Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Работа над дикцией младших школьников на уроках литературного чтения"»
Работа над дикцией младших школьников на уроках литературного чтения.
Анализ современной ситуации, которая наблюдается в воспитательно-образовательной системе начальной школы, свидетельствует о том, что количество детей с проявлением отклонений в речевом развитии, неуклонно возрастает. Правильная речь очень важна для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания.
И, к сожалению, речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.
Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над дикцией.
Дикция – это своего рода основа четкости и разборчивости того, что мы говорим. (сравнение с почерком)
Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.
Такие упражнения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.
При работе над дикцией необходимо обращать внимание детей на правильное дыхание во время речи.
Что значит - правильно дышать:
незаметно для окружающих делать вдох, своевременно запасаться воздухом, постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух. Это необходимо, чтобы речь была плавной, понятной, без лишних пауз.
Еще: Упражнение «Почистим зубки».
Для освоения речи ребенок должен уметь управлять мускулами своего речевого аппарата. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика.
Она помогает сделать речь более четкой и понятной. Работа над артикуляцией — это шаг к хорошей дикции.
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении.
Самый распространенный вид работы над дикцией - скороговорки.
(добавление рук, смена эмоций)
Огромную роль в речевом общении играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств
Обобщая все вышесказанное, можно сделать выводы, что ежедневные небольшие упражнения внесут существенный вклад в формирование правильной речи у Ваших учеников.