СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «Реализация межпредметных связей на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Реализация межпредметных связей на уроках русского языка»»

«Реализация межпредметных связей на уроках русского языка» Мастер-класс Учителя МОУ «Школа №144 г.Донецка» Жуковой И.В.

«Реализация межпредметных связей на уроках русского языка»

Мастер-класс

Учителя МОУ «Школа №144 г.Донецка» Жуковой И.В.

Цель Рассмотреть практические аспекты использования интеграции на уроках русского языка как важной составляющей формирования универсальных учебных действий

Цель

Рассмотреть практические аспекты использования интеграции на уроках русского языка как важной составляющей формирования универсальных учебных действий

Задачи • Раскрыть суть метапредметного и интегрированного подхода в обучении; • Рассмотреть виды интеграции, основные умения, формируемые у обучающихся при интеграции учебных предметов; • Показать на практике примеры интеграции урока русского языка и других учебных предметов.

Задачи

Раскрыть суть метапредметного и интегрированного подхода в обучении;

Рассмотреть виды интеграции, основные умения, формируемые у обучающихся при интеграции учебных предметов;

Показать на практике примеры интеграции урока русского языка и других учебных предметов.

Метапредметный подход • Метазнания – это знания о знаниях, способах их получения; • Метаспособы – универсальные способы решения познавательных задач; • Метаумения – учебные междисциплинарные умения, навыки; • Метапредметные результаты – способы деятельности освоения обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса ,так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Метапредметный подход

Метазнания – это знания о знаниях, способах их получения;

Метаспособы – универсальные способы решения познавательных задач;

Метаумения – учебные междисциплинарные умения, навыки;

Метапредметные результаты – способы деятельности освоения обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса ,так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Интеграция Это одна из форм метапредметного подхода в обучении. Как правило, под интеграцией понимают создание целостного единства из некоторых компонентов, которые ранее существовали изолированно. В педагогике интеграция позволяет обеспечить системное познание учебного материала из разных дисциплин, устранить дублирование отдельных тем, сформировать у учащихся умение исследовать взаимосвязи и взаимозависимости между процессами и явлениями окружающего мира.

Интеграция

Это одна из форм метапредметного подхода в обучении.

Как правило, под интеграцией понимают создание целостного единства из некоторых компонентов, которые ранее существовали изолированно. В педагогике интеграция позволяет обеспечить системное познание учебного материала из разных дисциплин, устранить дублирование отдельных тем, сформировать у учащихся умение исследовать взаимосвязи и взаимозависимости между процессами и явлениями окружающего мира.

Выделяют три вида интеграции: • уроки полного слияния (совпадение тем и предмета обучения разным дисциплинам); • уроки взаимодополнения и расширения (использование законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой). • интегрирование учебных дисциплин на основе использования дидактического материала межпредметной тематики.

Выделяют три вида интеграции:

уроки полного слияния (совпадение тем и предмета обучения разным дисциплинам);

уроки взаимодополнения и расширения (использование законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой).

интегрирование учебных дисциплин на основе использования дидактического материала межпредметной тематики.

Уроки полного слияния (совпадение тем и предмета обучения разным дисциплинам)   Класс:10 Предмет: русский язык Тема: Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы Тип урока: обобщение и систематизация знаний Вид урока: интегрированный урок (история, география и русский язык).

Уроки полного слияния (совпадение тем и предмета обучения разным дисциплинам)

Класс:10

Предмет: русский язык

Тема: Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: интегрированный урок (история, география и русский язык).

Цели урока : познакомить учащихся с распространением русского языка на территории России, своего края; развивать кругозор учащихся, интерес к таким учебным предметам, как география, история, русский язык; воспитывать чувство патриотизма, единения с носителями не только родного языка, но и родственных славянских языков.

Цели урока :

  • познакомить учащихся с распространением русского языка на территории России, своего края;
  • развивать кругозор учащихся, интерес к таким учебным предметам, как география, история, русский язык;
  • воспитывать чувство патриотизма, единения с носителями не только родного языка, но и родственных славянских языков.
История История формирования русского национального языка. Карта Южно-русских наречий и говоров 1871г.Диалектологическая карта 1914 г.

История

История формирования русского национального языка.

Карта Южно-русских наречий и говоров 1871г.Диалектологическая карта 1914 г.

География   Распространение диалектов на территории России. Определение границ использования диалекта на современной географической карте.

География

Распространение диалектов на территории России. Определение границ использования диалекта на современной географической карте.

Русский язык: определение ДИАЛЕКТ (говор) – территориальная разновидность языка, используемая в качестве средства общения жителями одного или нескольких соседних, обычно сельских, населенных пунктов, не имеющих территориально выраженных языковых различий. 

Русский язык: определение

ДИАЛЕКТ (говор) – территориальная разновидность языка, используемая в качестве средства общения жителями одного или нескольких соседних, обычно сельских, населенных пунктов, не имеющих территориально выраженных языковых различий. 

Русский язык: классификация По наличию сходных и различительных особенностей языковеды объединили все многочисленные говоры в так называемые наречия. В русском диалектном языке выделяют два наречия: северное наречие; южное наречие. среднерусское наречие

Русский язык: классификация

По наличию сходных и различительных особенностей языковеды объединили все многочисленные говоры в так называемые наречия.

