СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Ромашка Блума"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном методическом совещании учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Ромашка Блума"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием Администрации Туринского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 им. Ж.И.Алферова






МАСТЕР-КЛАСС

«Стратегия смыслового чтения. Ромашка Блума»













Работу выполнила: Н.Н.Рожкова
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория





г.Туринск

2018

Аннотация

Чтение и письмо открывают человеку новый мир,

Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.

Н. Карамзин

Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?

На мой взгляд, эту проблему может решить технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП), которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Критическое мышление формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

В своей педагогической практике на уроках литературного чтения я часто использую стратегию – Ромашка Блума. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, такую ромашку можно задать ученикам на дом.







ВВЕДЕНИЕ

Цель: представление методического приема «Ромашка Блума», направленного на совершенствование умения учащихся анализировать информацию, уметь выражать свое отношение к ней, формулировать вопросы и находить на них ответы.

Задачи:

  1. Продемонстрировать теорию работы в малых группах (стратегию смыслового чтения);

  2. Отработать прием смыслового чтения «Ромашка Блума» в группах;

  3. Рефлексировать деятельность по использованию приема смыслового чтения участниками мастер – класса.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Содержание мастер-класса

- Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.

- К сожалению, на уроках чаще спрашиваем мы, и это большая проблема наших детей. Им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно.

- Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то узнать.

- Существует притча об умении задавать вопросы:
«Монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
- Можно ли во время моления курить?

Монахов наказали за дерзость.

Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
- Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: "Могут".»

Цель моего мастер класса: дать понятие приему Ромашка Блума.

Ромашка Блума была создана американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

В чем особенность этого приема, мы попытаемся с вами выяснить. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Её можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.

- Для того, чтобы это выяснить, предлагаю выполнить практическую работу по предложенному плану. У вас на столах есть план данной работы, легенда о ромашке, лепесток.

(Практическая работа по предложенному плану. После ответ на задание)

Рефлексия

- Давайте подведем итоги. Посмотрите на доску, на ней находится большая ромашка, и я предлагаю вам на ней погадать. Каждый из вас подходит, отрывает лепесток, показывает, что на нем написано, а все остальные определяют к какому типу вопроса относятся вопросительные слова. (после этого, каждому присутствующему дарю ромашку)

- Какие вопросы было труднее формулировать?

- Как «Ромашка вопросов» помогает при работе с текстом?

3