Мастер-класс
Тема. Работа с информацией через использование приёмов технологии развития критического мышления
Цель. Ознакомление с трёхфазовой структурой урока: вызов, осмысление, рефлексия и приёмами технологии развития критического.
Сценарий мастер-класса
Слайд 1
1. Вызов
-Уважаемые коллеги, вам предстоит работать в паре, повернитесь друг к другу улыбнитесь.
- В течение 2 минут обсудите в паре, что вы понимаете под критическим мышлением? Запишите свои высказывания.
- Представьте, результат вашей работы.
(Коллеги представляют свои высказывания, которые я закрепляю на доске.)
- Как видите, нет однозначного ответа на этот вопрос.
- Исходя из этого, какова цель нашего занятия, сформулируйте, пожалуйста?
(Коллеги формулируют цель.)
2. Осмысление
- Предлагаю вам прочесть текст. Во время чтения нужно провести маркировку текста. На полях особыми значками отмечать абзацы или предложения. На слайде указаны значки и что они означают.
Слайд 2
V - если это уже знали;
+ - если информация новая;
- - если думали иначе и не согласны;
? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.
(Выполняется работа – чтение текста с пометками. Памятка.)
Слайд 3
Для зрителей
(Рассматривание серии картинок)
- Что вы узнали?
- Что отметили знаком «-», т.е. о чём вы думали иначе?
- Возникли ли у вас новые вопросы.
- Поздравляю, у вас появились вопросы после прочитанного, значит, вы уже начали мыслить критически.
3 Рефлексия
-Предлагаю вернуться к записям.
- Что-то добавим?
- А может быть, что- то и уберём?
-Как вы поняли, что такое критическое мышление?
Слайд 4
- Предлагаю вам творческое, и достаточно интересное задание – составить синквейн – стихотворение из 5 строк.
1 строка Мышление.
(Проверка синквейнов, составленных учителями)
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Которые мы благополучно сейчас прошли.
На стадии вызова – приём «Корзина идей».
На стадии осмысления – приём «Инсерт» – чтение текста с пометками.
И на стадии рефлексии – приём «Синквейн».
- Благодарю за участие. Надеюсь, кого-то заинтересовала технология.
- А теперь, уважаемые коллеги.
Оцените своё самочувствие и настроение, выбрав одну из «мордашек»
- Если вас заинтересовала данная технология.
- Если вы остались равнодушными к услышанному.
- Если вы не можете сейчас ответить и вам надо подумать об этом.
- Спасибо за внимание!
В настоящее время существует множество определений критического мышления.
Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. предлагают следующее определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».
Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон утверждают, что для эффективного решения задач необходимы два вида мышления - творческое и критическое, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот. По их мнению, творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты. Практически всегда при мыслительном процессе человек несколько раз поочередно прибегает к творческому и критическому аспектам мышления.
Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Д.Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?» выделяет следующие параметры критического мышления:
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Критическое мышление - «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения» [Johnson, 1985].