В русском диалектном языке выделяют два наречия:

  • северное наречие;
  • южное наречие.
  • среднерусское наречие
Русский язык: речевые особенности Северное наречие Южное наречие 1. ОКАНЬЕ – различие звуков О и А в безударной позиции. 1. АКАНЬЕ – совпадение А и О в безударной позиции 2. Г//К пироги – пироК 2. Г//Х пироги – пироХ 3. Произношение местоимений: я, у менЯ 3. Произношение местоимений: я, у менЭ 4. У глаголов в форме з лица настоящего и простого будущего времени звук Т произносится твердо пишуТ 4. У глаголов в форме 3 лица настоящего или простого будущего времени звук Т произносят мягко или не произносят совсем Пишу(ТЬ) 5. Различия в лексике 5. Различия в лексике

Русский язык: речевые особенности

Северное наречие

Южное наречие

1. ОКАНЬЕ – различие звуков О и А в безударной позиции.

1. АКАНЬЕ – совпадение А и О в безударной позиции

2. Г//К пироги – пироК

2. Г//Х пироги – пироХ

3. Произношение местоимений: я, у менЯ

3. Произношение местоимений: я, у менЭ

4. У глаголов в форме з лица настоящего и простого будущего времени звук Т произносится твердо пишуТ

4. У глаголов в форме 3 лица настоящего или простого будущего времени звук Т произносят мягко или не произносят совсем Пишу(ТЬ)

5. Различия в лексике

5. Различия в лексике

 Уроки взаимодополнения и расширения (использование законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой)   Применение межпредметных форм работы на уроках русского языка: Составление алгоритма, схемы, графика; Работа с историческими источниками; Составление лингвистических формул; Решение лингвистических задач и примеров.

Уроки взаимодополнения и расширения (использование законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой)

Применение межпредметных форм работы на уроках русского языка:

  • Составление алгоритма, схемы, графика;
  • Работа с историческими источниками;
  • Составление лингвистических формул;
  • Решение лингвистических задач и примеров.
Лингвистические примеры   1.Сложив данные части, образуйте слово - название раздела науки о языке:    μορφή  « вид ,  наружность ,  форма » +  λογί α  « говорю ,  сообщаю ,  рассказываю » = 2.Сложив данные части, образуйте слово – одно из понятий синтаксиса: διά [д’иа] « раздельно » +  λόγος [логос] « слово ,  речь » = (диалог)

Лингвистические примеры

  1.Сложив данные части, образуйте слово - название раздела науки о языке: 

  μορφή  « вид наружность форма » +  λογί α  « говорю сообщаю рассказываю » =

2.Сложив данные части, образуйте слово – одно из понятий синтаксиса:

διά [д’иа] « раздельно » +  λόγος [логос] « слово речь » = (диалог)

Лингвистические примеры Звуковой и буквенный состав слов. Образуйте слова, выполнив математические действия: Кабан – ан + лук =? (каблук). Корь – ь + идол – л + р =? (коридор). Кот + елка – ка =? (котел). Кар + знак препинания =? (карточка). Ква + рак – ак + тира =? (квартира). Игра – а + ушки = ? (игрушки)

Лингвистические примеры

Звуковой и буквенный состав слов. Образуйте слова, выполнив математические действия:

  • Кабан – ан + лук =? (каблук).
  • Корь – ь + идол – л + р =? (коридор).
  • Кот + елка – ка =? (котел).
  • Кар + знак препинания =? (карточка).
  • Ква + рак – ак + тира =? (квартира).
  • Игра – а + ушки = ? (игрушки)
Лингвистические примеры  Путем сложения данных значимых частей слова образуйте новое слово, отнимая лишний элемент: Под + про + вод + н +ый = подводный Мороз + правд+ н+ ый = морозный Под +дым+ок =дымок

Лингвистические примеры

Путем сложения данных значимых частей слова образуйте новое слово, отнимая лишний элемент:

  • Под + про + вод + н +ый = подводный
  • Мороз + правд+ н+ ый = морозный
  • Под +дым+ок =дымок
Интеграция: русский язык + английский язык Задание к теме « Заимствованные слова». Английские слова распределить по тематическим группам и написать обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь словарем.  Mixer, printer ,diving , remake, broker, shaker ,browser ,bowling, image, security, toaster, scanner, biker, poster,  provider, jumper ,notebook, sprinter ,hit ,realtor, second-hand , Internet, match, jazz ,producer Быт   Компьютер Спорт   Культура   Профессии    

Интеграция: русский язык + английский язык

Задание к теме « Заимствованные слова».

Английские слова распределить по тематическим группам и написать обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь словарем.

Mixer, printer ,diving , remake, broker, shaker ,browser ,bowling, image, security, toaster, scanner, biker, poster,  provider, jumper ,notebook, sprinter ,hit ,realtor, second-hand , Internet, match, jazz ,producer

Быт

 

Компьютер

Спорт

 

Культура

 

Профессии

 

 

Интеграция: русский язык + английский язык

Интеграция: русский язык + английский язык

Рефлексия Продолжите предложение: Мастер-класс был…… Новым для меня было……. Возьму на заметку……… Буду использовать……. Меня заинтересовало……….

Рефлексия

Продолжите предложение:

Мастер-класс был……

Новым для меня было…….

Возьму на заметку………

Буду использовать…….

Меня заинтересовало……….

Если хотя бы одна оценка будет положительной, мои старания вовсе не напрасны. Спасибо за внимание!

Если хотя бы одна оценка будет положительной, мои старания вовсе не напрасны.

Спасибо за внимание!