«Реализация межпредметных связей на уроках русского языка»
Мастер-класс
Учителя МОУ «Школа №144 г.Донецка» Жуковой И.В.
Цель
Рассмотреть практические аспекты использования интеграции на уроках русского языка как важной составляющей формирования универсальных учебных действий
Задачи
• Раскрыть суть метапредметного и интегрированного подхода в обучении;
• Рассмотреть виды интеграции, основные умения, формируемые у обучающихся при интеграции учебных предметов;
• Показать на практике примеры интеграции урока русского языка и других учебных предметов.
Метапредметный подход
• Метазнания – это знания о знаниях, способах их получения;
• Метаспособы – универсальные способы решения познавательных задач;
• Метаумения – учебные междисциплинарные умения, навыки;
• Метапредметные результаты – способы деятельности освоения обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса ,так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Интеграция
Это одна из форм метапредметного подхода в обучении.
Как правило, под интеграцией понимают создание целостного единства из некоторых компонентов, которые ранее существовали изолированно. В педагогике интеграция позволяет обеспечить системное познание учебного материала из разных дисциплин, устранить дублирование отдельных тем, сформировать у учащихся умение исследовать взаимосвязи и взаимозависимости между процессами и явлениями окружающего мира.
Выделяют три вида интеграции:
• уроки полного слияния (совпадение тем и предмета обучения разным дисциплинам);
• уроки взаимодополнения и расширения (использование законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой).
• интегрирование учебных дисциплин на основе использования дидактического материала межпредметной тематики.
Уроки полного слияния (совпадение тем и предмета обучения разным дисциплинам)
Класс:10
Предмет: русский язык
Тема: Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: интегрированный урок (история, география и русский язык).
Цели урока :
- познакомить учащихся с распространением русского языка на территории России, своего края;
- развивать кругозор учащихся, интерес к таким учебным предметам, как география, история, русский язык;
- воспитывать чувство патриотизма, единения с носителями не только родного языка, но и родственных славянских языков.
История
История формирования русского национального языка.
Карта Южно-русских наречий и говоров 1871г.Диалектологическая карта 1914 г.
География
Распространение диалектов на территории России. Определение границ использования диалекта на современной географической карте.
Русский язык: определение
ДИАЛЕКТ (говор) – территориальная разновидность языка, используемая в качестве средства общения жителями одного или нескольких соседних, обычно сельских, населенных пунктов, не имеющих территориально выраженных языковых различий.
Русский язык: классификация
По наличию сходных и различительных особенностей языковеды объединили все многочисленные говоры в так называемые наречия.
В русском диалектном языке выделяют два наречия:
- северное наречие;
- южное наречие.
- среднерусское наречие
Русский язык: речевые особенности
Северное наречие
Южное наречие
1. ОКАНЬЕ – различие звуков О и А в безударной позиции.
1. АКАНЬЕ – совпадение А и О в безударной позиции
2. Г//К пироги – пироК
2. Г//Х пироги – пироХ
3. Произношение местоимений: я, у менЯ
3. Произношение местоимений: я, у менЭ
4. У глаголов в форме з лица настоящего и простого будущего времени звук Т произносится твердо пишуТ
4. У глаголов в форме 3 лица настоящего или простого будущего времени звук Т произносят мягко или не произносят совсем Пишу(ТЬ)
5. Различия в лексике
5. Различия в лексике
Уроки взаимодополнения и расширения (использование законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой)
Применение межпредметных форм работы на уроках русского языка:
- Составление алгоритма, схемы, графика;
- Работа с историческими источниками;
- Составление лингвистических формул;
- Решение лингвистических задач и примеров.
Лингвистические примеры
1.Сложив данные части, образуйте слово - название раздела науки о языке:
μορφή « вид , наружность , форма » + λογί α « говорю , сообщаю , рассказываю » =
2.Сложив данные части, образуйте слово – одно из понятий синтаксиса:
διά [д’иа] « раздельно » + λόγος [логос] « слово , речь » = (диалог)
Лингвистические примеры
Звуковой и буквенный состав слов. Образуйте слова, выполнив математические действия:
- Кабан – ан + лук =? (каблук).
- Корь – ь + идол – л + р =? (коридор).
- Кот + елка – ка =? (котел).
- Кар + знак препинания =? (карточка).
- Ква + рак – ак + тира =? (квартира).
- Игра – а + ушки = ? (игрушки)
Лингвистические примеры
Путем сложения данных значимых частей слова образуйте новое слово, отнимая лишний элемент:
- Под + про + вод + н +ый = подводный
- Мороз + правд+ н+ ый = морозный
- Под +дым+ок =дымок
Интеграция: русский язык + английский язык
Задание к теме « Заимствованные слова».
Английские слова распределить по тематическим группам и написать обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь словарем.
Mixer, printer ,diving , remake, broker, shaker ,browser ,bowling, image, security, toaster, scanner, biker, poster, provider, jumper ,notebook, sprinter ,hit ,realtor, second-hand , Internet, match, jazz ,producer
Быт
Компьютер
Спорт
Культура
Профессии
Интеграция: русский язык + английский язык
Рефлексия
Продолжите предложение:
Мастер-класс был……
Новым для меня было…….
Возьму на заметку………
Буду использовать…….
Меня заинтересовало……….
Если хотя бы одна оценка будет положительной, мои старания вовсе не напрасны.
Спасибо за внимание!