СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность как путь достижения метапредметных результатов в обучении школьников в рамках реализации ФГОС"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность как путь достижения метапредметных результатов в обучении школьников в рамках реализации ФГОС"»

«Проектно-исследовательская деятельность как путь достижения метапредметных результатов в обучении школьников в рамках реализации ФГОС»

Исследовать — значит видеть то, что видели все,

                                                                            и думать так, как не думал никто.

Альберт Сент-Дьёрди (1893-1986) американский биохимик

«Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления».

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Разрешите представить вам свой опыт по теме «Проектно-исследовательская деятельность как путь достижения метапредметных результатов в обучении школьников в рамках реализации ФГОС»

Я приглашаю вас к диалогу:

- Кто такие исследователи?

  • Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний.

  • Слово исследование буквально переводится как «следование изнутри» и обозначает процесс научного изучения чего-либо.

- Каких исследователей, первоткрывателей вы знаете?

(Рычков Петр Иванович, Аристотель, Пржевальский Николай Михайлович, Беринг Витус Ионассен, Лихачев Дмитрий Сергеевич)

- Как вы думаете, какими качествами обладают исследователи?

(Любознательность, жажда знаний, тяга к новому, неизведанному Наблюдательность Терпение Творчество Трудолюбие Пытливый Эрудированный Целеустремленный)

- А могут ли ученики быть исследователями? (….)

Ребенок с первых уроков и каждый день делает открытия, с той только разницей, что эти открытия делаются им не для человечества, а для него самого – конкретного маленького человека. Педагогу очень важно и дальше развивать его познавательную активность. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к сожалению, у многих детей исчезает.

Как сформировать навыки исследовательской деятельности у учащихся?

Хочу привести высказывание Али Апшерони: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если усердно не научатся сами».

Коллеги! Сегодня я предлагаю вам на некоторое время стать учениками и сделать вместе первые шаги в исследовательской деятельности

Первое задание. Выберите определение, которое вы считаете, наиболее полно раскрывает понятие исследования. Свой выбор обоснуйте /распечатки на столах/.

  1. Исследовательская деятельность учащихся - есть творческий процесс совместной деятельности учащегося и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом которого является формирование научного мировоззрения.

  2. Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленной на получение новых объективных научных знаний.

  3. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование.

  4. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение
    учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

  5. Научно – исследовательская деятельность школьников – это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.

Коллеги объясняют свой выбор

Главное здесь не овладение новыми, до этого не известными фактами, а научение алгоритму ведения исследования. Конечно, учащиеся при этом получают новые знания в избранной ими области. Следует сказать, что при всей ответственности педагога за проведение работы, необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь советует, ориентирует учащегося в мире информации – методологии, литературе, проблематике.

Обратите внимание на конспект

- Отчего зависит успех? Что необходимо для успеха? (рассуждения слушателей)

Формула: Успех в жизни =

ЗНАНИЕ + УМЕНИЕ + ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ +ТВОРЧЕСТВО

Пояснение к составляющим формулы:

- Для того, чтобы достичь успеха в жизни, мало ЗНАТЬ, нужно УМЕТЬ

Слишком многие плывут по жизни по течению, так и не раскрыв свой потенциал и используя лишь малую долю своих способностей. Согласно последним научным данным, человек в среднем использует только 1/100 от 1% своего интеллекта в течение своей жизни, тогда, как, по словам исследователя Ивана Ефремова, «мы могли бы, без затруднений, выучить свыше 40 иностранных языков, запомнить несколько энциклопедий от А до Я и пройти десятки курсов обучения в разных институтах.

Получается, что мы от природы исследователи!

Мы все с вами знаем следующую структуру исследовательской работы:

  1. Введение

Тема

Актуальность

Проблема

Цель

Задачи

Гипотеза

Объект исследования

Предмет исследования

Методы исследования

Ожидаемые результаты

  1. Основная часть

  2. Заключение

Рекомендации

  1. Список литературы

  2. Приложения

И перед нами возникает вопрос – с чего же начать? С какого момента?

Конечно же, нужно начать с проблемы.

Итак, определение проблемы как начало исследования.

Проблема – противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуацией.

Проблема – это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено.

Задание: Определите, какие из проблем сформулированы без ошибок (+), какие – с ошибками (-).

Проблема

+/-

Новый вариант

(если «-»)

Большая нагрузка в школе не позволяет заниматься спортом.


факт… подтверждение исследования

Есть проблема с уборкой квартиры.


факт

Цветы в моей комнате растут плохо, а должны расти хорошо.


Вот оно противоречие…

Возникает проблема….





Исследовательская деятельность, как творческая по характеру, проходит следующие этапы:

Этапы научного исследования

1.Постановка проблемы, темы, целей и задач исследования.

2.Выдвижение гипотез.

3.Планирование эксперимента, выбор методики.

4. Проведение практической части исследования.

5. Анализ полученных результатов.

7. Формулировка выводов.

9. Оформление итогов исследования.

Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта

(по методике А.И.Савенкова):

Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

Исследовательская работа всегда создается с определенной целью, которую принято определить во введении.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Цель легко сформулировать, если известна тема предстоящей работы.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, это то, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Далее я предлагаю вам установить правильную последовательность этапов научного исследования.

Установите соответствие между этапом исследовательской работы и тем, что он означает.

Основные этапы исследовательской работы
       

  •   Найти проблему – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Исследование как метод обучения может быть использовано на уроках биологии и, конечно же, во внеклассной работе.


Исследовательскую деятельность школьников во внеурочное время мы организуем с учетом их возраста, времени, необходимого для работы. Особенность организации исследовательской деятельности заключается в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и со средними способностями.


В нашей практической деятельности мы работаем в сотрудничестве с учителями начальных классов. Начиная работать с учащимися начальной школы, выявляем способности и интерес к предмету, а затем развиваем их дальше. Главное в обучении в форме исследования – увлечь детей, вселить им уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, журналом, словарём, интернетом. В результате они учатся самостоятельно выполнять все этапы исследования: начиная с постановки и рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему, делать выводы. Далее, переходя в среднее и старшее звено, учащиеся уже самостоятельно успешно находят информацию, проводят эксперименты, оформляют результаты наблюдений.

    

В ходе учебного исследования школьники не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, используют различные источники информации. Школьные исследования отличаются тематикой, которая определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной информации – достоверного результата, обладающего новизной не только для данного исследователя, но и для окружающих. Следовательно, исследования, проводимые во время уроков и внеклассной деятельности, имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе школы и должны занять важное место в работе каждого учителя биологии.


Итогом нашей исследовательской деятельности является  участие учеников в конкурсах, научно-практических конференциях муниципального и республиканского  уровней: «Совенок», «Юннат», «Сады нашего детства», «Ломоносовские чтения».


Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

  Давайте сделаем вывод:

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Уважаемые коллеги, участники мастер – класса. Я благодарю вас за сотрудничество. Желаю вам творческих успехов!