Мастер - класс
Применение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания на уроках математики
Учитель математики
Шабанова О.Н.
ГБОУ ЛНР «Кировская
многопрофильная гимназия»
«Чтобы воспитать хорошего человека,
надо ежедневно в течение 10 лет
давать ребенку 4 урока:
здоровья, мудрости, любви и труда»
Древняя восточная мудрость
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А.Сухомлинский
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Задачи и задания по здоровьесберегающей тематике
На уроках математики использую задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни. Они призваны заинтересовать обучающихся заботиться о своем здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать систематизации знаний.
Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы обучающиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий обучающиеся могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика.
Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.
6 класс Тема «Проценты»
Здоровьесберегающие задачи урока:
• профилактика рационального
питания
Задание: В таблице зашифрованы слова – органы человека, на которые пагубно влияет курение, вы сможете их разгадать, если вспомните правила: Как перевести дробь в %? Как % представить в виде дроби? Как найти дробь от числа (% от числа)?
1) Представьте % в виде дроби: 62%; 4%; 80%; 110%; 170%; 4,0%.
2) Переведите число в %: 0,48; 0,03; 0,9; 0,075; 0,25; 0,0004
3) Найдите: 8% от 10; 12% от 4; 15% от 6.
1
С
2
0,62
Г
3
Е
4
90
Т
5
0,04
Ц
0,9
6
1,7
7
Ж
1,1
8
Л
48
Д
9
И
1,1
10
25
11
О
Р
12
0,48
К
13
0,8
Ё
7,5
3
62% = 0,62 – С 4% = 0,04 – Е 80% = 0,8 – Р 110% = 1,1 – Д 170% = 1,7 – Ц 4% = 0,04 – Е
0,48 = 48% - Л 0,03 = 3% - Ё 0,9 = 90% - Г 0,075 = 7,5% - К 0,25 = 25% - И 0,0004 = 0,04% - Е
(8:100) •10 = 0,8 – Р (12:100)•4 = 0,48 – О (15:100)• 6 = 0,9 - Т
Мы получили слова: «сердце», «лёгкие», «рот». Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти органы человека? Сердце – сужает кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной. Лёгкие – затрудняет нормальное дыхание, что снижает твои спортивные результаты. Рот – повреждает слизистые оболочки губ, языка, носоглотки; изменяет вкусовую чувствительность; приводит к кашлю; приводит к неприятному запаху при дыхании. Кроме этого при курении ухудшается внешность - морщины на лице появляются раньше, теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
6 класс Тема «Круговые диаграммы»
Здоровьесберегающие задачи урока:
• профилактика рационального
питания
Круговая диаграмма
- Используется в тех случаях, когда нужно представить соотношения между частями одного целого.
- Первую круговую диаграмму начертил в 1801 году шотландский экономист William Playfair, основатель графических методов статистики.
Повторим… Вспомним…
Проценты
- Что такое процент?
- Какую часть составляет: 100%, 50%, 25%, 75%?
Углы
- С помощью чего строят углы?
- Сколько градусов составляет полный круг?
- Сколько градусов развернутый угол?
- С помощью чего строят окружность?
Алгоритм построения круговой диаграммы
1. Вспомните, сколько градусов содержит круг?
2. Сколько процентов приходится на всю величину, на единое целое?
3. Определить, сколько углов будет содержать диаграмма.
4. Рассчитать, сколько градусов составит каждый угол.
5. Построить углы, вершины которых будут находиться в одной точке – центре круга.
6. Выбрать цветовое решение для каждого угла в отдельности и для диаграммы в целом.
Решим задачу Врачи рекомендуют дневную норму питания школьника распределить на 5 приёмов:
I
II
Утренний
20%
III
завтрак
Второй завтрак
IV
15%
Обед
Полдник
V
40%
10%
Ужин
15%
Постройте круговую диаграмму распределения дневной нормы питания школьника.
Решение
1) 20+15+40+10+15=100% - дневная норма
2) 360⁰:100=3,6⁰ -составляет 1%
3) 20∙3,6 = 72⁰ - утренний завтрак
4) 15∙3,6 = 54⁰ - второй завтрак
5) 40∙3,6 = 144⁰ - обед
6) 10∙3,6 = 36⁰ - полдник
7) 15∙3,6 = 54⁰ -ужин
Решение:
1) 20+15+40+10+15=100% - дневная норма
2) 360⁰:100=3,6⁰ -составляет 1%
3) 20∙3,6 = 72⁰ - утренний завтрак
4) 15∙3,6 = 54⁰ - второй завтрак
5) 40∙3,6 = 144⁰ - обед
6) 10∙3,6 = 36⁰ - полдник
7) 15∙3,6 = 54⁰ -ужин
Дневная норма питания школьника
7 класс Тема «Решение уравнений»
Здоровьесберегающие задачи урока:
• профилактика заболеваний
дыхательных путей
7 класс Тема «Решение уравнений»
Задание. Решите уравнения и расшифруйте названия основных болезней, от которых страдают курильщики.
а) 5х – 150 = 0
б) 12х + 2 = 38
в) 48 – 3х = 0
г) 15х = 90
Варианты ответов:
х = 16 – рак лёгких
х = 45 - артрит
х = 30 – бронхит
х = 3 – болезни сосудов
х = 75 – грипп
х = 6 – эмфизема лёгких
7 класс Тема «Решение уравнений»
Основные болезни, от которых страдают курильщики:
а) х = 30 – бронхит
б) х = 3 – болезни сосудов
в) х = 16 – рак лёгких
г) х = 6 – эмфизема лёгких
5 класс Тема «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Здоровьесберегающие задачи урока:
• профилактика здорового
образа жизни
5 класс Тема «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Задание . Вычисли и собери пословицу, расположив
ответы в порядке возрастания.
а) 132 + 450
б) 197 + 48
в) 125 – 96
г) 649 - 185
5 класс Тема «Сложение и вычитание натуральных чисел»
а) 132 + 450 = 582
б) 197 + 48 = 245
в) 125 – 96 = 29
г) 649 – 185 = 464
29 – Здоров
245 – будешь,
464 – всего
582 – добудешь!
Здоров будешь, всего добудешь!
Наше здоровье в наших руках! Будьте здоровы!
Спасибо за внимание!