СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Работа над дикцией младших школьников на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дикция – это  своего рода основа четкости и разборчивости того, что мы говорим. (сравнение с почерком)

Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Работа над дикцией младших школьников на уроках литературного чтения"»

Работа над дикцией младших школьников на уроках литературного чтения.

Анализ современной ситуации, которая наблюдается в воспитательно-образовательной системе начальной школы, свидетельствует о том, что количество детей с проявлением отклонений в речевом развитии, неуклонно возрастает. Правильная речь очень важна для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания.

И, к сожалению, речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.

Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над дикцией.

Дикция – это  своего рода основа четкости и разборчивости того, что мы говорим. (сравнение с почерком)

Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.

Такие упражнения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.


При работе над дикцией необходимо обращать внимание детей на правильное дыхание во время речи.

Что значит - правильно дышать:

незаметно для окружающих делать вдох, своевременно запасаться воздухом, постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух. Это необходимо, чтобы речь была плавной, понятной, без лишних пауз.

Еще: Упражнение «Почистим зубки».

Для освоения речи ребенок должен уметь управлять мускулами своего речевого аппарата. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика.

Она помогает сделать речь более четкой и понятной. Работа над артикуляцией — это шаг к хорошей дикции.



Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении.

Самый распространенный вид работы над дикцией - скороговорки.

(добавление рук, смена эмоций)



Огромную роль в речевом общении играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств

Обобщая все вышесказанное, можно сделать выводы, что ежедневные небольшие упражнения внесут существенный вклад в формирование правильной речи у Ваших учеников.