Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» Мастер - класс Применение методов и приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста
Цель мастер – класса: Практическое освоение технологии ТРИЗ
Задачи:
1. Дать представление о многообразии методов и приёмов ТРИЗ технологии.
2.Познакомить с практическим применением игровых приёмов.
3. Развивать творческую активность педагогов в совместной деятельности с детьми.
Метод « Мозговой штурм»
Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
Игра «Пара к паре»
Цель: учить подбирать пару к соответствующей картинке. Развивать способность анализировать о данном выборе.
Метод проб и ошибок или метод перебора вариантов
Сущность метода состоит в том, что умозрительно или экспериментально из множества возможных вариантов решения той или иной изобретательской задачи, человек выбирал один, прорабатывал его и отбрасывал убедившись в том, что он является неудачным. Далее он принимался за проработку следующего варианта…… и так до тех пор пока не находил приемлемое решение
Какие слова, обозначающие названия фруктов зашифрованы?
нцесол токцев ляпак
Метод каталога
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.
Метод каталога
Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой?
Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Метод фокальных объектов (МФО)
Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, назвать их и сделать презентацию.
Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
Метод Данетка .
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Игра « Да-нет-ка
Цель: учить детей задавать правильные вопросы, отсекая лишние признаки и находить правильный ответ на задуманный предмет или объект.
Метод системного анализа Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Игра « Теремок» Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Игра «Цепочки ассоциации»
Цель: активизируется словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
- Желтое, мягкое, пушистое…
-Длинное, серое, тягучее…
-Черное, длинное, холодное…
-Круглое и сладкое …
- Зеленое ,прыгучее и слизкое…
-Холодное, белое …
-Шипящее и кусачее…
-Прозрачное, водянистое, жалящее…
Игра «Дорисуй картинку»
Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.
Системный оператор - девятиэкранка
Игра «Удивительный дом»
- Волшебные загадки (схемы для составления загадок) Картотека игр по методике ТРИЗ Игра «Что лишнее и почему?» Игра « Волшебные очки» Картинки для игры Теремок Игра «Фантастическое животное»
- Мы поставили следующее:
- На дальнейшую перспективу в данном направлении
- Продолжать развивать познавательное , логическое, ассоциативное мышление и творческие способности детей используя игровые приёмы по методике ТРИЗ .
- Изучая методику мы пришли к выводу:
- Что игры по методике ТРИЗ в образовательной деятельности являются эффективным средством развития активного, творческого мышления у дошкольников, что влияет на развитие других психических процессов и личности в целом.
Спасибо за внимание!
Желаем успехов в работе!!!