Мастер-класс « Технология развития критического мышления»
Блез Паскаль говорил: «Всё наше достоинство – в способности мыслить». Я , Ермолаева С.В. представляю свой мастер-класс. Давайте поразмышляем вместе
- Посмотрите на экран (притча Ш.Амонашвили «Крылья»)
Обсуждение
Давайте и мы с вами попробуем испытать радость волшебного полёта. Мы с вами на современном лайнере знаний, я – командир корабля, вы – экипаж. Посмотрим на небо – лётная ли погода. Погода лётная. Вот это облачко подскажет вам тему моего мастер-класс (на слайде облако слов)
- Верно! Тема «Технология развития км» Перед взлётом прослушайте инструктаж. (На слайде теория по КМ , стадии )
- Итак, летим! (На слайде стадия «Вызов»)
За бортом математика. Рассмотрим приём «Кластер». На слайде (и на листах для работы в парах) в круге слово «линия»
-Что вы знаете об этом понятии? Составим схему. Работаем в парах. Заполните те части схемы понятиями, которые вам уже знакомы. А новые понятия мы узнаем и внесем в эту схему в конце урока. Учитель вместе с детьми заполняет кластер до конца в течение урока.
На слайде: также приёмы стадии «Вызова»: могут быть «Мозговой штурм», « Корзина идей», « Денотатный граф», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
- Летим дальше. Вы чувствуете, начинается зона турбулентности. А экране вторая стадия – «осмысление». Рассмотрим на примере изучения темы «Имя прилагательное»
За бортом русский язык. Дается проблемное задание Группы (1 и 2) получают загадки.
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?... (Лиса.)
2. Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)
Задание для группы (1):
Задание для группы (2 )
Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)
- Группы 1: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,
используя только существительные.
- Группы 2 : описывают животное, используя существительные и прилагательные.
- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?
- Чьё описание оказалось более точным?
- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.) На доску помещается карточка:
На слайде: приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие.
Мы с вами успешно преодолели зону турбулентности, готовимся к посадке.
Рассмотрим стадию рефлексия (на слайде «РефлЕксия») на примере урока окружающий мир. Допустим, на уроке изучали тему «Тундра»
- Заполним наш бортовой журнал.
Прием РАФТ:
-Определим четыре параметра будущего текста.
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать , например,– жителям планеты Венера)
Ф - форма – рассказ
Т – тема «Тундра»
-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
На слайде: приёмы стадии «Рефлексия»:«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.
- Наш полет завершен. А мы совершили успешную посадку (аплодисменты). Мы не только летели, но и чувствовали крылья за спиной. Пусть это ощущение вас не покидает.
Я уже взрослая, как тут ни посмотри…
Но, не взирая на то, что вокруг внушают,
Маленькой девочке, что у меня внутри
Крылья всю жизнь ни капельки не мешают.