СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс Развитие креативного мышления - как условие достижения метапредметного результата во внеурочной деятельности учащихся

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создавая  такой продукт, как озвучивание мультфильма,   ребята получают возможность оживить воображение, выразить переживания, воплотить свои идеи, получить удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Все это выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире).  При этом движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может А учитель обеспечивает  это движение как тьютер, консультант, осуществляя социальное подкрепление творческого поведения,  создавая условия для адекватной позитивной самооценки. Растет внутренняя мотивация к творчеству. 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Развитие креативного мышления - как условие достижения метапредметного результата во внеурочной деятельности учащихся»



Мастер-класс Развитие креативного мышления - как условие достижения метапредметного результата во внеурочной деятельности учащихся

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Матвеева Елена Зосимовна  Я учитель физики    МБОУ СОШ № 35 г. Иркутска.

В начале мастер-класса я попрошу вас обратить внимание на экран

Демонстрируется озвученный мультфильм. Я надеюсь, у вас повысилось настроение. И вы, наверняка, заметили, что изменилось в мультике. Сделали новую озвучку мои ученики 7 класса, и не на уроке, а дома.

ЦЕЛЬ

Наша общая задача, уважаемые коллеги, вырастить человечка, который будет верить в свою успешность, неповторимость, который сможет ощутить себя личностью, способной открывать вокруг себя мир, наполненный радостью. Понимать окружающий мир, видеть себя в контексте происходящих событий, отвечать за свои поступки, творить - это те цели, которые ставит перед собой любой из нас, работая с детьми. Но творчество как огонь. Ведь в детских душах загасить искры радости можно очень быстро. 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Социальный мир несет много ограничений и правил. Система школьных оценок, замечания взрослых заставляют ребенка вести себя согласно чужим ожиданиям. Побочные последствия этого – отказ от нового и шаблонность. Часто приходится слышать, что сегодня сложно заинтересовать детей. Говорят, их отличает преобладание поискового инстинкта, что они требуют свободы, самостоятельности и независимости. Они не терпят давления, плохо встраиваются в иерархию.

Сегодня парадигма образования изменилась. В процессе деятельности у учащегося целенаправленно должны развиваются новые способности, усваиваться знания. Но любые знания могут оказаться мертвым грузом, если не научиться их применять и понимать. Мы никогда не сможем изменить направление ветра. Но в нашей власти поставить нужные паруса

Что же способствует сохранению творчества, а значит и желания к деятельности?

Это наличие новизны, яркости, оригинальности представления физического содержания, осознание практической значимости материала смогут помочь ученику переосмыслить свои взгляды на физику, как науку. В этом наш помощник - внеклассная работа - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика, начинается процесс сотворчества.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

К таким занятиям я отношу работу с мультфильмами. В 7 классе ребята с удовольствием «откликаются» на игру. Ведь они еще продолжают зачастую  смотреть мультики. Возможность списать с решебника точно отсутствует, а само задание становится увлекательной игрой. Можно обсуждать решение в сетях, устраивать конференции по скайпу, звонить друг другу, спрашивать, спорить. И с каким нетерпением потом ждут урока, так хочется узнать, все ли учли, ждут оценки одноклассников и учителя. Ведь им пришлось потрудиться: и в учебник посмотреть, и в тетради, и в словарь, и в интернете информацию поискать. Приходится сравнивать, анализировать, делать выводы.

ОПИСАНИЕ ПРИЕМА

Для достижения такого результата предлагаю широкий спектр заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка:

Найти в мультфильме все физические явления;

Составить вопросы, раскрывающие физику явлений;

Определить законы, объясняющие наблюдаемые физические явления;

Оценить реальность происходящих событий;

Сделать подборку мультфильмов по определенной теме;

Найти в мультфильме тела, обладающие одинаковыми свойствами.

Определить признаки одного события в нескольких мультиках.

Написать комментарий или отзыв на мультфильм;

Сделать рекламу и т.д.

Озвучить мультфильм.

Подготовительная работа проходит в классе и имеет очень важное значение для результата проекта. На уроке учащиеся должны осознать, какие физические явления наблюдат, что они уже знают, и на что будут опираться, решая проблему. При подготовке к такому заданию учителю и ученику нужно учитывать:

как сформулировать проблему;

Какой способ освоения УУД можно применить;

как сформулировать цель и спланировать основные шаги.

На каких этапах реализации плана будет работа в группах, где самостоятельно с учебником, где будет подводящий диалог;

Какие этапы работы будут оцениваться и как;

Как будет выводиться итоговая оценка;

Презентацию работ лучше проводить на отдельном мероприятии, определяя победителей в различных номинациях. (За раскрытие сути физических явлений, за артистизм, лучший сценарий, умение организовать работу и т.д.)


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Уважаемые участники мастер-класса, сегодня наш конечный продукт – комментарий к мультфильму. Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. В нашем случаи, это желательно интересное сообщение о физических явлениях, событиях, процессах, которые происходят в мультфильме.

Первый этап

На первом этапе ( в классе на первом уроке) называем те  физические явления, понятия, термины которые можно использовать для комментирования мультфильма. Определяем основную тему. Для того, чтобы справиться с заданием и не утонуть в море информации в слабых классах можно давать спасательные круги (подсказки) с заданием –найти лишнее. Демонстрируется фрагмент мультфильма «Ну погоди» 6 серия. Перечисляются все физические явления ,называются термины. Дома ученики подбирают информацию( определения, пояснения) Но у нас продвинутый класс, мы сразу переходим ко второму этапу.

Второй этап

На втором этапе составляются вопросы, на которые можно получить ответы, озвучивая, комментируя мультфильм. Вопросы записываются на доске. Есть ли лишние?

Третий этап

На третьем этапе работаем в группах. Составляем текст комментария, посмотрим, чей будет интереснее и содержательнее. В роли экспертов могут быть старшеклассники или учитель

Что проверяет эксперт?

1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы); 2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий); 3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.


Оценивается работа на каждом этапе.

Время для выполнения задания уже вышло и нам не терпится увидеть результат. Расскажите, в чем заключалась ваша работа и как вы с ней справились. Пожалуйста, первая группа - (рассказывают). Вторая группа. Третья группа. А как справились с этим заданием семиклассники..(демонстрируется фильм с комментированием.)

Такая работа способствует индивидуализации обучения, развивает способности к сравнению и анализу явлений, обучает умению делать выводы, расширяет представления ученика о явлениях природы и законах, которые их могут объяснить.

Создавая такой продукт, как озвучивание мультфильма, ребята получают возможность оживить воображение, выразить переживания, воплотить свои идеи, получить удовольствие от процесса и результата своей деятельности. Все это выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире). При этом движение от цели к результату совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может А учитель обеспечивает это движение как тьютер, консультант, осуществляя социальное подкрепление творческого поведения, создавая условия для адекватной позитивной самооценки. Растет внутренняя мотивация к творчеству.

Спасибо за работу !

Вот прошёл мой мастер-класс.

Попрошу, коллеги, вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Рефлексия