Уважаемые коллеги!
Жизнь человека – череда многочисленных выборов, и выбор профессии можно отнести к самым сложным.
(Резапкина Г.)
Эпиграфом к нашей встрече служат замечательные слова Галины Резапкиной психолога – профконсультанта, которые нас сразу же погружают в тему мастер класса «Шаги к профессии»
Ни для кого не секрет, что правильно выбранная область профессиональной деятельности способствует формированию гармонической личности, реализации ее творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Найти себя в мире профессий - непростая задача. Профессиональное самоопределение требует хорошего самопонимания, знания своих сильных и слабых сторон, ориентировки в нашем стремительно меняющемся мире, где мировоззрение молодежи формируется в первую очередь идеями и примерами из интернета. Успешные блогеры пропагандируют легкие заработки и беззаботную жизнь. Выпускники и их родители находятся в сложной ситуации выбора, смутно представляя себе реальную ситуацию на рынке труда, особенно когда живут в небольшом селе, и круг интересов не выходит за его рамки. Многие молодые люди предпочитают отдаться течению жизни, не задумываясь о последствиях своих действий (или, что хуже, бездействия), поступают "за компанию" или по настоянию родителей в учебное заведение, а затем не могут найти себя в выбранной когда-то области. Как же быть? Ответ напрашивался сам собой долгие годы: нужно учиться понимать себя, свои интересы, пробовать себя в разных видах деятельности, планировать свой путь развития, изучать профессии. И чем раньше начать это делать, тем лучше.
Таким образом, не случайно Министерство Просвещения РФ с 1 сентября 2023 года включило в основную общеобразовательную программу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» для учащихся 6-11 классов. Это профориентационный минимум, направленный на реализацию комплексной и систематической профориентационной работы. В состав этого комплекса безусловно входит работа в данном направлении по всем учебным предметам, начиная с начальной школы. Какова же роль ИЯ в решении данного вопроса. На мой взгляд цель профессиональной ориентации на уроке — ИЯ- это стимулирование процесса самопознания и профессионального самоопределения учащихся, привлечение их внимания к изучению профессии.
Определив цель, учитель решает следующие задачи:
Способствовать получению знаний и навыков, необходимых в жизни и профессиональной деятельности;
Развитие коммуникативных способностей;
Информирование обучающихся о специфике рынка труда.
Знакомство с миром профессий я провожу поступательно, чаще всего с одной и той же группой профессий мы встречаемся ежегодно, но по мере взросления учащихся знания о профессии расширяются.
Мир профессий открывается во втором классе в теме «Семья», где мы говорим о профессиях родителей, бабушек и дедушек.
В третьем классе дети уже могут назвать профессию, описать внешний вид и сказать, какими качествами должен обладать человек той или иной профессии.
В четвертом классе дети уже могут не только назвать профессию, рассказать, какими качествами характера должен обладать человек, избравший эту профессию, но и ответить на вопросы, где работают их родители или родственники, а также сказать, чем они занимаются. Т.е. с каждым годом словарный запас специальной лексики расширяется, изучение функциональных обязанностей и особенностей той или иной профессии углубляется.
В среднем звене, показывая слайд с изображением представителя той или иной профессии, дети должны догадаться, о какой профессии идет речь, где работает человек данной профессии и какими качествами должен обладать. Опираясь на слова - подсказки составляют предложения. На основе прочитанных диалогов, ставим с учащимися сценки. Помимо того, что дети играют роль, ведется еще и диалог по формированию этикета. Отрабатываются аутентичные тексты, затрагивающие культуру, историю, географию немецкоговорящих стран и своей страны.
В старших классах мы учимся рассказывать и расспрашивать о проблемах, связанных с учебой, даем советы/рекомендации для повышения эффективности учебы, обсуждаем планы на будущее и как лучше подготовиться к экзамену. Говорим о преимуществах и недостатках тех или иных профессий, обсуждаем необычные и редкие профессии и какими чертами характера должны обладать люди той или иной профессии, учимся заполнять анкету при приеме на работу.
