Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ на уроках музыки в режиме online»
Подготовила: Шостаковская Ольга Владимировна, музыкальный руководитель, учитель музыки КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Воронеж.
Цель: Расширить представление педагогической деятельности по здоровьесбережению учащихся с ОВЗ в процессе обучения.
Задачи:
1. Познакомить с актуальностью проблемы здоровьесбережения и представить способы её решения.
2. Продемонстрировать основные виды здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках музыки в обучении детей с ОВЗ.
3. Показать необходимость и целесообразность использования здоровьесберегающих технологий на уроках по другим образовательным предметам.
План проведения:
- Теоретическая часть: Что такое здоровьесберегающие технологии.
- Практическая часть: Примеры различных видов здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках музыки в обучении детей с ОВЗ. (практическое применение на слушателях курса)
- Рефлексия.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий: - принцип «Не навреди!»; - принцип сознательности и активности; - принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; - принцип систематичности и последовательности; - принцип доступности и индивидуализации; - принцип всестороннего и гармонического развития личности; - принцип системного чередования нагрузок и отдыха; - принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий; - принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса; - принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников; - принцип комплексного сквозного подхода; - принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.
Вокалотерапия включает в себя вокальные упражнения, дыхательную гимнастику, упражнения на «реабилитацию» голосовых связок.
Гласные звуки
- А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
- Э – улучшает работу головного мозга;
- И – лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
- О – оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
- У – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, органов мочеполовой системы;
- Ы – лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетания
- ОМ – снижает кровяное давление;
- АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
- УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Артикуляционная гимнастика направлена на активизацию мышцы лица, речевого аппарата.
Пример: Четыре раза слегка прикусите кончик языка (далее – каждое задание исполняется 4 р.)
- Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
- Пощелкайте языком, изменяя форму рта.
- Массаж лица кончиками пальцев.
- Массаж пальцами челюстно-височных суставов и т.п.
Дыхательная гимнастика
«Свеча»
Вокальные упражнения способствуют оздоровлению голоса, с их помощью можно решить многие проблемы, связанные с речью.
Пример: Комплекс упражнений («Фонопедический метод развития голоса» разработан Виктором Вадимовичем Емельяновым), направленный на выработку дикции, дает свободу в пении, раскрепощает детей, дает возможность иметь здоровый, сильный и выразительный голос.
- Согреваем дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но интенсивным.
- Перевести бесшумный выдох на шипение горлом, не прерывая дыхание.
- «Волна». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» со всё возрастающей силой тона. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих высоту волны.
- «От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, усиливая звук к слову «десять» (крикнуть!).
Упражнения оздоровительного физвокализа
предполагают тренировку, укрепление голосовых мышц. Особое внимание при этом уделяется осанке («столб достоинства»).
Пример: Потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте.
Ритмотерапия включает в себя танец, мимику и жест, которые являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Примеры:
- марширование;
- движение рук (фразировка);
- элементарные танцевальные движения;
- игра на воображаемых музыкальных инструментах (балалайка, гармонь, бубен, трещотка);
- условное (графическое) изображение музыки;
- «свободное дирижирование».
Логоритмика и ее элементы, являются одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения.
Пример: Логопедическая гимнастика (предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой)
- На букву “Н”: представляем, как девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно “Н-н-н”, “Н-н-н” (все движения мы делаем примерно по 8 раз)
- Изображаем звонок в дверь, произносим “Тр-р-р-р” (8 раз)
- Подносим кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: “Зь”, в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит “З” (поочерёдно по 4 раза)
- Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко “Щь” (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука), Большая метла- увеличивается амплитуда дуги и звук произносится “Ш” (попеременно по 4 раза)
«Двигательные» песенки направлены на то, чтобы ученик не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.
Пример: Известная песня-игра «Если весело живётся».
1. Если нравится тебе, то делай так (приседаем) Если нравится тебе, то делай так (приседаем), Если нравится тебе, ты другому покажи, Если нравится тебе, то делай так (приседаем).
2. Меняем движение. Например: прыгаем.
3. Меняем движение. Например: топаем.
4. Меняем движение. Например: хлопаем.
5. Все движения повторяем по очереди.
Терапия творчеством. Выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния детей с ОВЗ.
Пример:
- Мелодизация собственного имени.
- Мелодизация эмоционально окрашенных состояний («Какая удача, какая радость!», «Мне так спокойно и хорошо»).
- Мелодизация образов животных («Танец медведя», «Хоровод белок»).
- Мелодизация природных явлений («Летний дождь», «Осенний дождь»).
Арттерапия
Музыкотерапия
Улыбкотерапия
Сказкотерапия
Фольклорная
арттерапия
Цветотерапия
Пример: Игра – «Цветные сны». В положении сидя после напряженной работы, учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.
Рефлексия в сочетании с пальчиковой гимнастикой.
Пример: Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:
МИЗИНЕЦ. Что Вам больше всего понравилось в мастер-классе?
БЕЗЫМЯННЫЙ. Что бы Вы взяли на заметку?
СРЕДНИЙ. Что Вам не понравилось в мастер-классе?
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Что бы Вы порекомендовали исправить, дополнить?
БОЛЬШОЙ. Интересен ли был этот мастер-класс?
Спасибо за внимание!