СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Промыслы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс был разработан для участия в конкурсе "Самая классная классная"

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Промыслы России"»

Мастер - класс «Промыслы России»


(внеклассное мероприятие 2 класс)


Учитель: Ваховская Е.М.

ГБОУ Школа №2025




Творческая мастерская.


Тема: Русская матрёшка.

Цели:

Образовательные:

  1. Обобщить знания детей о пройденных промыслах – о гжели, хохломе,

дымковской игрушке.

  1. Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке - матрёшке.

  2. Учить детей различать разные техники росписи матрёшек.

  3. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.


Воспитательные:

  1. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять

Их знания о русском народном творчестве.

  1. Формировать представление о добре и зле.

  2. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

  3. Показать связь между всеми видами народного творчества: народными

промыслами, русским фольклором (песнями, частушками), русскими сказками.


Оборудование:

  1. Выставка народных промыслов России – гжели, хохломы, дымковских игрушек; матрёшек – Сергиево-Посадских, полхов - майданских, семёновских.

  2. Силуэты матрёшек, вырезанные из белого листа бумаги.

  3. Краски, кисти, карандаши.






Ход занятия


Обобщение знание о русском народном творчестве.


Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что мы все сегодня здесь собрались. Я хранительница русских сказок – сказительница. Знаю я их очень много и могу вам рассказать.

Но сегодня мы с вами поговорим о разновидностях русского народного творчества.

- Что такое народное творчество? (то, что сочиняли и дела люди в деревнях)

- Какие виды творчества вы знаете? (устное, ручная работа)

- Что относится к устному народному творчеству? (сказки, песни, частушки, скороговорки, пословицы и др.)

- Какие русские народные сказки вы знаете?

- Я знаю, что у нас есть ребята, которые могут спеть русскую народную песню.

(ребята в русских народных костюмах исполняют песню)


- А какие скороговорки вы знаете?

- А пословицы?

- Молодцы!!!

- Теперь отправимся в сказочную страну русского промысла.

Вот здесь у меня стоят разные виды промыслов. С какими-то мы с вами уже знакомы, а с какими-то познакомимся сегодня.

Вот здесь предметы из сказочной страны гжели. Давайте вспомним, что это за промысел и чем он так необычен.


(учащиеся рассказывают об истории гжельской росписи).




- Теперь давайте вспомним историю хохломской росписи.


(рассказ ученика)



- Вот здесь живут сказки из Дымки. Вы с ними тоже знакомы. Здесь множество разных игрушек и про каждого своя сказочка есть.


(рассказ ученика)






- Но я вижу вы немного устали. А вы знаете, ребята, что на Руси на праздниках (раньше – гулянья) и взрослые и дети очень любили участвовать в народных играх.

- Давайте и мы поиграем в русскую народную игру.


Ребята играют в игру «Бояре»



Знакомство с русской матрёшкой.


- А вот ещё один стол. Он платком цветастым накрыт. Что на нём?

- А вот угадайте!


Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (матрёшка)


- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.


История промысла.


Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъёмная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.



Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притёртую –

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой - седьмая, а в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные вряд сёстры – куколки стоят.

- Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – восемь!


Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок. На самом деле ей всего немногим больше 100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что её прообразом послужил ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрёшка – присмотритесь, даже форма в чём-то напоминает яйцо.

- Ну что, понравилась вам матрёшка? Тогда попробуйте сами нарисовать костюм для матрёшки.


(детям предлагаются вырезанные из бумаги силуэты матрёшек)


- Дорисовав элементы народного костюма, подумайте, каков будет основной цвет сарафана, какой цветочный или геометрический узор будет его украшать.


Подведение итогов.


- Давайте вспомним, о каких народных промыслах мы с вами вспомнили?

(гжель, хохлома, дымковская игрушка)

- С какой новой народной игрушкой мы познакомились? (матрёшка)

- А из ваших замечательных матрёшек мы сделаем выставку народной игрушки.

- На этом наша проектно – исследовательская работа не заканчивается, ведь так ещё много сказочных мест, где русские умельцы делают свои шедевры.

- Всем спасибо за активную работу на занятии, а гостям спасибо за внимание.







6