Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием Администрации Туринского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им. Ж.И.Алферова
МАСТЕР-КЛАСС
«Стратегия смыслового чтения. Ромашка Блума»
Работу выполнила: Н.Н.Рожкова
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
г.Туринск
2018
Аннотация
Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.
Н. Карамзин
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной и коммуникативной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?
На мой взгляд, эту проблему может решить технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП), которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Критическое мышление формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
В своей педагогической практике на уроках литературного чтения я часто использую стратегию – Ромашка Блума. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, такую ромашку можно задать ученикам на дом.
ВВЕДЕНИЕ
Цель: представление методического приема «Ромашка Блума», направленного на совершенствование умения учащихся анализировать информацию, уметь выражать свое отношение к ней, формулировать вопросы и находить на них ответы.
Задачи:
Продемонстрировать теорию работы в малых группах (стратегию смыслового чтения);
Отработать прием смыслового чтения «Ромашка Блума» в группах;
Рефлексировать деятельность по использованию приема смыслового чтения участниками мастер – класса.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Содержание мастер-класса
- Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Современный человек задает вопросы не только другому человеку, но и поисковым системам в Интернете. Просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова из предполагаемого ответа.
- К сожалению, на уроках чаще спрашиваем мы, и это большая проблема наших детей. Им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно.
- Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то узнать.
- Существует притча об умении задавать вопросы:
«Монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
- Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
- Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: "Могут".»
Цель моего мастер класса: дать понятие приему Ромашка Блума.
Ромашка Блума была создана американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
В чем особенность этого приема, мы попытаемся с вами выяснить. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Её можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
- Для того, чтобы это выяснить, предлагаю выполнить практическую работу по предложенному плану. У вас на столах есть план данной работы, легенда о ромашке, лепесток.
(Практическая работа по предложенному плану. После ответ на задание)
Рефлексия
- Давайте подведем итоги. Посмотрите на доску, на ней находится большая ромашка, и я предлагаю вам на ней погадать. Каждый из вас подходит, отрывает лепесток, показывает, что на нем написано, а все остальные определяют к какому типу вопроса относятся вопросительные слова. (после этого, каждому присутствующему дарю ромашку)
- Какие вопросы было труднее формулировать?
- Как «Ромашка вопросов» помогает при работе с текстом?
3