СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс, проведенное на XI Сталинградских чтениях

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс раскрывает проблемно- далогическую технологию по теме "Сталинградская битва" и блочно-модульную технологию на уроках истории в старших классах по теме "Великая Отечественная война".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс, проведенное на XI Сталинградских чтениях»

Кузьмина Н.В.

Проблемные вопросы Сталинградской битвы на уроках истории: опыт, практика.

Чем дальше от нас уходят годы Великой Сталинградской битвы, тем значимее, острее и ярче становится грандиозность победы советских войск под Сталинградом.

Для нас учителей-практиков тема Сталинградской битвы остается содержательной, яркой, интересной и с точки зрения методики, и проблематики вопросов. Подвиг народа несет в себе огромный эмоциональный, духовно-нравственный, граждански-воспитательный компонент через связь поколений, патриотизм, мужество, гордость за Великую историю Родины.

Сегодня учителя истории испытывают желание во многом по-новому взглянуть на Сталинградскую битву, ее ход, последствия и уроки. С введением историко-культурного стандарта в историческое образование и Фгосов, в основе которого поставлен системно-деятельностный подход, заставляет нас учителей подходить к преподаванию темы войны более творчески.

История Сталинградской битвы поставила очень много проблемных вопросов. Важно, чтобы учитель сумел ввести в общий контекст наиболее значимые, дискуссионные проблемы, привлекая работы историков, документы и побуждая учащихся к их анализу, сопоставлению, определению и обоснованию своей позиции.

Например, по теме «Сталинградская битва» западные историки называют переломным событием в ходе всей II Мировой войны битву у Эль-Аламейна в Северной Африке 23 окт.-3 нояб. 1942 г. 8 армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боев англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте действовало 260 дивизий. Отечественные историки утверждают, что таким переломным событием стала Сталинградская битва, только 23 ноября 1942 г. в районе Калача были окружены 22 дивизии(330 тыс. чел.). Это надо доказать. Или можно поставить вопросы: Почему Германии удалось организовать наступление на Сталинградском направлении? Почему Германии не удалось завладеть Сталинградом? И вот здесь уместно вспомнить слова В. Гроссмана: Почему фашисты сумели пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не сумели? Страх или свобода двигали защитниками Сталинграда? Проблема другая- «Цена победы-большая кровь?»; проблема, связанная с Приказом № 227 «Ни шагу назад!»- его можно назвать источником Победы? Как Сталинградская битва повлияла на экологию и ландшафт региона? или как природные условия края помогли на пути к победе? Видно ли прошлое в настоящей жизни нашего города?

Существуют и другие спорные вопросы как проблема превентивности удара Сталина, выдвинутая в книге Суворова и немецкого историка Мазера «Нарушенное слово»; проблемы ленд-лиза, коллаборационизма, советских военнопленных, репатриантов, которые во многих случаях были следствиями сталинской системы, сопровождавшейся террором, преследованиями и чистками; проблема ялтинской системы и происхождения «холодной войны» и т.д.

Такая проблематика вопросов направляет учащихся на анализ источников, исследование, аргументированное выдвижение собственной позиции и уважение к иному мнению.

Таким образом, создается мотивация и установка для дальнейшей работы, достигается единство содержательных и деятельностных сторон учебного процесса.