В содержании программы по иностранным языкам «Предметное содержание речи» существует раздел «Учебно-трудовая сфера». В этом разделе и изучаются тема, которую мы рассматриваем на сегодняшнем мастер-классе:
Таблица 1
Профориентационное предметное содержание речи на уроках английского языка
Класс | Сфера общения | Предметно-тематическое содержание | Коммуникативные задачи К концу года учащийся должен уметь: |
3 класс | Учебно-трудовая | Школьные принадлежности | • Назвать основные виды деятельности на уроке |
4 класс | Социально-бытовая | Семья и друзья | • Рассказать и расспросить о профессиях, интересах и любимых занятиях членов семьи / друга |
4 класс | Учебно-трудовая | Расписание уроков | • Рассказать о своих уроках в школе |
6 класс | Учебно-трудовая | Школа | • Сравнить школу в России и стране изучаемого языка |
7 класс | Учебно-трудовая | Урок иностранного языка | • Рассказать об уроке иностранного языка • Выразить свое отношение к иностранному языку • Обосновать важность изучения иностранного языка |
8 класс | Учебно-трудовая | Школьные традиции | • Сравнить традиции своей школы и школы зарубежного сверстника |
9 класс | Учебно-трудовая | Учеба | • Дать советы/рекомендации для повышения эффективности учебы• Обсудить планы на будущее • Объяснить, как лучше подготовиться к экзамену • Проанализировать свой стиль учебной деятельности |
10 класс | Учебно-трудовая | Образование | • Сравнить и обсудить системы образования в родной стране и стране изучаемого языка • Обсудить экзамены в системе образования своей страны и страны изучаемого языка |
11 класс | Учебно-трудовая | Выбор профессии | • Рассказать и расспросить о будущей профессии • Обосновать свой выбор профессии • Обсудить достоинства и недостатки различных профессий • Рассказать и расспросить о роли иностранного языка в профессиональной деятельности человека |
В итоге выполняем мини - проекты «Моя будущая профессия», «Моя семья и мой выбор», «Ярмарка профессий», где необходимо раскрыть черты характера человека, условия работы, и объяснить свой выбор и как семья относится к твоему выбору. Таким образом, знакомство с миром профессий постоянно продолжается и углубляется.
Считаю, плодотворным для формирования профессионального определения у школьников являются ролевые игры, где ребята берут на себя роли врача и пациента, продавца и покупателя, тур агента, экскурсовода и туриста, учителя и ученика разыгрывают ситуации, подобные реальной жизни, используя изученный материал.
Сегодня ученики 6 класса взяли на себя роли в магазине «Дамские шляпки».
СЦЕНКА про шляпу….
Таким образом, наш предмет представляет безграничные возможности для профессиональной ориентации учащихся.
Роли моих учеников показали насколько в жизни важны коммуникативные качества, такие как: терпение, вежливость, уважительные отношения, умение находить компромиссы, выслушать человека, готовность помочь в любой ситуации. Все эти качества необходимы во всех областях профессий, особенно в профессии учитель!
В заключительной части нашей встречи свою работу по профессиональной ориентации учащихся, я представлю вам в виде обычной пирамиды.
Сборку я начну с осевого крепления-для меня это личность ученика, это- крепкий стержень, которой должен быть внутри каждой личности.
И хотя это главный крепёжный элемент, но посмотрите, насколько он неустойчив. Точно также абсолютно неустойчивы и профессиональные взгляды малышей. Поэтому, первые знакомство с профессией выглядит как самое маленькое кольцо. Оденем его, но устойчивости почти не прибавилось. Через год колечко чуть больше, пропорционально представлениям о профессии. Ещё годы и новые шаги, ведущие к вершине. К окончанию школы у меня в руках самое большое кольцо выстраиваемой пирамиды, это и есть моя задача: подготовить личность к профессиональному самоопределению.
Пирамида, которая есть ни что иное, как ученик, познавший мир профессий и сделавший много профессиональных проб – это кольца пирамиды на её главном крепёжном элементе. Теперь наш выпускник в мире профессий имеет такое же устойчивое положение, как и сама пирамида.
Таким образом, становление учащихся, как личность, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Они могут переживать болезненную обточку время от времени и исправлять ошибки по ходу своего становления, но это будет необходимым чтобы стать лучше. И главное позволить доверить себя в надёжные руки учителя и родителя, тогда наши ученики готовы будут преодолеть любые препятствия в достижении своих профессиональных ориентиров.
Удачи нам всем в достижении тех задач, которые нам ставят рабочие программы конструктора.