобыла-метиска» | «жесток и нетерпелив» |
«огромный вороной жеребец» | «большеголовый, заспанный человек с маленькими черными глазками» |
рысак необыкновенной силы, быстроты и выносливости | |
- Лошади выглядят венцом творения природы, а люди уродливы и телом и душой.
- Почему люди погубили Изумруда?
- Люди сомневались в чистоте его породы, поэтому и отравили.
- Люди решили: «Незачем содержать коня, который не приносит прибыли на скачках».
- Очень жаль коня, пусть он не породистый, но зачем убивать такое красивое животное? Люди иногда жестоки и непредсказуемы.
- Коня отравили из-за человеческой подлости и алчности.
- Ребята, Чак Паланик - известный американский писатель и журналист, сказал: «Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми, а по тому, как ведём себя с животными. Люди поступили с Изумрудом бесчеловечно, подло.
1.5. «Синквейн»
- Подумайте и составьте синквейн.
Строка: существительное (тема).
Строка: два прилагательных (описание)
Строка: три глагола (действие).
Строка: фраза из четырех слов (описание).
Строка: существительное (перефразировка темы)
Работы учеников:
Игонина Полина, 5 класс Стригунок Стройный, семимесячный Носится, брыкается, радуется Длинноногий ласковый жеребенок мчится к кобыле. Жеребенок | Курбатов Антон, 7 класс Конь Сильный, умный Бежит, скачет, несётся Беговая рослая лошадь американского склада. Скакун |
Стеничкина Екатерина, 7 класс Скакун Красивый, молодой Рассуждает, думает, слушается Четырёхлетний жеребец стальной масти. Изумруд | Личу Артём, Лепетан Дарья, 5 класс Рысак Мускулистый, длинноногий Чувствует, наблюдает, удивляется Бежит, спокойно слушаясь наездника. Скакун |
- А.И. Куприну удалось так описать лошадей в рассказе «Изумруд», что они стали олицетворением земной красоты и чистоты. Выши синквейны этому доказательство.
2. Заключительное слово учителя по работе с рассказом А.И. Куприна.
- Почему А.И. Куприн назвал своего героя Изумрудом?
- Что такое изумруд?
- Что общего у камня и беговой лошади из рассказа Куприна?
- Изумруд – драгоценный камень. Жеребец в рассказе А. И. Куприна, как драгоценный камень. Конь честно побеждает на скачках. Его надо беречь, как что-то очень дорогое, а не губить.
- Итак, рысак Изумруд – главный герой рассказа А.И. Куприна «Изумруд». События, о которых мы прочитали, увидены глазами самого жеребца. Кличка животного говорит о том, что этот конь – особенный, как драгоценный камень, но люди не оценили его талант. Изумруд – любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Изумруд – талантливый скакун. Несмотря на свою силу и храбрость, конь доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости. Судьба Изумруда вызывает у нас искреннее сострадание животному, как к человеку. Рассказ заканчивается трагично. Кто не читал, прочитайте рассказ «Изумруд» и вы поймете, почему он погиб и кто в этом виновен.
- Предлагаю послушать детскую песню в исполнении группы «Непоседы» «Ускакала в поле молодая лошадь». Обратите внимание на красоту и грациозность лошадей.
- В произведениях о животных А.И. Куприн хочет донести до нас, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом. Человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль рассказа. Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир.
- Я предлагаю список небольших рассказов, посвященных лошадям, среди них «Холстомер» Л.Н. Толстого, которому посвятил свой рассказ А.И. Куприн. Прочитайте и предложите прочитать другим.
– Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна?
- Александр Иванович Куприн призывает к единству между человеком и животным миром. Его произведения воспитывают чувства бережного отношения к любому живому существу.